Решение №НВ/1814/23 Решение № 021/06/33-208/2023 от 28 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения

жалобы ООО «Здоровье-НН»

 

Дело № 021/06/33-208/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Казенного учреждение Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики – "..."

уполномоченного учреждения – Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» - "...",

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Здоровье - НН», "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Здоровье - НН» (далее — ООО «Здоровье - НН», Заявитель, Общество) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000523001785), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 17.03.2023 поступила жалоба ООО «Здоровье - НН» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Казенного учреждение Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) и уполномоченного учреждения – Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее — Уполномоченное учреждение) на поставку медицинского изделия - Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000523001785) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе Заявитель сообщает, что извещение об осуществлении закупки не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы участников размещения заказа, действия Заказчика противоречат принципам определенными статьями 6, 8 и 12 «обеспечения конкуренции» и «ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок» Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, считают, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

07.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000523001785 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия - Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта 24 232 500,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

В жалобе Общество указало, что пункты 1.5, 1.6 и 3.4 Приложения № 1 к извещению содержат следующие требования к характеристикам Товара:

 

1.5.

Диапазон подачи сжатого воздуха, бар

Не уже 2,5-6,0

Рабочие характеристики аппарата ИВЛ

1.6.

Диапазон подачи кислорода, бар

Не уже 2,5-6,0

Рабочие характеристики аппарата ИВЛ

 

3.4.

Максимальный инспираторный поток, л/мин

32

Контроль и регулировка потока

 

С такими параметрами аппараты ИВЛ для интенсивной терапии неонатальный с функцией высокочастотной вентиляции есть только у одного производителя Löwenstein Medical (Германия).

Заказчиком необоснованно созданы дискриминационные условия в отношении иных производителей аппаратов ИВЛ.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, оказываемой услуги, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.

В связи с чем, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком описания объекта закупки, исходя из его потребностей.

Кроме того, в соответствии с п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что на сегодняшний день положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам и моделям товара. Заказчик (Получатель) устанавливает технические характеристики необходимые ему для реализации своих уставных целей, а именно для непосредственного и надлежащего исполнения возложенных на него функций лечебного учреждения в сфере здравоохранения.

В ходе подготовки описания объекта закупки Заказчиком проведен анализ рынка и получена, информация о наличии на рынке не менее трех производителей, соответствующих данным характеристикам и способностью осуществить поставку товара с требуемыми характеристиками, к ним относятся:

- Маке Критикал Кэа АБ;

- Дрегерверк АГ унд Ко. КгаА;

- Lоwenstein Medical.

Ответы на запросы, в которых указаны характеристики Аппарата ИВЛ неонатальный указанных производителей представлены в Чувашское УФАС России (ответ АО «Шиллер.ру» от 31.01.2023, ответ ООО «Мелико-техническое объединение «Стормовъ» от 31.01.2023 исх. № 46, ответ ООО «АУРУМ» от 31.01.2023 № 3101.03/АУ).

Относительно довода Заявителя по диапазону подачи сжатого воздуха и кислорода (диапазон при котором аппарат ИВЛ может работать в заданном режиме вентиляции) представитель Заказчика пояснил следующее.

Нижний порог важен для гарантированного обеспечения работы аппарата ИВЛ, и недопущения снижения давления сжатого воздуха или кислорода в сети. При снижении давления на подаче в сети сжатого воздуха (кислорода) ниже нижнего уровня указанного диапазона (2,5 бар) прекращается работа аппарата ИВЛ, что может привести к резкому ухудшению состояния новорожденного ребенка (пациента) и возможно летальному исходу. В случае падения давления в центральной станции разводке газов, даже при минимальных значениях давления в 2,5 бара, аппарат ИВЛ продолжит поддерживать должным образом заданные параметры вентиляции. Таким образом, диапазон (указанный) позволит обеспечить бесперебойную работу аппаратов ИВЛ, в непрерывном режиме, и не позволит допустить десатурацию, декомпенсацию состояния ребенка, летальный исход. Показатели «Диапазон подачи сжатого воздуха, бар» (п. 1.5 Приложения № 1 к извещению) и «Диапазон подачи кислорода, бар» (п. 1.6 Приложения № 1 к извещению) - не менее 2,5-6,0 установлены Заказчиком в связи с усреднением данного показателя среди не менее трех производителей. При усреднении Заказчиком были проанализированы данные показатели в диапазоне от 2,0 до 6,5 бар.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее Закон № 162-ФЗ) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. З ст. 26 Закона №162-ФЗ применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации. Таким образом, в Приложении № I к извещению ГОСТ Р ИСО 7396-1-2011 «Системы трубопроводные для сжатых медицинских газов и вакуума», на который Заявитель ссылается в обоснование доводов по жалобе, Заказчиком не установлен. Кроме того, не определена позиция Заявителя о параметрах диапазонов, которые он считает приемлемыми.

В отношении максимального инспираторного потока Заказчик поясняет следующее. Данный параметр является значимым, так как необходим для проведения ИВЛ новорожденным детям в различных режимах вентиляции. В отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных БУ «Президентский перинатальный центр» Минздрава Чувашии (Получатель) искусственная вентиляция легких проводится новорожденным детям в критическом состоянии, как глубоко недоношенным детям с экстремально-низкой массой тела при рождении, так и доношенным детям с различными патологиями. Крупновесные дети, с респираторным дистресс - синдромом, с врожденными аномалиями развития особенно бронхолегочной системы (чаще всего с врожденным диафрагмальными грыжами) и различными иными заболеваниями бронхолегочной системы могут потребовать режимы вентиляции с указанными параметрами максимального инспираторного потока. Следовательно, для Получателя - БУ «Президентский перинатальный центр» - необходимы показатели инспираторного потока различного значения, в том числе и в соответствии с указанным в п. 3.4 Приложения № 1 к извещению - не менее 32 Тмин. Соблюдая установленный законодательством запрет по недопущению ограничения конкуренции, Заказчиком проанализированы не менее трех производителей закупаемого медицинского изделия, и показатель по пункту 3.4. Приложения № 1 к извещению установлен с учетом усреднения параметра среди не менее трех производителей.

Технические характеристики объекта закупки в комплексе Заказчиком устанавливались с учетом оказания медицинской помощи новорожденным детям. На современном рынке существует множество аппаратов искусственной вентиляции легких различного класса. Однако, Получателю необходимо медицинское изделие высокого класса с учетом возрастной категории пациентов.

Технические параметры аппарата ИВЛ составлялись для удобства работы с аппаратом и учитывали современные инвазивные и неинвазивные режимы вентиляции, функции высокопоточной оксигенотерапии, а также высокочастотную осцилляторную вентиляции, что крайне необходимо при выхаживании больных с различной тяжелой легочной патологией.

Проанализировав материалы дела и представленную информацию, заслушав доводы участников заседания, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу No А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Согласно описанию объекта закупки данного электронного аукциона к поставке требуется оборудование для оказания медицинской помощи новорожденным, а также недоношенным детям. Соответственно, заказчиком при формировании объекта закупки выбраны параметры исходя из своих потребностей, с учетом специфики своей деятельности.

В Описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Содержатся показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.

Также установлено, что в описание закупаемого товара включено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик и не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что не противоречит требованиям действующего законодательства РФ.

Вместе с тем, указанным Заказчиком в Приложении № 1 характеристикам соответствуют товары не менее трех производителей

- Маке Критикал Кэа АБ;

- Дрегерверк АГ унд Ко. КгаА;

- Lоwenstein Medical.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охраной здоровья граждан (далее - охрана здоровья) является система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Качеством медицинской помощи является совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (Пункт 21 части 1 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).

Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В зависимости от своих потребностей заказчик в извещении об аукционе вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного оказания медицинской помощи пациентам.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).

Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, следовательно, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Следовательно, любой участник электронных аукционов имеет возможность приобрести товар по указанным позициям с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данных электронных аукционов (поставщик, посредник, дистрибьютор, производитель).

Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям Извещения, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении заказчиком и уполномоченным учреждения положений Закона о контрактной системе ввиду установления в Извещении требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.

В материалы дела заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.

По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС признает жалобу ООО «Здоровье - НН» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Здоровье - НН» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Казенного учреждение Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и уполномоченного учреждения – Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» на поставку медицинского изделия - Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000523001785) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

2023-2089

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Министерства здравоохранения Чувашской Республики
ИНН 2130097614, ОГРН 1122130000090
ООО «Здоровье-НН»
ИНН 5249110931, ОГРН 1105249005916