Решение №04-05/7535 Установлено нарушение антимонопольного законодательства. от 22 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 1/04-АМЗ-2018

 

Резолютивная часть оглашена 8 октября 2019

Решение изготовлено в  полном объеме 22 октября 2019 года                  г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 1/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«…»

при участии:

«…»

рассмотрела материалы дела № 1/04-АМЗ-2018, возбужденного в отношении   ПАО «Т Плюс» по признакам  нарушения  части  1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон                     № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в неподаче тепловой энергии согласно заключенного с ООО «Спецстрой» договора №ДТС/7Р00-1-101/2017-0234,                                          

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Чувашское УФАС России) 21.11.2017                   (04-05/7746) поступило обращение ООО «Спецстрой» на неправомерные  действия  ПАО «Т Плюс» по необеспечению тепловой энергии  объектов Общества, согласно заключенного договора №ДТС/7Р00-1-101/2017-0234.       

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что в производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находилось дело №А79-4113/2018 возбужденное на основании искового заявления ПАО «Т Плюс» о признании  заключенного 18.10.2017  договора теплоснабжения №ДТС/7Р00-1-101/2017-0234 с ООО «Спецстрой» недействительным.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая, что выводы суда по делу А79-4113/2018 имели значение для дальнейшего рассмотрения настоящего дела, Комиссией было принято решение о приостановлении рассмотрения настоящего дела до вступления  в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №А79-4113/2018.

Арбитражным судом Чувашской Республики по делу №А79-4113/2018 от 21.01.2019 о признании недействительным договора теплоснабжения от 18.10.2017 №ДТС7F00-1-101/20170234 заключенного между ПАО «Т Плюс»  и                           ООО  «Спецстрой», ПАО «Т Плюс» в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Первого Арбитражного Апелляционного суда от 24.05.2019 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.01.2019 оставлено без изменения.

На основании изложенного, Комиссией по настоящему делу 03.07.2019 принято решение о возобновлении рассмотрения дела 1/04-АМЗ-2018.

Представитель ответчика ПАО «Т Плюс»  заявленные требования не признала, пояснила, что, несмотря на признание Арбитражным судом Чувашской Республики оспариваемого договора действующим, техническая возможность для отпуска тепловой энергии в горячей сетевой воде  ООО «Спецстрой» в предусмотренной договором №ДТС/7Р00-1-101/2017-0234 от 18.10.2017   точке технологического присоединения отсутствует.

Ранее, представителем третьего лица ООО «Чулочно-трикотажная фабрика» - представлена информация,  о том, что ООО «Чулочно-трикотажная фабрика» не имеет возможности принимать от теплоснабжающей организации тепловую энергию в виде горячей воды.

«…»  ООО «Спецстрой» «…» позицию, изложенную в обращении, пояснениях, направляемых в ходе рассмотрения обращения поддержал в полном объеме.

 

 

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

В порядке пункта 1 статьи 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Из пункта 1 статьи 539 ГК РФ следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно статье 544 названного Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу  статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающих устройств, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.        

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Как следует, из   статьи 426 ГК РФ  спорный договор является публичным и энергоснабжающая организация не вправе была отказать в его заключении при наличии технической возможности.

Пунктом 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении»)  установлено, что единая теплоснабжаюшая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении»  система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

В соответствие с частью 6 статьи 13 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги но регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 56 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г № 808 ( далее – Правила №808) по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сечей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям., преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

Согласно  пункта 35 названных правил для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения, содержащую следующие сведения: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество) заявителя; место нахождения организации (место жительства физического лица); место нахождения теплопотребляющих установок и место их подключения к системе теплоснабжения (тепловой ввод); тепловая нагрузка теплопотребляющих установок по каждой теплопотребляющей установке и видам тепловой нагрузки (отопление, кондиционирование, вентиляция, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), подтвержденная технической или проектной документацией; договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя в течение срока действия договора или в течение 1-го года действия договора, если договор заключается на срок более 1 года; срок действия договора; сведения о предполагаемом режиме потребления тепловой энергии; сведения об уполномоченных должностных лицах заявителя, ответственных за выполнение условий договора (за исключением граждан-потребителей); расчет объема тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, подтвержденный технической или проектной документацией; банковские реквизиты; сведения об имеющихся приборах учета тепловой энергии, теплоносителя и их технические характеристики.

В соответствии с пунктом 36 Правил №808 к заявке на заключение договора теплоснабжения в том числе прилагаются следующие документы: удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии); документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения; разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом федерального государственного энергетического надзора; акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ                      «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ«О теплоснабжении»)  проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

 Пунктом 6 названной статьи определено, что проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 11.1 Правил № 115 установлено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность; шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб; промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления; испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами; разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.

