Решение №НВ/9505/20 Жалоба признана необоснованной. от 14 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
ООО «Безопасность - Инвест»
Дело № 021/06/64-1359/2020 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 09 декабря 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:
<…>
в присутствии представителей от:
заказчика – Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики — <…>, представителя по доверенности,
уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – <…>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителей от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Безопасность - Инвест», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Безопасность - Инвест» (далее – ООО «Безопасность - Инвест», заявитель) на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения Российской Федерации (изв. №0115200001120002136) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 04.12.2020 обратилось ООО «Безопасность – Инвест» с жалобой на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения Российской Федерации (изв. №0115200001120002136) (далее – электронный аукцион).
В жалобе заявитель сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
- пункт 2.1 Технического задания, Приложения №№ 1, 2 к Техническому заданию аукционной документации вводят потенциальных участников закупки в заблуждение;
- описание объекта закупки в Приложении № 1 к Техническому заданию аукционной документации не соответствует требованиям действующего стандарта;
- технические характеристики требуемого к поставке оборудования соответствуют только модели единственного производителя, а именно: Комплекс «Азимут 4»;
- пункт 9.3 проекта контракта не соответствует нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе, и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, указали на соответствие положений аукционной документации требования Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является казенное учреждение Чувашской Республики «Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики. Уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
27.11.2020 уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001120002136 о проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения Российской Федерации, с начальной (максимальной) ценой контракта 4 000 000,00 руб.
Относительно довода заявителя об установлении в пункте 2.1 Технического задания, Приложении №№ 1, 2 к Техническому заданию аукционной документации требований, которые вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, Комиссия установила следующее.
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки, а также требования к поставляемым материалам, и требования к их функциональным и техническим характеристикам (потребительским свойствам) установлено Техническим заданием, а также Приложением № 1 к Разделу 1 "Техническое задание" Технической части Документации об электронном аукционе.
Пунктом 2.1 Технического задания аукционной документации установлено Передвижные АПК (с возможностью стационарной установки) автоматической фото-видеофиксации нарушений ПДД РФ предназначены для автоматического выявления и фото- и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения, ответственность за которые предусмотрена по статьям 12.9, 12.15 ч.1,12.15 ч.2, 12.15 ч.4, 12.17 ч.1.1, 12.16 ч.3 КоАП РФ.
Приложением № 1 к Техническому заданию установлены следующие функциональные и технические характеристики к требуемому оборудованию:
Количество контролируемых полос движения (ширина 1 полосы - 3,5 метра), шт |
не менее 3 |
Комплекс контролирует ширину зоны контроля, м |
Не менее 14 |
Приложением № 2 к Техническому заданию установлено требование о наличии в составе комплекта АПК, в том числе штатива (тренога).
Представителем заказчика пояснено, что АПК должны иметь возможность установки на переносные треноги или специализированные крепления на патрульных автомобилях.
Комплекс должен иметь возможность стационарной установки, но в комплект поставки дополнительные крепления входить не должны. Заказчик должен иметь возможность докупить необходимое крепление (при необходимости). Аналогично и со специализированным креплением на патрульные автомобили - заказчик должен иметь возможность докупить необходимое крепление (при необходимости).
Требования, установленные в Приложении 2 к Техническому заданию не противоречат друг другу. В первом пункте говорится о количестве полос при стандартной ширине дороге (возможность корректной идентификации транспортных потоков), во втором о необходимой минимальной ширине в целях фиксации нарушений ПДД (может быть разделительная зона, обочина и тд.). Большинство комплексов поддерживают в т.ч. фиксацию нарушений на 4 полосах движения.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Установлено, что запросов по разъяснению положений аукционной документации не поступало.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.12.2020 №0115200001120002136-0 подано 4 заявки.
Следовательно, положения аукционной документации не препятствуют участникам закупки сформировать свое предложение и подать заявку на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования вводят участников закупки в заблуждение и влекут за собой ограничение количества участников закупки, не представил, в связи с чем, довод в отношении вышеуказанных показателей не нашел своего подтверждения.
По доводу заявителя о том, что описание объекта закупки в Приложении № 1 к Техническому заданию аукционной документации не соответствует требованиям действующего стандарта, Комиссия установила следующее.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Установлено, что требования к аппаратно – программным комплексам установлены в соответствии с ГОСТ Р 57144 – 2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования».
Приложением № 1 к Техническому заданию установлено следующее:
Пределы допустимой погрешности измерения мгновенной скорости до 200 км/ч свыше 200 км/ч |
Не более ± 1 км/ч[1] Не более ± 2 км/ч[2] |
Согласно пункту 5.4 ГОСТ Р 57144 – 2016 пределы допустимой погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должны превышать:
- ±2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, ±2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств;
- ±3 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, ±3% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга транспортных средств.
Установлено, что аукционная документация заказчика содержит обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
Относительно довода заявителя о том, что технические характеристики требуемого к поставке оборудования соответствуют только модели единственного производителя, а именно: Комплекс «Азимут 4», Комиссия установила следующее.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
Представителем заказчика пояснено, что требованиям Технического задания аукционной документации соответствуют АПК производителей: «Азимут 4», «Автопатруль Универсал», «Вокорд-Трафик Р» с возможностью объединения в «Вокорд-Трафик А».
Комиссия отмечает, что бремя доказывания доводов возлагается на заявителя жалобы.
Учитывая, что заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения
Довод заявителя о том, что пункт 9.3 проекта контракта не соответствует нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ, Комиссия признает необоснованным в силу следующего.
Пунктом 9.3. проекта контракта установлено, что любые споры, остающиеся неурегулированными во внесудебном порядке, разрешаются в судебном порядке.
До передачи спора на разрешение Арбитражного суда Чувашской Республики, Стороны примут меры к его урегулированию в претензионном порядке. Претензия должна быть рассмотрена и по ней должен быть дан письменный ответ по существу Стороной, которой адресована претензия в срок не позднее 15 календарных дней с даты ее получения.
Представителем заказчика пояснено, что в целях экономии бюджетных денежных средств Заказчику целесообразно участие в заседаниях Арбитражного суда Чувашской Республики, а не других регионах России.
Учитывая, что заявитель запрос о даче разъяснений не направлял, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки на участие в данной закупке не представил, в связи с чем, довод заявителя Комиссия признает неподтвержденным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Безопасность - Инвест» необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Безопасность - Инвест» на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения Российской Федерации (изв. №0115200001120002136) необоснованной.
Председатель Комиссии <…>
Примечание: решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
[1]Данный показатель прямым образом влияет на показатели фиксации нарушений, для обеспечения повышенной точности измерений и вынесения постановлений за превышение скорости движения ТС в корректном скоростном диапазоне
[2]Данный показатель прямым образом влияет на показатели фиксации нарушений, для обеспечения повышенной точности измерений и вынесения постановлений за превышение скорости движения ТС в корректном скоростном диапазоне