Решение №ВК/5318/20 Производство по делу прекращено. от 14 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/01/10/768/2019                                                                    г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 9 июля 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела № 021/01/10/768/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

при участии на заседании Комиссии:

представителя ответчика:

- «…» (доверенность № 01-07/197 от 08.10.2019),

 

рассмотрев дело № 021/01/10/768/2019, в отношении БУ ЧР «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии (428015, г. Чебоксары ул. Пирогова, д. 6) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии обратилось ООО «МЦ «Медэкспресс» с заявлением по вопросу соответствия действий БУ ЧР «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики антимонопольному законодательству.

В своем обращении ООО «МЦ «Медэкспресс» указывает, что в связи с созданием обособленного подразделения и получения разрешения (лицензии) с целью организации кабинета врача-психиатра БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии на территории ООО «МЦ «Радужный», БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии ставит ООО «МЦ «Радужный» в лучшее положение, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе ООО «МЦ «Медэкспресс».

ООО «МЦ «Медэкспресс» считает, что БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии злоупотребляет своим доминирующим положением и представляет преимущественные условия деятельности конкурентам заявителя.

 

Комиссией Чувашского УФАС России в ходе изучения материалов дела, заслушивания пояснений сторон, установлено следующее.

Пунктом 6 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее - Порядок освидетельствования водителей), утвержденного Приказом Минздрава России от 15.06.2015 № 344н «О про-ведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)», предусмотрено, что медицинское освидетельствование включает в себя, в том числе, осмотры и обследования врачами-специалистами: врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом), врачом-офтальмологом, врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом, в предусмотренных случаях врачом- неврологом и врачом-оториноларингологом. 

При этом, абзацем 2 пункта 3 Порядка освидетельствования водите-лей; определено, что обследование врачом-психиатром осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транс-портного средства), проходящего медицинское освидетельствование (далее - свидетельствуемый), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по «психиатрии» и «психиатрическому освидетельствованию».

Пунктом 7 Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (Порядок освидетельствования к владению оружием), утвержденного Приказом Минздрава России от 30.06.2016 №441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (Зарегистрированным в Минюсте России 25.11.2016 №44430, вступившим в силу с 1 января 2017 года, предусмотрено, что медицинское освидетельствование включает в себя, в том числе, медицинские осмотры врачами-специалистами: врачом-офтальмологом, врачом-психиатром, врачом- психиатром-наркологом.

Пунктом 5 Порядка освидетельствования к владению оружием, также как и Порядком освидетельствования водителей определено, что осмотр врачом- психиатром при проведении медицинского освидетельствования осуществляется в медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации, проходящего медицинское освидетельствование, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по «психиатрии» и «психиатрическому освидетельствованию».

Обязательность лицензирования медицинской деятельности предусмотрена Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.46 ч.1 ст.12). Во исполнение требований Федерального Закона N 99, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которым определяется порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Медицинские организации имеют право осуществлять только те виды работ (услуг), которые непосредственно указаны в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденном в приложении к вышеназванному Положению о лицензировании медицинской деятельности.

Соискатель лицензии является лицом, намеренным выполнять заявленные работы (услуги), и в случае получения лицензии на медицинскую деятельность будет нести юридически значимые последствия за несоблюдение лицензионных требований при осуществлении им медицинской деятельности, выражающееся в несоблюдении порядка оказания медицинской помощи (пункт 5, подпункт а) Положения о лицензировании медицинской деятельности).

Получение медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием для получения лицензии на приобретение оружия, а также заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, возможно только при наличии справки по результатам осмотра врачом-психиатром в медицинской организации государственной или муниципальной систем здраво-охранения, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по психиатрии и психиатрическому освидетельствованию.

В городе Чебоксары Чувашской Республики оказание услуг по психиатрическому освидетельствованию осуществляется Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

Согласно договору субаренды нежилого помещения № 34 от 27.12.2018, ООО «Медицинский центр «Радужный» передает во временное пользование БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии нежилое помещение, расположенное по адресу: 428000, г. Чебоксары, ул. Радужная, д. 12, пом. 1, каб. 333, а также движимое имущество – стол, стул, шкаф, медицинская кушетка, приборы по стандарту оснащения кабинета врача-психиатра.

Согласно лицензии №ЛО-21-01-001866 от 01.03.2019 ООО «Медицинский центр «Радужный», имеет право на осуществление медицинской деятельности по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний по управлению транспортным средством, медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием по адресу: 428000, г. Чебоксары, ул. Радужная, д. 12, пом. 1.

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - БУ «Республиканская психиатрическая больница») (428015, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 6) является некоммерческой организацией, имеющей лицензию №ЛО-21-01-001863 от 22.02.2019 с правом осуществления медицинской деятельности, в том числе при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз, в рамках которых организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым); при проведении медицинских освидетельствований: психиатрическому освидетельствованию.

Таким образом, ООО «Медицинский центр «Радужный» выдает медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами при наличии справки по результатам осмотра врачом-психиатром БУ «Республиканская психиатрическая больница».

Соответственно, открытие кабинета врача-психиатра БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии по адресу: 428000, г. Чебоксары, ул. Радужная, д. 12, пом. 1, каб. 333 в помещениях, находящихся в аренде ООО «МЦ «Радужный» создают преимущественное положение для коммерческой деятельности ООО «МЦ «Радужный».

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон о психиатрической помощи) психиатрическая помощь оказывается по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, и включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

В соответствии со статьей 23 Закона о психиатрической помощи психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

Деятельность по психиатрии и психиатрическому освидетельствованию, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», подлежит лицензированию.

Обязательность лицензирования медицинской деятельности предусмотрена Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (пункт 46 часть 1 статьи 12). Во исполнение требований Федерального Закона N 99, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которым определяется порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Медицинские организации имеют право осуществлять только те виды работ (услуг), которые непосредственно указаны в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденном в приложении к вышеназванному Положению о лицензировании медицинской деятельности.

Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 года № 121н (зарегистрировано в Минюсте России 6 мая 2013 года № 28321).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 определены требования к соискателю лицензии и лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 и приказ Минздрава России № 121н сформированы с учетом: дифференцирования требований к лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, в зависимости от объема оказываемых ими услуг на основе порядков оказания медицинской помощи, где требования к оказанию медицинской помощи того или иного профиля, включая стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы, сгруппированы по видам и условиям оказания медицинской помощи (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 12-3/10/2-5338).

Соискатель лицензии является лицом, намеренным выполнять заявленные работы (услуги), и в случае получения лицензии на медицинскую деятельность будет нести юридически значимые последствия за несоблюдение лицензионных требований при осуществлении им медицинской деятельности, выражающееся в несоблюдении порядка оказания медицинской помощи (пункт 5, подпункт а) Положения о лицензировании медицинской деятельности).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 года № 796н (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2015 года № 35821) утверждено Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В пункте 2 вышеуказанного Положения определено, что специализированная; в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной, муниципальной (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья полномочий по организации оказания специализированной медицинской помощи органам местного самоуправления) и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В пункте 6 вышеуказанного Положения определено, что специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Организация и выполнение работ (услуг) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: психиатрии; при  проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз: при проведении медицинских освидетельствований: по психиатрическому освидетельствованию должны проводиться в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения (далее - Порядок), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 566н (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2012 года № 24895).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения оказывается врачами-специалистами медицинских организаций, оказывающих специализированную помощь, во взаимодействии с иными врачами-специалистами (пункт 8 Порядка).

К медицинским организациям и их структурным подразделениям, оказывающим медицинскую помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения, относятся: психоневрологический диспансер (диспансерное отделение психиатрической больницы), кабинет участкового врача-психиатра и другие (пункт 11 Порядка).

Также лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке (пункт 4, подпункт Б) Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Таким образом, деятельность по психиатрическому освидетельствованию связана с получением отдельной лицензии на осуществление деятельности для открытия каждого кабинета врача-психиатра, а также со значительными издержками по оборудованию указанных кабинетов.

БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии письмом от 15.01.2020 вх. № 289/20 сообщило о себестоимости содержания кабинета врача-психиатра в размере «…» руб. в месяц, а также плановой рентабельности в размере «…»% от себестоимости. В итоге стоимость содержания кабинета врача-психиатра составляет «…» руб. в месяц.

ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» обратилось к БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии с письмами №44 от 20.03.2019 и №82 от 12.09.2019 о лицензировании медицинской деятельности по адресу: г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, д. 1/25 в помещении 25. 

Между тем, в указанных письмах не содержалось просьбы о принятии решения о создании обособленного подразделения, а также по получению разрешения (лицензии) с целью организации по месту осуществления медицинской деятельности кабинета врача-психиатра.

Кроме того, в указанных письмах не содержалось необходимой для БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии информации для принятия соответствующих решений, а именно информации об экономической целесообразности принятия решений и иных сведений и документов, подтверждающих возможность создания по месту осуществления медицинской деятельности ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» обособленного подразделения кабинета врача-психиатра и получения разрешения (лицензии) с целью организации по месту осуществления медицинской деятельности кабинета врача-психиатра (договор аренды, санитарно-эпидемиологической заключение и т.д.).

Письмом исх. № 32 от 21.02.2020 ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» обратилось к БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии с надлежащим образом оформленным заявлением, содержащим все необходимые сведения и документы, подтверждающие экономическую целесообразность и возможность принятия решения о создании обособленного подразделения, а также по получению разрешения (лицензии) с целью организации по месту осуществления медицинской деятельности ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» кабинета врача-психиатра.

ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» письмом от 25.02.2020 ходатайствует о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии.

17.04.2020 года БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии заключила с ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» договор № 504 субаренды нежилого помещения.

09.06.2020 БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии направила в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» заявку на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы здания, помещение, оборудования и иного имущества для осуществления деятельности, в том числе по психиатрическому освидетельствованию.

Согласно сведениям, представленным ООО «МЦ «Медэкспресс» письмами от 13.12.2019 исх. № 103, от 05.03.2020 исх. № 39 об объемах, оказанных ООО «МЦ «Медэкспресс» услуг по медицинским осмотрам, медицинское заключение по которым выдается после психиатрического освидетельствования в медицинской организации государственной или муниципальных систем здравоохранения выявлено следующее: выручка ООО «МЦ «Медэкспресс» от оказания услуг в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличена на «…» %; выручка ООО от оказания услуг в 2019 году по сравнению с 2018 годом снизилась на «…» %.  По сравнению с 2017 годом, выручка ООО «МЦ «Медэкспресс» от оказания услуг по медицинским осмотрам, медицинское заключение по которым выдается после психиатрического освидетельствования в медицинской организации государственной или муниципальных систем здравоохранения увеличилась на «…» %.

Таким образом, за исследуемый период, установлено значительное увеличение выручки ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» в 2018 году. И незначительное уменьшение в 2019 году.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

Чувашским УФАС России 01.11.2019 проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по психиатрическому освидетельствованию в г. Чебоксары Чувашской Республики. По результатам указанного анализа на рынке услуг по психиатрическому освидетельствованию в г. Чебоксары Чувашской Республики доминирующее положение занимает БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии.

Исходя из вышеперечисленного, на БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Правовой запрет злоупотребления доминирующим положением, сформулированный в статье 10 Закона о защите конкуренции, включает в себя общий запрет злоупотребления доминирующим положением, а также перечень конкретных форм данного нарушения, который не является исчерпывающим. В связи с этим злоупотреблением доминирующим положением может быть признано также любое деяние, которое прямо не запрещается конкретным пунктом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, однако содержит все признаки злоупотребления доминирующим положением, определенные общим запретом злоупотребления доминирующим положением.

В ходе рассмотрения материалов дела, установлено, что изначально ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» обратилось к БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии с письмами №44 от 20.03.2019 и №82 от 12.09.2019 о лицензировании медицинской деятельности по адресу: г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, д. 1/25 в помещении 25, без указания просьбы о принятии решения о создании обособленного подразделения, а также по получению разрешения (лицензии) с целью организации по месту осуществления медицинской деятельности кабинета врача-психиатра.

Учитывая, что порядок подачи заявки на создание такого обособленного подразделения нормативно не регламентирован, равно как и порядок согласования либо отказа в согласовании, отсутствие ответа БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии на письмо ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» не может быть рассмотрено как злоупотребление, проистекающее из доминирующего положения.

Вместе с тем, при уточнении требований ООО «Медицинский центр «Медэкспресс», а также предоставлении экономических расчетов, БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии совершила действия направленные на получение лицензии на осуществление деятельности по психиатрическому освидетельствованию по адресу: г. Чебоксары, ул. Ярмарочная, д. 1/25.

При указанных обстоятельствах, Чувашское УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о совершении БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии действий, характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением, и что эти действия привели (создали угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц. Следовательно, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 021/01/10/768/2019 ввиду отсутствия в рассматриваемых действиях БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                          

               «…»

 

 

Члены Комиссии:                                                          

        «…»

 

 

          

Связанные организации

Связанные организации не указаны