Требованиями пункта 9.1.59 Правил №115 установлено, что испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность должны производиться после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя энергоснабжающей организации. Результаты проверки оформляются актом.

Приказом №103 определено, что  в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; работоспособность защиты систем теплопотребления; наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; плотность оборудования тепловых пунктов; наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов; отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель; наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок; проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к настоящим Правилам.

Обязанность потребителя тепловой энергии перед пуском тепловых пунктов и систем теплопотребления выполнять их ремонт, промывку (а при открытой системе теплоснабжения — дезинфекцию и повторную промывку), гидравлические испытания на прочность и плотность установлена также Типовой инструкцией по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) РД 153-34.0-20.507-98 (утв. РАО «ЕЭС России» 06.07.1998) и Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285. Указанные Типовые инструкции содержат аналогичные требования к промывке систем теплопотребления         и гидравлическому испытанию на прочность и плотность (пункты 5.25 - 5.30 Приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 и 5.2.4.1 - S.2.4.8 Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей)).

 Кроме того, следуя  абзацу 10 пункта  52 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000  № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» не производить подачу теплоносителя при отсутствии акта готовности системы теплопотребления и тепловой сети.

Данные нормы, регулируют сферу заключения договора теплоснабжения, но не сферу порядка подключения к сетям теплоснабжения.

 Порядок подключения к сетям теплоснабжения и недискриминационный доступ к ним на территории Российской  регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 (далее – Постановление №307).

 Согласно названному постановлению для заключения договора о подключении к сетям теплоснабжения не требуется наличие актов готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду (п. 11).

 Согласно пункта 28 Постановления №307 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, а в случае подключения многоквартирного дома - до границы с инженерно-техническими сетями дома, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих тепловых сетей или источников тепловой энергии, а также мероприятия по фактическому подключению содержат: подготовку и выдачу исполнителем условий подключения и согласование их в необходимых случаях с организациями, владеющими на праве собственности или ином законном основании смежными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии; разработку исполнителем проектной документации в соответствии с условиями подключения; проверку исполнителем выполнения заявителем условий подключения; осуществление исполнителем фактического подключения объекта к системе теплоснабжения.

 На основании пункта 43 Постановления №307 конечный результат осуществления подключения -   составление и подписание обеими сторонами акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон.

В ходе изучения представленных документов и сведений установлено следующее.

Письмом от 03.10.2017г. б/н ООО «Спецстрой» обратилось в адрес                  ПАО «Т Плюс» о заключении договора теплоснабжения производственной базы, расположенной по адресу; г. Чебоксары, ул. Декабристов, д. 21 а, для чего            ООО «Спецстрой»  предоставлены копии Схемы разграничения по тепловым сетям между ООО «ЧТФ» и ООО «Спецстрой», рабочего проекта узла учета тепловой энергии и теплоносителя 86/13-Г-ТМ (в котором указано, что  система теплоснабжения - трехтрубная, закрытая; схема подключения системы теплопотребления - зависимая; источник тепла - 7314-2; температура теплоносителя в подающем трубопроводе 150 градусов и т.п.), паспорта счетчика холодной и горячей воды, паспорта вычислителя количества теплоты.

В ответ на данное предложение ПАО «Т Плюс» выданы Технические условия на подключение к магистральным тепловым сетям Филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» ООО «Спецстрой» ул. Декабристов, д. 21 А г. Чебоксары   № 50504-

 

05-296 от  06.06.17, предусматривающие возможность подключения                           ООО «Спецстрой» либо от точки подключения - ТК-8 или точки подключения -                  ТК-2П.

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон  снабжение объекта потребителя по ул. Декабристов, 21 а, осуществляется от тепловой камеры ТК-2П тепловых сетей филиала «Марий Эл и Чувашии» через тепловые сети ООО «Чулочно-трикотажная фабрика» (далее – ООО «ЧТФ»).

Теплоснабжение ООО «ЧТФ» осуществляется на основании договора теплоснабжения (снабжение тепловой энергии в паре) от 01.05.2013                            № ДТС/5200-1-104/2013-0002.

В соответствии с условиями договора с  ООО «ЧТФ»  ПАО «Т Плюс» обязалось подавать тепловую энергию в паре и (или) теплоноситель на объекты, расположенные  по ул. Калинина, 107 Чебоксары.

На основании  акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон по трубопроводам отборного пара границей балансовой и эксплуатационной ответственности сторон является вторые фланцы задвижек Ду200 и Ду50 (байпаса) по ходу движения теплоносителя в камере 7К-2П.

 ООО «Спецстрой» 18.10.2017 заключен договор теплоснабжения №ДТС/7F00-1-101/2017-0234, согласно которому теплоснабжающая организация - Филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (далее -  ПАО «Т Плюс») обязалось подавать ООО «Спецстрой» через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде и теплоноситель, а последний обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный Договором режим потребления тепловой энергии, следуя положению пункта 1.1 вышеназванного договора.

Заключение договора теплоснабжения сторонами подтверждает факт осуществления технологического присоединения производственной базы                       ООО «Спецстрой», расположенной по адресу; г. Чебоксары, ул. Декабристов, д. 21 а к сетям  Филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» (к существующему паропроводу ТК-2П).

ПАО «Т Плюс» тепловая энергия (теплоноситель) в указанные договором точки поставки 20.11.2017 подана не была.

В ходе рассмотрения дела ПАО «Т Плюс», указывало на невозможность подачи тепловой энергии в силу того, что, несмотря на подписание договора, явившего предметом спора между сторонами,  точка подключения                               ООО «Спецстрой» к принадлежащей ПАО «Т Плюс» системе теплоснабжения (для целей потребления тепловой энергии в горячей сетевой воде) фактически отсутствует.

 Письмом от 01.11.2017 №100 ООО «Спецстрой» уведомил                                  ПАО  «Т Плюс» о выполнение мероприятий по подготовке к отопительному сезону и о приеме тепловой энергии в точке поставки, указанной в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

По информации ПАО «Т Плюс», ООО «Спецстрой» не представлены документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения.

Технические условия на подключение к магистральным тепловым сетям Филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс», ООО «Спецстрой»                                 ул. Декабристов, д. 21 А, г. Чебоксары   № 50504-05-296 от 06.06.17 не выполнены, ввиду чего фактическое подключение объектов потребления ООО «Спецстрой» не состоялось (по информации ПАО «Т Плюс»), что свидетельствует о факте отсутствия  технической возможности для отпуска тепловой энергии в горячей сетевой воде, в адрес  ООО «Спецстрой» и об отсутствии правовых оснований для признания Договора заключенным и подлежащим исполнению со стороны ПАО «Т Плюс».

ПАО «Т Плюс» представляло информацию о том, что,  ООО «Спецстрой» в нарушение Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. №115 которым утверждены «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее – Правила № 115, ПТЭ), а также Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» (далее – Приказ №103)                        ООО «Спецстрой» не представлено доказательств выполнения следующих обязательств: не представлен проект теплоснабжения предприятия (организации), согласованный теплоснабжающей организацией, а также план-график проведения испытаний систем теплопотребления на гидравлическую прочность и плотность, гидропневматической промывки и ремонта системы теплопотребления (основание - п.2.8,1, п.б.2.63 и п,11,2 ПТЭ); производство гидропневматической промывки систем теплопотребления до полного осветления воды в присутствии лредставителя(ей) теплоснабжающей организации (её агента) с составлением акта (П.9.2.9.ПТЭ); проведение испытаний тепловых сетей и оборудования систем теплопотребления на прочность и плотность в присутствии представителя(ей) теплоснабжающей организации (или её агента) с последующим составлением акта (п.9.2.13 ПТЭ); установление на вводе тепловых сетей стальной запорной арматуры, проведение ревизии (при необходимости замены) запорной и регулирующей арматуры (п.9.1.26 ПТЭ); установление автоматического регулятора температуры воды в системе ГВС (п.9.5.1 ПТЭ); установление поверенных контрольно-измерительных приборов (п.9.1.44 - 9.1.45 ПТЭ); проведение ремонта и регулировки предохранительных клапанов и автоматических регуляторов (п.9.2 ПТЭ) установление дросселирующих устройств (сопел элеваторов, диафрагмы) с диаметрами, соответствующими расчёту теплоснабжающей организации в присутствии представителя(ей) теплоснабжающей организации (или её агента) с последующим составлением акта (п.9.2 ПТЭ); выполнение утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери и т.п., а также индивидуальные тепловые пункты) (п.11.5 ПТЭ); выполнение ремонта тепловой изоляции трубопроводов, тепловых пунктов, элеваторных узлов (п.9.1.39 ПТЭ); проведение покраски трубопроводов в тепловых пунктах и элеваторных узлах (п.9.1,40 ПТЭ); проведение работы по герметизации ввода трубопроводов тепловых сетей (п.б.1.б ПТЭ); установление приборов коммерческого учета, в случае истечения межповерочного интервала проведение поверки средств учета (п.9.1.43 ПТЭ); предоставление схемы теплоснабжения предприятия (пп. ю п.1б Правил оценки); предоставление в отдел тепловой инспекции филиала Марий Эл и Чувашии ОАО «Энергосбыт Плюс» копии технического паспорта теплового пункта (п.9.1.5 ПТЭ); обучение и аттестация ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и предоставление копии приказа о назначении лица, ответственного за теплоснабжение предприятия/организации (п. 2.1.2, 2.2.2 ПТЭ); ремонт теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю (п.11.5 ПТЭ); ликвидация прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией (п.11.5 ПТЭ); проведение регулировки системы отопления и ГВС (п.9.3.25 ПТЭ).

По сведениям ПАО «Т Плюс» ООО «Спецстрой» не представлено доказательств выполнения всего комплекса необходимых обязательных действий предшествующих этапу начала подачи тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями Договора №ДТС/7Р00-1-101/2017-0234 от 18.10.2017, в связи с чем, правовые основания для подачи тепловой энергии на объект ООО «Спецстрой» отсутствовали.

 Несмотря на изложенную позицию ПАО «Т Плюс», Комиссия находит указанные выше доводы несостоятельными в силу приведенных выше правовых норм.

Кроме того, как указано выше, на основании п. 43 Постановления №307 конечный итог осуществления подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон.

ООО «Спецстрой» представлен акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (б/н от 18.10.2017).

 Данный акт свидетельствует о том,  что ООО «Спецстрой» выполнены все технические условия для подключения к сетям теплоснабжения.

В случае не выполнения технических условий акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон подписан быть не может и как следствие заключения договора теплоснабжения также невозможно.

 Согласно Договору №ДТС/7Р00-1-101/2017-0234 от 18.10.2017 ПАО «Т Плюс» обязалось подавать ООО «Спецстрой» через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде и теплоноситель, а последний обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный Договором режим потребления тепловой энергии, следуя положению пункта 1.1 вышеназванного договора

По состоянию на 20.11.2017 года ПАО «Т Плюс» тепловая энергия (теплоноситель) в указанные договором точки поставки не подана.

Вместе с тем, как отметил суд в решении по делу №А79-4113/2018 согласно представленным в материалы дела документами, существующая система теплоснабжения объекта ООО «Спецстрой» по адресу: г. Чебоксары, ул.Декабристов 21а была смонтирована согласно проекта на реконструкцию теплой стоянки производственной базы СМЭУ МВД ЧР в г. Чебоксары, разработанного проектным институтом Чувашагропромпроект в 1996 году.

Согласно п.4.2. «Теплоснабжение, тепловые сети» проекта Источник теплоснабжения — ТЭЦ-1, точка подключения — от коллектора АО «Чебоксарский трикотаж», такое же условие установлено техническими условиями присоединения к сетям теплоснабжения.

Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон содержит схему: от тепловой камеры ТК-2П тепловых сетей Филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» через тепловые сети ООО «Чулочно-трикотажная фабрика».

Из вышеуказанного акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон точки поставки тепловой энергии согласованны непосредственно на объекте ООО «Спецстрой», при этом согласно оговоренным сторонами замечаниям отражено, что «ООО «Спецстрой» подключены к сетям ПАО «ТПлюс» через сети теплосетевой организации ООО «ЧТФ», то есть отражена схема «опосредованного» технологического присоединения.

Судом установлено, что из ранее заключенного между ООО «ЧТФ» и Ответчиком договора №145 на возмещение затрат на пользование энергоресурсами от 24 апреля 2013 г. непосредственно ООО «Спецстрой» тепловая энергия, приобретенная ООО «ЧТФ» в свою очередь у ПАО «Т-Плюс» в виде пара, поставлялась уже в горячей воде.

При этом ПАО «Т Плюс» не представлено доказательств опровергающих поставку энергоресурса в точки поставки ООО «Спецстрой», обозначенные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, именно в виде горячей воды.

Следовательно, ПАО «Т Плюс» имеет технологическую возможность осуществления теплоснабжения объекта ООО «Спецстрой» по адресу: г. Чебоксары, ул. Декабристов 21а.

Кроме того, ПАО «Т Плюс» в отличие от ООО «Спецстрой», являясь специализированным участником спорных правоотношений, подготавливая проект и подписывая спорный договор и соответствующие приложения, не могло не оценивать  наличие технологической возможности для его исполнения.

Правомерность принятого решения Арбитражным судом Чувашской Республике подтверждается  Постановлением Первого Арбитражного Апелляционного суда от 24.05.2019, которым решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.01.2019 оставлено без изменения.

Как указал суд апелляционной инстанции, в материалах дела доказательства, каких-либо технологических препятствий для теплоснабжения объектов                       ООО «Спецстрой», а также препятствий для переработки пара в горячую сетевую воду в тепловом узле ООО «ЧТФ» отсутствуют.

  Обстоятельства, установленные судом в рамках дела №А79-4113/2018 являются достаточными и допустимыми для применения при рассмотрения настоящего дела и необходимость повторной их проверки у антимонопольного органа отсутствует.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ООО «Спецстрой» представлена информация о понесенных убытках вследствие действий ПАО «Т Плюс», а именно в связи с понижением температуры и необеспечением тепловой энергии от ПАО «Т

 

Плюс», Общество было вынуждено оформить работникам административный отпуск с 01.11.2017.

Арендаторы помещений расторгли договоры аренды с ООО «Спестрой» ненадлежащего температурного режима, необходимого для осуществления трудовой деятельности в соответствии с санитарными нормами (СанПин 2.2.4548-96).

 На момент возбуждения настоящего дела была начата претензионная работа по взысканию неустоек и штрафов в связи неисполнением условий договора аренды с ООО «Спецстрой».

Неподача теплоносителя в трубы магистрального отопления,  привела к разрывам трубопроводов (замерзание воды в трубах).

Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются действия физических и юридических лиц, осуществляемых с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотреблением доминирующим положением на рынке.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006                  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

Согласно пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в                            частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для признания действий субъектов, нарушающими требования                               части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

ПАО «Т Плюс» оказывает услуги по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии).

Федеральным законом №190-ФЗ «О теплоснабжении» определены стадии теплоснабжения к которым относят производство тепловой энергии, ее передачу и распределение на объекты потребителей.

Исходя из анализа розничного рынка услуг по теплоснабжению в 2017 - 2018 г в границах ул. Декабристов, д. 21 А г. Чебоксары, доминирующее положение занимает Филиал «Мари Эл и Чувашии» ПАО  «Т Плюс».

Учитывая акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, подписанный ООО «Спецстрой» и филиалом «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс», снабжение объекта потребителя (Общества)  по ул. Декабристов, 21 а, осуществляется от тепловой камеры ТК-2П тепловых сетей филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» через тепловые сети ООО «ЧТФ» до объекта Общества.

Таким образом, ПАО «Т Плюс» занимает доминирующее положение на товарном рынке по теплоснабжению в вышеназванных границах  на территории                  г. Чебоксары.

Как указывает суд в решении по делу №А79-4113/2018 ПАО «Т Плюс» имеет технологическую возможность осуществления теплоснабжения объекта                          ООО «Спецстрой» по адресу: г.Чебоксары, ул.Декабристов 21а.

В силу изложенного, рассматриваемые действия ПАО «Т Плюс», выразившиеся в неподаче тепловой энергии, согласно заключенному с                           ООО «Спецстрой» договору, при наличии возможности подачи ресурса,  стали возможны исключительно в силу доминирующего положения на рассматриваемом рынке в границах ул. Декабристов г. Чебоксары и злоупотребления им.

Вследствии допущенных ПАО «Т Плюс» действий ущемлены интересы субъекта предпринимательской деятельности, в данном случае ООО «Спецстрой», указанное исключает возможность признания такого деяния совершенным в пределах осуществления гражданских прав и с соблюдением требований законодательства о защите конкуренции.

В удовлетворении ходатайства ПАО «Т Плюс» об истребовании пояснений у ООО «Чулочно-трикотажная фабрика» на предмет необеспечения  поставки ресурса, Комиссией принято решение об отказе, в связи с тем, что в данном случае рассматривается вопрос неисполнения условий договора ПАО «Т Плюс».

По пункту 2 ходатайства, об  истребовании информации необходимость также отсутствует, в связи с тем, что в материалах дела имеются письма ( от 26.10.2018 №78, от 01.11.2017 №100), направленные ООО «Спецстрой» в адрес ПАО «Т Плюс», указывающие на выполнение всех мероприятий, необходимых для подачи тепловой энергии и указание на необходимость направления специалиста снабжающей организации для проведения проверки. 

Принимая во внимание названное, Комиссия пришла к выводу, что  рассматриваемые действия ПАО «Т Плюс», выразившиеся в неподаче тепловой энергии согласно заключенного с ООО «Спецстрой» договора №ДТС/7Р00-1-101/2017-0234 нарушают часть 1 статьи 10 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С учетом изложенного, и применяя правовые нормы в совокупности с положениями статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия считает необходимым выдать ПАО «Т Плюс» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

На основании статей 23, 39, частей 1-4 статьи 41, части 1 статьи  49 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА

 

 1.  Признать  действия ПАО «Т Плюс» нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ПАО «Т Плюс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны