Решение №СИ/9469/20 Жалоба признана обоснованной в части. от 11 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-1368/2020

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря  2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 11 декабря 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 16.11.2020 № 83/20  в составе:

«…»

в присутствии   представителя от заказчика – Акционерного общества «Дорэкс» «…» по доверенности от 10.12.2020 № 01-14/1415;

в присутствии заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Про-нефть» «…»., по доверенности от 05.10.2020;

 

рассмотрев жалобу ООО «Про-нефть» на действия комиссии заказчика – АО «Дорэкс» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку среди МСП нефтепродуктов (Бензин 92, ДТ зимнее ЕВРО) на период декабрь 2020 г. по январь 2021 для нужд АО «Дорэкс» (извещение № 32009749826) (https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=32009749826), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское КФАС России поступила жалоба ООО «Про-нефть» (вх. Управления от 07.12.2020 № 12704/20) на действия комиссии Заказчика – АО «Дорэкс» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку среди МСП нефтепродуктов (Бензин 92, ДТ зимнее ЕВРО) на период декабрь 2020 г. по январь 2021 для нужд АО «Дорэкс»  (извещение № 32009749826) (https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=32009749826).

Заявитель указывает о следующих признаках нарушения:

- организатором торгов сформулировано обязательное требование к участниками торгов - отнесение последних к субъектам малого и среднего предпринимательства. Аналогичное требование указано в подпункте 8 пункта 22 извещения, а именно пункт 2.1 документации открытого запроса предложений противоречит подпункту 8 пункта 22  извещения и вводит потенциальных участников в заблуждение;

- согласно пункту 22 извещения участнику предъявляются дополнительные требования - требование к наличию опыта исполнения участником закупки договоров, аналогичных предметов закупки (поставка нефтепродуктов Бензин Регуляр АИ-92, ДТ ЕВРО зимнее) - (заполняется по рекомендуемой Форме №1).

Требование о подтверждении наличия опыта работ по предмету закупки является избыточным, поскольку отсутствие или недостаточность опыта выполнения работ по предмету закупки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам запроса предложений;

- в таблице №1 технических характеристик товара указано, что объектом закупки является дизельное топливо ЕВРО (зимнее), класс не ниже - 2, экологический класс не ниже К5.

Хотя в приложении №1 к проекту к договору - спецификация указано, что дизельное топливо ЕВРО (зимнее) экологического класса не ниже К5, класс 2, без словосочетания «не ниже».

Данные условия вводят потенциальных участников в заблуждение, поскольку не ниже 2 класса подразумевает и 2 класс и 3 класс;

- АО «Дорэкс» не осуществлены мероприятия по уведомлению лиц, подавших заявки на участие в торгах о факте поступления жалобы, а также не осуществлены мероприятия по приостановлению процедуры торгов.

 

Представители Заявитель на заседание комиссии доводы жалобы поддержал, просил признать жалобу обоснованной, заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении запроса предложений не признал, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению, а также на отмену процедуры закупки.

 

Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

 

Закупочная деятельность АО “Дорэкс” регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденное советом директоров АО “Дорэкс” (протокол 19 от 27.12.2018 г.) (далее - Положение).

Проведение процедуры закупки путем проведения запроса предложения в электронной форме, регламентируется главой 12 и 16 Положения.

В части 22 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 12.1  Положения под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Под запросом предложений в электронной форме понимается запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, обеспечиваемый на электронной площадке ее оператором.

 

1. Заявитель в своей жалобе ссылается на противоречие п.2.1 Документации общего положения с пп.8 п. 22 Извещения, которые вводят в заблуждение потенциальных участников закупки.

В извещении №     32009749826 от 01.12.2020, размещённого в Единой информационной системе способом закупки указанно:        «Запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства».

На стр. 11 Документации (Информационная карта запроса предложений (Извещение)), имеется следующая информация: «Приведенные ниже сведения составляют Информацию запроса предложении и представляют собой наиболее существенные требования и условия проведения запроса предложений, которые поясняют и/или дополняют положения настоящей документации».

В подпункте 8 пункта 22 Извещения указано, «Участники закупки должны относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, данный довод признан необоснованным.

 

2. Заявитель в своей жалобе ссылается на избыточность требования о подтверждении опыта.

Пунктом 12.7.5  Положения предусмотрено, что заявки на участие в запросе предложений, поданные участниками закупок, в отношении которых принято решение о допуске к участию в запросе предложений, подлежат оценке и сопоставлению в соответствии с критериями и порядком, установленными документацией о проведении запроса предложений.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения при проведении запроса предложений Заказчик, Организатор вправе установить в качестве критерия один (цена договора) или несколько критериев оценки заявок на участие.

В пункте 5.1. Положения установлено, что при проведении конкурентной закупки заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки:

  1. требования к квалификации сотрудников участника закупки, привлекаемых к исполнению договора, или лиц, привлекаемых к исполнению договора участником закупки на основании гражданско-правовых договоров, в частности требования к наличию необходимого уровня образования, навыков и (или) знаний, необходимых для исполнения договора;
  2. требования к наличию опыта исполнения участника закупки договоров, аналогичных предмету закупки (с обязательным указанием в закупочной документации определения, какие именно договоры с точки зрения их предмета являются аналогичными предмету закупки);
  3. требования к наличию у участника закупки машин, оборудования, иного имущества, в том числе недвижимого, необходимого для исполнения договора. При этом не допускается устанавливать требования о наличии имущества, использование которого в процессе исполнения договора, заключаемого по результатам закупки, не подразумевается закупочной документацией и (или) существом работ, услуг, являющихся предметом закупки;
  4. наличие необходимых лицензий и/или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора.
  5. наличие необходимых сертификатов на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора.

Таким образом, требование о подтверждении наличия опыта закреплено п. 5.1. Положения АО «Дорэкс» о закупке, которым предусмотрено, что при проведении конкурентной закупки заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупки:

- требования к наличию опыта исполнения участника закупки договоров, аналогичных предмету закупки (с обязательным указанием в закупочной документации определения, какие именно договоры с точки зрения их предмета являются аналогичными предмету закупки).

Пунктом 22 Извещения о закупке указано: «Дополнительное Требование-

Требование к наличию опыта исполнения участником закупки договоров, аналогичных предметов закупки (поставка нефтепродуктов Бензин Регуляр АИ-92, ДТ ЕВРО зимнее) заполняется по рекомендуемой Форме №1) – Не предоставление в составе заявки документов, предусмотренных данным пунктом документации не является основанием для отклонения заявки и влияет только на количество баллов, присуждаемых заявке.    

Аналогичная правовая позиция разъяснена в «Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года, где в п. 6 дано  разъяснение «уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требования само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнен и победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление  преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции».

Аналогичная правовая позиция также  изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации г. Москва № 305-КГ17-2243 от 31.07.2017, решение Арбитражного суда г. Москвы № А40-31728/17-94-294 от 02.05.2017, решение Арбитражного суда № А56-713/2016 от 30.05.2016.

При этом, представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что не предоставление документов, подтверждающих квалификацию участника, предусмотренных данным пунктом Информационной карты,  не является основанием для отклонения заявки.

Требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки, к закупаемой продукции, а также условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников процедуры закупки, установленные в документации, применяются в равной степени ко всем участникам процедуры закупки, к предлагаемой ими продукции и к условиям исполнения договора.

Таким образом, данный довод признан необоснованным.

 

3. Неверное указание предмета закупки.

Как следует из раздела 3 «ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009). Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» в соответствии с физико-химическими свойствами, эксплуатационными характеристиками и условиями применения топливо подразделяют на летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее [3] и арктическое (А).

К летнему топливу относят топливо сортов А, В, С, D. К межсезонному топливу относят топливо сортов Е, F. К зимнему топливу относят топливо классов 0,1, 2, 3. К арктическому топливу относят топливо класса 4.

Таким образом, летнее и межсезонное топливо разделяется по сортам, а зимнее и арктическое - по классам. При этом для обозначения сорта топлива применяется буквенное выражение, а для класса топлива - цифровое.

Зимнее топливо бывает следующих видов класса - 0,1, 2, 3.

В таблице №1 технических характеристик товара указано, что объектом закупки является дизельное топливо ЕВРО (зимнее), класс не ниже - 2, экологический класс не ниже К5.

Хотя в приложении №1 к проекту к договору - Спецификация указано, что дизельное топливо ЕВРО (зимнее) экологического класса не ниже К5, класс 2, без словосочетания «не ниже».

Данные условия вводят (могут ввести) потенциальных участников в заблуждение, поскольку не ниже 2 класса подразумевает и 2 класс и 3 класс.

Данный довод признан Комиссией обоснованным.

 

4. АО «Дорэкс» не осуществлены мероприятия по приостановлению процедуры торгов.

Согласно ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В силу положений ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" со дня направления уведомления, предусмотренного ч. 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном ч. 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения до жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции").

В действующем законодательстве понятие «приостановление торгов» отсутствует, следовательно, необходимо руководствоваться общими нормами Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Торги содержат несколько этапов - решение о проведении открытого конкурса, вскрытие конвертов, оценка заявок у частников, подведение итогов, признание победителя. При этом решение об отказе от проведения торгов может быть приняло до даты окончательного приема заявок и вынесения какого либо протокола и при отсутствии каких либо обременительных мер в виде уведомления антимонопольного органа. Следовательно, решение об отмене открытого конкурса также является этапом и составным элементом торгов.

Учитывая, что все процедурные этапы торгов в ходе их организации и проведения должны строго соблюдаться, следовательно, все требования к проведению торгов являются обязательными, четкость и неукоснительность исполнения требований к порядку организации и проведения торгов направлены на обеспечение равного доступа потенциальных перевозчиков к участию в торгах, прозрачности всей процедуры торгов и, в конечном итоге, на определение и установление достойного перевозчика.

Соответственно, в силу п. 18, п. 19 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" приостанавливается возможность осуществления любых действий, связанных с проведением торгов, в том числе действия по отмене торгов, а не только в части заключения договора по результатам проведения торгов.

Таким образом, организатор торгов и аукционная комиссия не вправе совершать любые действия, связанные с проведением аукциона, в том числе отменять конкуре в связи с чем, соответствующие действия являются нарушением ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Красноярского края от 15.03.2019 по делу №A33-35307/2018, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2019 по делу Ж433-17320/2018. постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2019 по делу №А59-5715/2018, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.09.2017 по делу А50-21330/2016, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по делу №А50-21330/2016.

Жалоба ООО «Про-нефть» на действия комиссии Заказчика – АО «Дорэкс» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку среди МСП нефтепродуктов (Бензин 92, ДТ зимнее ЕВРО) на период декабрь 2020 г. по январь 2021 для нужд АО «Дорэкс»  (извещение № 32009749826) (https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=32009749826) поступила в адрес Чувашского УФАС России  07.12.2020 № 12704/20.

07.12.2020 Управление направило в адрес заказчика – АО «Дорэкс», заявителя – ООО «Про-нефть» и площадке- ООО «РТС-тендер» уведомление о том, что заказчик  не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе, а так же приостановить процедуру торгов.

Какие-либо действия по проведению закупки со стороны АО 2дорэкс» не совершены после получения уведомления, направленного антимонопольным органом. На сайте торгов информация о продолжении процедуры торгов не имеется, отсутствуют протоколы, разъяснения и прочее.  Доказательств обратному не предоставлено.

Данный довод признан необоснованным.

 

5. АО «Дорэкс» не осуществлены мероприятия по уведомлению лиц, подавших заявки на участие в торгах о факте поступления жалобы.

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения (п. 12 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Действия по уведомлению лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы АО «Дорэкс» не совершены. Доказательств обратному не предоставлено.

Данный довод признан обоснованным.

 

На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Про-нефть» обоснованной в части, а в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 2, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках и полагает о необходимости выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

 

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Про-Нефть»  на действия Заказчика – Акционерного общества «Дорэкс»   при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку среди МСП нефтепродуктов (Бензин 92, ДТ зимнее ЕВРО) на период декабрь 2020 г. по январь 2021 для нужд АО «Дорэкс» (извещение № 32009749826) (https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=32009749826) обоснованной в части;

2. Признать в действиях  Заказчика - Акционерного общества «Дорэкс»  нарушившей части 1 статьи 2, пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать Заказчику - Акционерному обществу «Дорэкс»  предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

Председатель Комиссии                                                  «…»

 

Члены Комиссии                                                           «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны