Решение №А79-7413/2023 Постановление суда от 4 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владимир 

 

«04» июля 2024 года                                                        Дело № А79-7413/2023

 

Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2024.

Полный текст постановления изготовлен 04.07.2024.

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интра» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 12.03.2024 по делу № А79-7413/2023,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интра» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 26.06.2023 №021/10/104-513/2023,

при участии в деле третьего лица – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике.

 

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Интра» – Коробков И.Р. по доверенности от 12.03.2024 сроком действия 1 год.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

 

Изучив материалы дела, выслушав пояснения общества с ограниченной ответственностью «Интра», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

 

Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Фонд, заказчик) 04.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0215100000423000025 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению ортезов (аппаратов и туторов) верхних конечностей и обеспечение ими инвалидов в 2023 году, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 256 210 руб. 90 коп.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2023 № ИЭА1 участник с идентификационным номером № 113512057 (общество с ограниченной ответственностью «Интра» (далее – Общество)) признан победителем с предложением о цене контракта в размере 458 516 руб. 28 коп.

Между Фондом (заказчик) и Обществом (исполнитель) 27.02.2023 заключен государственный контракт № 264 на выполнение работ по изготовлению ортезов (аппаратов и туторов) верхних конечностей и обеспечение ими инвалидов в 2023 году.

Заказчик 02.06.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В этот же день принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, следовательно,  решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено  Обществом 02.06.2023.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее – Управление, антимонопольный орган) 15.06.2023 поступило обращение Фонда о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.

По результатам рассмотрения представленной информации и документов комиссия Управления пришла к выводу о необходимости внесения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Управления пришла к выводу о том, что условия названного контракта Обществом нарушены (пункты 2.3, 5.1.12), обязательства не исполнены должным образом, исполнителем документы об обеспечении инвалидов изделиями не представлены.

Решением комиссии Управления по делу № 021/10/104-513/2023 сведения Обществе, а также о генеральном директоре Размаховой Елене Сергеевне включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления от 26.06.2023 № 021/10/104-513/2023.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд.

Решением от 12.03.2024 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Общество утверждает, что им в полном объеме исполнены те обязательства, которые могли быть исполнены; не изготовлены лишь те изделия, которые не могли быть изготовлены по причинам, не зависящим от исполнителя.

Общество считает, что оно не несет ответственность за не изготовление изделий, которое было невозможным в связи с отсутствием замеров.

Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что Обществом были приняты все необходимые меры для должного выполнения условий контракта, что подтверждается актами приема-передачи изделий, а также реестром выполненных работ. По мнению Общества, сроки изготовления изделий не нарушены.

Общество ссылается на то, что в решении Фонда от 02.06.2023 № 540 об одностороннем отказе от исполнения контракта на какие-либо факты нарушения исполнителем обязательств по контракту не указано.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Фонд отзыв на апелляционную жалобу в суде не направил.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (подрядчиком, исполнителей) Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиком служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиком (исполнителей, подрядчиков).

В силу положений статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, контроля в сфере размещения заказов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, а также в соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила № 1078), регламентирующие порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (далее - обращение), требования к составу, содержанию, форме обращения, порядок рассмотрения обращения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (далее - орган контроля), основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо решения об отказе в таком включении, порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ, из реестра.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 указанных Правил к обращению прилагается решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий: рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (подпункт «а» пункта 13 Правил № 1078).

Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в соответствии с названным  контрактом Общество (исполнитель) обязуется выполнить работы по изготовлению для получателей протезно-ортопедических изделий, предусмотренных техническим заданием, а заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

Место выполнения работ: прием получателей (снятие мерок, примерка, подгонка, и т.д.), выдача готовых изделий осуществляется в пунктах выдачи, организованных исполнителем на территории Чувашской Республики г. Чебоксары, при необходимости - по месту жительства получателя. Изготовление изделий - по месту нахождения Исполнителя (пункт 2.3 контракта от 27.02.2023 № 264).

Контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 30.09.2023. С 30.09.2023 обязательства сторон по Контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате товара, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (пункт 4.1 контракта от 27.02.2023 № 264).

Срок изготовления изделия: в течение 25-ти дней с даты обращения получателя к исполнителю, исключая время ожидания инвалида для подгонки и примерки (пункт 4.2 контракта от 27.02.2023 № 264).

Срок выполнения работ (завершения обеспечения получателей изделиями) с момента заключения контракта по 30.09.2023 (пункт 4.3  контракта от 27.02.2023 № 264).

Исполнитель обязан: выполнить работы по настоящему контракту и передать их результат непосредственно получателю в срок, установленный пунктом 4.2., при представлении им паспорта и направления, выдаваемого Заказчиком (пункт 5.1.1 контракта от 27.02.2023 № 264).

При выдаче изделия получателю передать все необходимые документы в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и оформить акт сдачи-приемки работ, который подписывается исполнителем и получателем.

Указанный акт оформляется в 3 (трех) экземплярах, один из которых передается заказчику, один остается у исполнителя, один - у получателя, (пункт 5.1.2 контракта от 27.02.2023 № 264).

В обязанности исполнителя входит: в течение 3 дней с даты окончания срока действия направления информировать Заказчика о Получателях, которые не обратились к Исполнителю (пункт 5.1.8  контракта от 27.02.2023 № 264); организовать пункт выдачи технических средств реабилитации, в том числе для приема заказов на выполнение работ, примерки, подгонки, выдачи. Не допускается организация пункта выдачи технических средств реабилитации в арендованных гаражных боксах. Не допускается организация пункта выдачи технических средств реабилитации в складских помещениях не оборудованных: зоной для выдачи Изделия, местами для ожидания. Пункт выдачи технических средств реабилитации должен обеспечивать прием заказов на выполнение работ, примерку, подгонку, выдачу технических средств реабилитации не менее 40 часов в неделю (пункт 5.1.12 контракта от 27.02.2023 № 264).

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Пунктом 10.2  контракта от 27.02.2023 № 264 предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Основания для одностороннего расторжения договора подряда предусмотрены частью 2 статьи 715 ГК РФ, в силу которой в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Заказчик 02.06.2023 принял решение №450 об отказе от исполнения контракта в связи тем, что обязательства, предусмотренные контрактом, по состоянию на 02.06.2023 не исполнены Обществом на полную сумму контракта.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 02.06.2023 размещено заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок.

Принимая во внимание положения части 12 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ датой надлежащего уведомления Общества следует считать 02.06.2023.

Следовательно, датой вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95  Федерального закона № 44-ФЗ является 13.06.2023. В этот же день контракт считается расторгнутым.

Процедура расторжения контракта заказчиком не нарушена.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 02.06.2023 Обществом не оспорено.

Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить существенность допущенного нарушения.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Из материалов дела следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило не исполнение Обществом обязательств, предусмотренных контрактом, по состоянию на 02.06.2023 на полную сумму контракта.

Заказчиком указано на нарушение Обществом пунктов 2.3, 5.1.12 контракта от 27.02.2023 № 264.

Из представленного приложения №3 к контракту от 27.02.2023 № 264 (реестр выполненных работ)  усматривается, что направления получателям выданы 01.03.2023 (т.1 л.д.33-40).

Однако, Общество с марта до мая 2023 не приступило к исполнению контракта.

До момента расторжения контракта Обществом не организован пункт выдачи протезно-ортопедических изделий на территории Чувашской Республики, как это предусмотрено контрактом, в том числе для приема заказов на выполнение работ, примерки, подгонки, выдачи.

Данное обстоятельство указывает на невозможность обращения получателей изделий к исполнителю ввиду отсутствия на территории Чувашской Республики соответствующего пункта.

По информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по г.Москвы, изложенной в письме от 24.11.2023 №06-19/063748, в отношении Общества 17.01.2023 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об адресе (т.2 л.д.40).

Представленные Обществом фотографии косметического салона (т.2 л.д.55) не свидетельствуют о выполнении условий контракта (пункты 2.3 и  5.1.12 контракта от 27.02.2023 № 264). В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие право Общества на данное помещение. Об открытии указанного пункта исполнитель не информировал заказчика.

Общество в письме от 10.03.2023 сообщило заказчику о том, что обеспечение изделиями будет производиться по месту жительства (нахождения) получателей. При получении реестра получателей изделий, также при выражении желания получателей обеспечиваться в пункте приема исполнителем в кратчайшие сроки будет организован пункт приема получателей (т.2 л.д.47).

Между тем, из аудиозаписей телефонных разговоров не представляется возможным установить, когда Общество вело переговоры с получателями направлений. Из представленных скриншотов следует, что телефонные звонки начали осуществляться только в мае 2023 года. Одновременно из аудиозаписей следует, что к моменту начала исполнения Обществом обязательств по контракту некоторые получатели направлений были вынуждены обратиться в иную организацию для изготовления ортезов.

В подтверждение частичного исполнения контракта Обществом представлены акты выполненных работ, датированные июнем 2023 года.

Между тем, соответствующие акты заказчику не направлялись, как это предусмотрено в пункте 5.1.2 контракта от 27.02.2023 № 264.

Предусмотренный контрактом пункт приема в 10-дневный срок со дня уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта Обществом так и не организован. Надлежащих доказательств в материалы дела не представлено.

В рассматриваемом случае поведение исполнителя в отсутствие доказательств надлежащего исполнения обязательств и передачи заказчику  актов приемки-передачи работ (пункт 5.1.2 контракта от 27.02.2023 № 264), в отсутствие правовых оснований для применения положений об освобождении от ответственности, свидетельствует о недобросовестности Общества, которая привела к необходимости расторгнуть контракт.

В результате непредусмотрительного поведения исполнителя, повлекшего ненадлежащее исполнение обязательств, заказчик лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта. Общество, должно было принять все необходимые меры для выполнения работ в установленные контрактом сроки, однако не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств и условиям оборота.

Исследовав представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Обществом не предпринят весь исчерпывающий перечень мер, необходимых для исполнения контракта, поэтому включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является обоснованным.

В этой связи суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 12.03.2024 по делу № А79-7413/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интра» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

 

Судьи                                                                                 Т.А. Захарова

 

                                                                                            М.Н. Кастальская

Связанные организации

Связанные организации не указаны