Решение №НВ/8788/21 Решение № 021/06/64-1270/2021 от 13 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «РИК»

 

Дело № 021/06/64-1270/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии от:

заказчика – Управления городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики – "..."

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «РИК», "..."

в отсутствие представителя от уполномоченного органа, администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев путем видеоконференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «РИК» (далее – ООО «РИК», Общество, заявитель) на положения конкурсной документации заказчика, уполномоченного органа при поведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов для целей наружного освещения на территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики (изв. № 0115300022721000202), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 02.12.2021 по подведомственности из ФАС России поступила жалоба ООО «РИК» на положения конкурсной документации заказчика, уполномоченного органа при поведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов для целей наружного освещения на территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики (изв. № 0115300022721000202).

Из жалобы следует, что положения конкурсной документации не соответствуют положениям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:

- заказчиком в конкурсной документации установлено требование на соответствие недействующим ГОСТам;

- пункт 3.2. Технического задания конкурсной документации не позволяет участнику закупки сформировать свое предложение о цене контракта;

-пункты 3.1.1 и 4.6 проекта контракта не соответствует пункту 6 постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее – Постановление № 636);

- заказчиком установлены завышенные характеристики товара, что, по мнению заявителя, ограничивают количество участников закупки;

- технические характеристики требуемых к поставке светильников соответствуют только модели единственного производителя, а именно: ООО "ЛЕДЕЛ", что, по мнению заявителя, приводит к ограничению количества участников закупки;

- заказчиком неверно указан порядок расчета базисного и отчетного периода, в связи с чем, по мнению заявителя, заказчиком неверно рассчитана начальная (максимальная) цена контракта.

На основании изложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), признать ее обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в конкурсной документации, просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

15.11.2021 Уполномоченным оргнаом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300022721000202 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов для целей наружного освещения на территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 213 271 668,75 руб. Одновременно размещена конкурсная документация.

Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Относительно довода заявителя о том, что заказчиком в конкурсной документации установлено требование на соответствие недействующим ГОСТам, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Представителем заказчика пояснено и Комиссией установлено, что 06.12.2021 уполномоченным органом внесены изменения в положения конкурсной документации.

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы по существу, пункт 3.3.3 исключен из Технического задания конкурсной документации, пункт 3.1.12 проекта контракта содержит требование на соответствие ГОСТ 26824-2018.

По доводу заявителя о том, что установленное в пункте 3.2. Технического задания конкурсной документации требование не позволяет сформировать предложение о цене контракта, Комиссия установила следующее.

Особенности заключения энергосервисных контрактов регламентированы статьей 108 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота) (далее – Постановление № 636).

Согласно Постановлению № 636 перечень мероприятий может формироваться на основании актуальных на дату формирования перечня мероприятий сведений об объекте (при отсутствии у заказчика энергетического паспорта или изменении информации об объекте (объектах) со времени его составления). Для формирования перечня мероприятий может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления энергетического ресурса за предыдущие периоды, указанная заказчиком в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок, и дополнительная информация, собранная участниками закупки на объекте (объектах) самостоятельно.

Согласно требованиям части 4 статьи 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта проект такого контракта, направляемый заказчиком поставщику, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Комиссией установлено, что в качестве описания объекта закупки Заказчик указал на категорию улиц по нормам освещенности, согласно СП 52.13330.2016, количество светильников, типы оборудования, подлежащих установке на дорогах указанных категорий. СП 52.1330.2016, сведения о наличии приборов учета, что соответствует содержанию требований, установленных постановлением правительства N 636.

В Техническом задании установлена обязанность первоочередного выполнения обследования объекта энергосервиса в рамках энергосервисных мероприятий. Обследование объекта энергосервиса включает в себя осмотр объекта энергосервиса, анализ документации, относящейся к объекту энергосервиса, разработка решения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при замене находящихся в эксплуатации светильников наружного (уличного) освещения в течение 90 календарных дней с момента заключения Контракта.

Категории дорог (классификация улично - дорожной сети) могут быть определены только по итогам обследования объекта энергосервиса, в ходе осмотра объекта энергосервиса и анализа документации, относящейся к объекту энергосервиса по согласованию Заказчика и Исполнителя. Кроме того, таблица N 3 Технического задания содержит подробные сведения и адреса участков освещения.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ N 636 при формировании перечня мероприятий может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления энергетического ресурса за предыдущие периоды, указанная заказчиком в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом Аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок, и дополнительная информация, собранная участниками закупки на объекте (объектах) самостоятельно.

Условиями конкурсной документации не установлена обязанность предоставления в составе заявок участников сведений, связанных с категорийностью (классификацией) дорожной сети объектов энергосервиса.

При этом, пункт 3.2.4. проекта энергосервисного контракта содержит обязанность Заказчика в ходе исполнения контракта предоставлять все необходимые для реализации энергосервисного контракта сведения.

Следовательно, определение необходимых данных после заключения контракта в ходе обследования объекта энергосервиса не препятствует участникам в формировании предложений в отношении объекта закупки и не ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.

Относительно доводов заявителя о том, что пункты 3.1.1 и 4.6 проекта контракта не соответствует пункту 6 Постановления № 636, техническим заданием установлены завышенные характеристики товара, что, по мнению заявителя, ограничивают количество участников закупки, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 54.3 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Представителем заказчика пояснено и Комиссией установлено, что 06.12.2021 уполномоченным органом внесены изменения в положения конкурсной документации.

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы по существу, нарушений в положениях документации о закупке не установлено.

Следовательно, при рассмотрении по существу, указанные доводы не нашли своего подтверждения.

Довод заявителя, что технические характеристики требуемых к поставке светильников соответствуют только модели единственного производителя, а именно: ООО "ЛЕДЕЛ", Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Из жалобы следует, что в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствуют светильники, соответствующие требованиям технического задания, кроме светильников производства ООО «ЛЕДЕЛ».

Комиссия отмечает, что исполнением требований Закона должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.

Аналогичная позиция содержится в пункте 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

Представителем заказчика в материалы дела представлено письмо ООО «Дом Электрики» от 06.12.2021 № 153, сообщающее о возможности поставки светильников в соответствии требованиями Технического задания конкурсной документации.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.

Довод заявителя о неверно установленном порядке расчета базисного и отчетного периода, в связи с чем заказчиком неверно рассчитана начальная (максимальная) цена контракта, Комиссия оставляет без рассмотрения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вопросы в отношении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, являются объектом контроля органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В рамках полномочий, определенных законодательством о контрактной системе антимонопольный орган, в части формирования начальной (максимальной) цены контракта, контрольными функциями не наделен.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «РИК» необоснованной, довод о неверно установленном порядке расчета базисного и отчетного периода, в связи с чем заказчиком неверно рассчитана начальная (максимальная) цена контракта оставить без рассмотрения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «РИК» на положения конкурсной документации заказчика, уполномоченного органа при поведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов для целей наружного освещения на территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики (изв. № 0115300022721000202) необоснованной;

2. В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» довод ООО «РИК» в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.

3. Направить настоящее решение в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

2021-10171

 

 

Связанные организации

ООО "РИК"
ИНН 7733311169, ОГРН 5167746470260
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНН 2124009899, ОГРН 1022100913130
УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНН 2124035803, ОГРН 1122124000701