Решение №А79-5288/2021 Постановление суда от 25 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«25» января 2023 года                                                     Дело № А79-5288/2021

 

Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2023.

Постановление в полном объеме изготовлено 25.01.2023.

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания             Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комфорт-Строй» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.10.2022 по делу №А79-5288/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комфорт-Строй» (ИНН 5836671674, ОГРН 1155836001617) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 10.02.2021 № 021/06/104-126/2021.

 

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

 

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

 

Казенное учреждение Чувашии Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее по тексту – Учреждение) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее по тексту - Управление) с заявлением о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Комфорт-Строй» (далее по тексту - Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.

По результатам рассмотрения данного обращения Управлением 10.02.2021 принято решение №021/06/104-126/2021 о включении информации об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года, а также сведений об учредителе Курташкине Сергее Вячеславовиче.

Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Учреждение, публичное акционерное общество «Россети Волга», администрация Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.

Решением от 10.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество считает, что тот факт, что в государственном контракте от № 77-1/2 не предусмотрено дополнительных согласований с ПАО «Российские сети» свидетельствует о том, что Учреждение изначально ввело в заблуждение Общество. По мнению Общества, обязанность по предоставлению каких либо согласований возложена на заказчика, а не подрядчика. Документов согласования с ПАО «Российские сети» в адрес Общества передано не было.

Управление в судебном заседании в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее - Правила).

Частью 2 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно пункту 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Частью 9 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено договором.

Частью 16 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с Правилами в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 7 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся   в  указанных  документах  и  информации   фактов.   В   случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

По смыслу Федерального закона № 44-ФЗ включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика).

Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.

При рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Как следует из материалов дела, по результатам электронного аукциона от 22.06.2020 № 0115200001120001192 между Учреждением и Обществом заключен муниципальный контракт от 15.07.2020 № 77-с/20 на сумму               4 071 054 рублей, включая налог на добавленную стоимость 20% 678 509 рублей.

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по ул. Магазинная в д.Яндово Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - строительство и/или объект) в соответствии с утвержденной проектной документацией (далее - Проект). Технической характеристикой (Приложение № 8 к Контакту), а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.

Согласно пункту 1.3 контакта подрядчик обязуется выполнить надлежащим образом все работы по строительству объекта в объеме в соответствии с Проектом, имеющим положительное заключение государственной экспертизы, и утвержденном в соответствующем порядке, технической документацией, условиям настоящего контракта и всех приложений к нему и сдать заказчику выполненные в установленном порядке работы по объекту в сроки, установленные пунктом 6.1 контракта и в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложением № 1 к контракту).

Подрядчик при исполнении работ по настоящему контракту (за исключением видов и объемов работ, установленных пунктом 9.1.44 контракта) может привлечь субподрядные организации, обладающие в случаях, предусмотренных действующим законодательством, документами подтверждающими их право на выполнение данного вида работ (пункт 3.3 контракта).

Сроки выполнения работ в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 1 к контракту): начало работ: с момента подписания контракта, окончание работ: через 2,5 месяца. Окончание - при наличии заключения Госстройнадзора Минстроя Чувашии в соответствии построенного объекта капитального строительства.

Окончание работ но объекту подтверждается подписанием Акта приемочной комиссии (пункт 6.1 контракта).

Объем работ по контракту должен быть исполнен по годам и по месяцам в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 1 к контракту), в пределах годового лимита бюджетных обязательств (пункт 6.2 контракта).

В соответствии с пунктом 5.2 контракта оплата выполненных работ по настоящему контракту производится ежемесячно (промежуточный платеж), после выполнения подрядчиком работ в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 1 к контракту) путем перечисления на расчетный счет подрядчика денежные средств республиканского бюджета. Оплата работ производится на основании представленных подрядчиком подписанных сторонами акта приемки выполненных работ (форма КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100, а также предоставления заказчику надлежащим образом оформленного счета, счета-фактуры и иной необходимой документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Сдача подрядчиком и приемка выполненных работ заказчиком, осуществляется в соответствии с разделом 10 контракта.

Контракт действует с момента его подписания сторонами по 31 декабря 2020 года. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от обязательств по исполнению настоящего контракта (пункт 19.2 контракта).

Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение

1  к контракту и графику оплаты выполненных работ (Приложение № 10 к контракту) подрядчику в июле необходимо выполнить объем работ на сумму 26 475 рублей в августе на сумме 1 871 054 рублей, в сентябре на сумму                   2 173 524,90 руб.

Из акта приемки выполненных работ (форма КС-2) от 10.12.2020 и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 10.12.2020 следует, что работы подрядчиком выполнены на сумм) 1 264 319 рублей.

Итого общая стоимость фактически невыполненных работ составляет

2 806 735 рублей.

Как следует из материалов дела письмами от 14.08.2020, 15.10.2020, 16.10.2020, 30.11.2020, 07.12.2020 Учреждение неоднократно направляло в адрес Общества претензионные письма о нарушении условия  о сроке выполнения работ по контракту, с требованием исполнить обязательства по контракту.

По состоянию на 16.12.2020 Общество обязательства по государственному контракту от 15.07.2020 № 11 -с/20 в полном объеме не выполнило.

Согласно пункту 17.4 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта или обратиться в суд с требованием о расторжении контракта в следующих случаях:

- при нарушении подрядчиком сроков начала производства работ более чем на 15 календарных дней;

-     при неоднократном неисполнении или ненадлежащем выполнении подрядчиком условия контракта;

-     при уклонении подрядчика от устранения в сроки, установленные заказчиком, дефектов и недостатков, выявленных в ходе работ;

-     задержка подрядчиком окончания выполнения работ более чем на 5 рабочих дней по причинам, не зависящим от заказчика;

-     нарушение подрядчиком обязательств, определенных в пункте 9.1.29 настоящего контракта;

-     нарушение подрядчиком обязательств, определенных разделом 9 (за исключением пункта 9.1.29) настоящего контракта, 3 и более раз;

-     нарушение подрядчиком требований проектно-сметной документации и нормативных документов в соответствии с Перечнем нормативно-технических документов или иных существенных условий настоящего контракта, приведших к невозможности исполнения работ в соответствии с проектно-сметной документацией и ведущих к снижению надежности и безопасности эксплуатации объекта.

Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В порядке пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд па выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758) предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

С учетом изложенного, условие о сроках выполнения работ является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.

Управлением установлено, что в связи с существенным нарушением условий контракта, Учреждение отказалось от исполнения контракта в одностороннем порядке (решение от 16.12.2020).

Указанное решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 17.12.2020 в разделе дополнительной информации о закупках, то есть в срок установленный частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Учреждение 18.12.2020 направило подрядчику решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также 17.12.2020 но адресу электронной почты: 20092006x@,gmail.com.

Согласно сведениям отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 42897150161684, сформированного на официальном сайте Почты России, заказная корреспонденция не получена.

 Учитывая положения части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления следует считать 17.01.2021. следовательно, датой вступления в законную силу решении заказчика об одностороннем отказе исполнения контракта является 28.01.2021.

Решение об одностороннем отказе от исполнений контракта Обществом в судебном порядке не оспаривалось.

Таким образом, Управление пришло к обоснованному выводу, что Учреждением соблюдены требования законодательства о контрактной системе, при одностороннем отказе от исполнения контракта.

Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия контракта, не представлено.

Доказательств своевременного принятия мер, направленных на достижение конечного результата контракта, Обществом также не представлено.

Таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Общество не обеспечило соблюдение прав Учреждения относительно надлежащего исполнения контракта, со стороны Общества не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, что в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение контракта.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии                             от 10.10.2022 по делу № А79-5288/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комфорт-Строй» оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

Председательствующий судья      

Т.В. Москвичева

 

Судьи

А.М. Гущина

 

 

М.Н. Кастальская

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны