Решение №ВК/6246/20 Установлено нарушение антимонопольного законодательства. от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/01/10-814/2019                                                                        г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 3 августа 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 14 августа 2020 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/10-814/2019 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

«…»

Члены Комиссии:

«…»

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Поиск» - «…»

представителя ответчика – «…»

рассмотрев дело № 021/01/10-814/2019 возбужденное по признакам нарушения ООО «МВК «Экоцентр» (428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 19, корп. 11, пом. 2) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – также Управление) обратились ИП Туманина Е.М. (вх. № 04-05/5847 от 01.10.2019; № 6604/19 от 06.11.2019), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике в интересах ООО «Поиск» (вх. № 04-05/6295 от 21.10.2019), ООО «АУРА» (вх. № 6852-ЭП/19 от 12.11.2019) с заявлениями о навязывании ООО «МВК «Экоцентр» потребителям условий договора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части осуществления расчетов за образовавшееся ТКО исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО).

В рамках рассмотрения заявлений установлено следующее.

1. В связи с истечением срока договора ДПИФ-479 от 29.01.19 ИП Туманина Е.М. (ИНН 212400072830, адрес: 429956, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, 5) обратилась 25.09.19 в ООО «МВК «Экоцентр» с письмом, в котором просила заключить договор на вывоз ТКО со сроком действия с 01.10.18 с внесением изменений в типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, размещенного на сайте регионального оператора. Но при изучении полученного договора оказалось, что ООО «МВК «Экоцентр» предоставило договор, отличный от договора, размещенного на сайте регионального оператора.

Предоставленный договор соответствовал форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, но Приложение №1 было составлено по форме, утвержденной ООО «МВК «Экоцентр», навязывающей ИП Туманиной Е.М. учет объема ТКО исходя из нормативов накопления ТКО и не представляющей альтернативы для «Потребителя» в выборе способа учета количества вывезенных ТКО.

Договор ДПИФ-479 от 10.10.2019 подписан ИП Туманиной Е.М. с протоколом разногласий. В протоколе разногласий ИП Туманина Е.М.  указала приложение №1 по типовой форме из постановления Правительства РФ №1156 от 12.11.2016.

Вместе с тем, ООО «МВК «Экоцентр» письмом №6935 от 25.10.19 протокол разногласий ИП Туманиной Е.М. не согласовало, соответственно условия договора остались неурегулированными.

Ранее ИП Туманина Е.М. состояла в договорных отношениях по оказанию услуг по вывозу отходов с ООО «ЭКОСЕРВИС», договор №Э-162/2015 от 18 ноября 2015 года.

Согласно приложению №1 к договору №Э-162/2015 от 18 ноября 2015 года вывоз ТКО производится с объекта Заказчика, расположенного по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 5, еженедельно по вторникам. Оплата производится по тарифу 200 руб. за 1 куб. м.

Исполнитель, при необходимости предоставляет Заказчику по его просьбе Контейнеры объемом 1,1 куб. м. на время действия Договора. В случае отсутствия у Заказчика необходимости в контейнерах, сбор ТКО осуществляется Исполнителем в стандартных мешках для мусора.

В связи с началом осуществления деятельности регионального оператора по обращению с ТКО письмом от 02.10.2018 ООО «ЭКОСЕРВИС» предложило организациям подписать соглашение о расторжении договора по соглашению сторон с 02.10.2018.

С целью заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором ТКО Чувашской Республики ИП Туманина Е.М. обратилась в ООО «МВК «Экоцентр» с заявлением о заключении договора по типовой форме, разработанной ООО «МВК «Экоцентр».

Согласно приложению к заявлению вывоз ТКО осуществляется 2 раза в месяц с контейнерной площадки по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, 5 магазин «Спутник» с торца здания за железной дверью, тип контейнера ЕК, объем контейнера 0,36, количество контейнеров 1.

2. ООО «Поиск» (ИНН 21230016996, Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Кооперативная, д. 2, м. «Находка») обратилось в ООО «МВК «Экоцентр» с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусматривающем расчет объема и массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. В свою очередь региональный оператор вопреки предложенному направило договор на оказание услуг по обращению с ТКО с расчетом исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

На типичность данного проблемного вопроса в своем заявлении указывает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике.

Согласно приложению к заявлению ООО «Поиск» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, объект недвижимости ООО «Поиск» относится к категории: магазин по продаже непродовольственных товаров, комиссионный магазин, общей площадью 490,2 кв. м., вывоз ТКО осуществляется 1 раз в неделю по вторникам с контейнерной площадки по адресу: Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Кооперативная, д. 2, м. «Находка», тип контейнера ПМК, объем контейнера 0,75, количество контейнеров 1.

3. ООО «Аура» является собственником нежилого помещения с тамбуром, расположенного на первом и втором этажах жилого кирпичного двенадцатиэтажного дома переменной этажности с техническим этажом, с подвалом из железобетонных блоков площадью 1181,4 кв.м., этаж – I, II, находящееся по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гагарина, д.29, помещение №1 (далее – Нежилое помещение).

01.10.2018 года между ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Аура» был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При заключении договора ООО «МВК «Экоцентр» предложило ООО «Аура» оформить заявку с указанием способа начисления. 02.10.2018г. ООО «Аура» была оформлена соответствующая заявка с указанием способа начисления (по объему вывезенных контейнеров объемом 1,1 куб.м. с периодическим вывозом 2 раза в неделю, то есть 9,46 куб.м. в месяц.

Между тем, размер платы ООО «МВК «Экоцентр» исчисляет исходя из нормативов среднегодовой нормы накопления твердых коммунальных услуг для супермаркетов и торговых центров в размере 0,350 куб. метров путем умножения данного показателя на площадь помещения. То есть, объем принимаемых отходов истцом установлен исходя из среднегодового норматива, без учета фактически оказанных услуг. 

ООО «Аура» не согласившись с таким принципом расчета направило поставщику услуг письмо от 06.05.2019г.  с требованием о приведении порядка начисления в соответствии с представленной ранее заявкой.  

ООО «Аура» указывает, что за весь период действия договора Исполнителем оказываются услуги исключительно в соответствии с заявкой Заказчика (вывоз ТКО из одного контейнера объемом 1,1 куб.м. два раза в неделю). В большем объеме услуги не оказываются.

Вместе с тем, ООО «МВК «Экоцентр» осуществляет начисление платы за услуги исходя из нормативов.       

В заседании Комиссии представители заявителей ИП Туманиной Е.М., ООО «АУРА», Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике А.Н. Рыбакова доводы, изложенные в обращениях, поддержали, считают, что ООО «МВК Экоцентр» навязывает потребителям невыгодные условия договора относительно расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО исходя только из нормативов накопления ТКО.

Представитель ответчика с позицией заявителей не согласилась, считает, что в действиях ООО «МВК Экоцентр» отсутствуют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», обращает внимание, что настоящее дело возбуждено в нарушение части 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающего вынесение предупреждения до возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

ИП Туманина Е.М. письмом от 25.12.2019 представила в Чувашское УФАС России копии актов сдачи-приемки оказанных услуг по вывозу мусора ООО «МВК «Экоцентр». Вместе с тем, региональный оператор по обращению с ТКО Чувашской Республики не подписал соответствующие акты за фактически оказанные услуги.

При этом, письмом от 27.12.2019 ООО «МВК «Экоцентр» сообщило, что договор ДПФ-479 от 29.01.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен на условиях учета объема ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

Документы на оплату выставляются ежемесячно, пропорционально расчету годового объема ТКО за месяц.

ИП Туманиной Е.М., ООО «Поиск», ООО АУРА» письмами от 13.01.2020, от 14.01.2020 и от 27.12.2019 соответственно представлены данные о фактически вывезенных ТКО и о выставленных ООО «МВК «Экоцентр» счетах на оплату услуг по обращению с ТКО. Из представленных документов можно сделать вывод о расчете стоимости услуг ООО «МВК «Экоцентр» исходя из нормативов накопления ТКО. Вместе с тем, объем фактически вывезенных ТКО значительно меньше, по сравнению с предъявляемым объемом ТКО, рассчитанным по нормативу накопления ТКО, утвержденному Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14.11.2017 № 03/1-03/1012 для данной категории потребителей.

ООО «МВК «Экоцентр» письмами от 27.12.2019 №8977 и от 10.02.2020 №942 представлены таблицы по фактически вывезенным твердым коммунальным отходам Заявителей по делу № 021/01/10-814/2019, а также распечатки системы ГЛОНАСС. Согласно таблицам, объем фактически вывезенных ТКО гораздо меньше, по сравнению с объемом ТКО, рассчитанным по нормативам накопления ТКО, утвержденным Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14.11.2017 № 03/1-03/1012.

Установлено, что за октябрь 2019 года ООО «МВК «Экоцентр» предъявлено к оплате:

- ИП Туманиной Е.М. в сумме «…» рублей, что соответствует оплате за 24,245 куб.м., фактически же в октябре 2019 года вывоз ТКО с объекта ИП Туманиной Е.М. осуществлен 2 раза в объеме 0,48 куб. м. на сумму «…» руб.

- ООО «Поиск» в сумме «…» рублей, что соответствует оплате за 141,592 куб.м., фактически же в октябре 2019 года вывоз ТКО с объекта ООО «Поиск» осуществлен 1 раз в объеме 1,5 куб. м. на сумму «…» руб;

- ООО «АУРА» в сумме «…» рублей, что соответствует оплате за 24,946 куб.м., фактически же в октябре 2019 года вывоз ТКО с объекта ООО «АУРА» осуществлен 9 раз в объеме 9,46 на сумму 4254,26 руб.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона об отходах).

Таким образом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона об отходах).

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (статья 24.7 Закона об отходах).

Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25. 08.2008г. №641» (далее - Постановление № 1156).

В соответствии с пунктом 8(10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных этим же Постановлением № 1156 проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением № 1156.

Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1); в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2).

Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам нежилых помещений в  многоквартирном доме уточнены в Правилах № 354.

Согласно пункту 148(38) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к настоящим Правилам.

При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения № 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, Правилами № 354 также предусмотрено два альтернативных варианта определения объема ТКО:

-исходя из нормативов накопления ТКО;

-исходя из фактического объема.

Учет ТКО, исходя из фактическою объема для организаций размещающихся в многоквартирных домах, может осуществляться, в свою очередь, в двух случаях:

-при раздельном накоплении сортированных отходов;

-в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.

Причем второй вариант не имеет каких-либо дополнительных условий и ограничений к его применению (в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов).

Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по результатам конкурсного отбора 14.11.2017 (протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями от 14.11.2017 № 3/ТКО/2017). ООО «МВК «Экоцентр» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

Чувашским УФАС России 03.10.2018 проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики.

По результатам указанного анализа на территории Чувашской Республики доминирующее положение с 01.10.2018 года на товарном рынке оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов занимает ООО «МВК «Экоцентр».

Исходя из вышеперечисленного, на ООО «МВК «Экоцентр» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

В соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Управлением 14.06.2019 № 04-05/4272 выдано предупреждение ООО «МВК «Экоцентр» о необходимости прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в договоры, заключенные с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в нежилых помещениях многоквартирных домов.

12.09.2019 в типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещенный на официальном сайте https://mvkecocenter.ru/ внесены соответствующие изменения.

Вместе с тем, ООО «МВК «Экоцентр» продолжило навязывать потребителям невыгодные условия договора в части осуществления расчетов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, о чем свидетельствуют материалы заявлений ИП Туманиной Е.М. (вх. № 04-05/5847 от 01.10.2019; № 6604/19 от 06.11.2019), направленного Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике заявления ООО «Поиск» (вх. № 04-05/6295 от 21.10.2019), а также заявления ООО «АУРА» (вх. № 6852-ЭП/19 от 12.11.2019).

В связи с обращением ИП Туманиной Е.М. (вх. № 04-05/5847 от 01.10.2019; № 6604/19 от 06.11.2019), Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике в интересах ООО «Поиск» (вх. № 04-05/6295 от 21.10.2019), ООО «АУРА» (вх. № 6852-ЭП/19 от 12.11.2019) по вопросу навязывания ООО «МВК «Экоцентр» потребителям условий договора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части осуществления расчетов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО), Чувашское УФАС России пришло к выводу о неисполнении ООО «МВК «Экоцентр» предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 14.06.2019 исх. № 04-05/4272, а именно пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с неисполнением ООО «МВК «Экоцентр» предупреждения антимонопольного органа, приказом Чувашского УФАС России от 19.11.2019 № 108 в отношении ООО «МВК «Экоцентр» возбуждено дело №021/01/10-814/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 29.11.2020 исх.№ ВК/8414/19 от 02.12.2020 в качестве заявителя к рассмотрению дела № 021/01/10-814/2019 привлечен ИП Замазкин С.Ю. (428000, г. Чебоксары, ул. Водопроводная, д. 15, пом. 2).

В рамках рассмотрения дела №021/01/10-814/2019 установлено, что региональный оператор, занимая доминирующее положение на товарном рынке, принимает от собственников ТКО в объеме, который определяется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (весьма условно и далеко не в пользу потребителя), а дальнейшее обращение с ТКО организуется и оплачивается им, как правило, исходя из фактического объема и массы отходов (расчеты с операторами по обращению с ТКО, имеющими объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО).

Сторонам направлено заключение об обстоятельствах дела №021/01/10-814/2019 от 25.03.2020.

На заключение об обстоятельствах дела в адрес Чувашского УФАС России 18.05.2020 вх. № 4873-ЭП/20 поступили возражения ООО «МВК «Экоцентр».

1. ООО «МВК «Экоцентр» указывает, что согласно заявке ИП Туманиной Е.М. адресом контейнерной площадки является г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 5, с торца за железной дверью.

В соответствии со статьей 13.4 Закона об отходах накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно пункту 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10, пунктам 2.1, 2.2 СанПин 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятия спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.

В соответствии с пунктом 5.3.2.5.9. Правил благоустройства территории города Новочебоксарска, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.10.2017 № С 36-1 контейнеры для сбора ТКО отходов должны устанавливаться на специальных площадках с твердым покрытием. Размер площадок должен быть рассчитан на необходимое количество контейнеров. Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры для сбора мусора на проезжей части дорог, тротуарах, пешеходных дорожках и газонах. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, по решению администрации города Новочебоксарска, данные требования могут быть изменены.

При этом, ООО «МВК «Экоцентр» сообщает, что согласно реестра мест (площадок) накопления ТКО, размещенном на официальном сайте администрации города Новочебоксарска по ул. Винокурова, д. 5 установлена одна контейнерная площадка с установкой 4 контейнером два из которых для накопления ТКО собственников жилых помещений многовкартирного дома № 5 по ул. Винокурова и два контейнера для магазина «Пятерочка».

Согласно информации, представленной в Чувашское УФАС России администрацией города Новочебоксарска письмом от 05.06.2020 №28/01-5098  в настоящее время в городе Новочебоксарске ведется работа по утверждению реестра мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Контейнерная площадка по адресу ул. Винокурова, д. 5 в наличии. Заявки от ИП Туманиной Е.М., а также регионального оператора о внесении сведений накопления не поступали. Возможность складирования и накопления ТКО индивидуальным предпринимателем имеется при соблюдении соответствующих норм и правил.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС  России принимает доводы ООО «МВК «Экоцентр», изложенные в возражениях на заключение об обстоятельствах дела №021/01/10-814/2019 от 25.03.2020 в отношении заявителя ИП Туманиной Е.М.

2. ООО «МВК «Экоцентр» в письме от 18.05.2020 вх. № 4873-ЭП/20 сообщает, что  у ООО «Поиск» отсутствует обустроенное  в соответствии с нормами действующего законодательства место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов. Контейнер для сбора твердых коммунальных отходов установлен в гараже, что противоречит действующему законодательству.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – «город Канаш», утвержденный постановлением Администрации города Канаша Чувашской Республики от 26.06.2019 №667 (далее – реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Канаш) также не содержит сведения о месте (площадки) накопления ООО «Поиск».

Таким образом, как сообщает ООО «МВК «Экоцентр», у ООО «Поиск» отсутствует о место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованная в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Администрация города Канаш Чувашской Республики на запрос Чувашского УФАС Росси и сообщает, что сведения по юридическому лицу ООО «Поиск» в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Канаш отсутствуют.

В адрес администрации города Канаш Чувашской Республики поступило заявление от ООО «Поиск» о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Канаш, в целях размещения контейнера на существующей площадке накопления ТКО по адресу ул. Кооперативная, д. 2. Администрацией города Канаш выдано разрешение №117 от 16.06.2020 на использование указанного земельного участка сроком действия до 16.06.2025.

Также, администрация города Канаш Чувашской Республики письмом от 05.06.2020 №3703 сообщает, что корректировка мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования – «город Канаш» осуществляется и будет размещена на официальном сайте администрации города Канаш Чувашской Республики.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС  России приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «МВК «Экоцентр» при заключении договора на обращение с твердыми коммунальными отходами с ООО «Поиск».

3.  Между ИП Замазкиным С.Ю. и ООО «МВК «Экоцентр» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №ДПИФ-758 от 29.07.2019. Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.02.2020 по  делу №А79-10737/2019 утверждено мировое соглашение, согласно пункту 3 резолютивной части которого, стороны согласились производить учет  объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС  России приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «МВК «Экоцентр» при заключении договора на обращение с твердыми коммунальными отходами с ИП Замазкиным С.Ю. в связи с урегулированием указанного вопроса в судебном порядке.

4. ООО «МВК «Экоцентр» в письме от 18.05.2020 вх. № 4873-ЭП/20 сообщает, что для сбора твердых коммунальных отходов ООО «АУРА» установлен один евроконтейнер объемом 1,1 куб. м. на совмещенной контейнерной площадке. В месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов установлено два евроконтейнера. Один ООО «АУРА» и один ООО «УК «Уют». Контейнер ООО «АУРА» закрыт на замок, а контейнер ООО «УК «Уют» открыт.

Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов ООО «АУРА»  и ООО «УК «Уют» установлена на земельном участке с координатами 56.129183 и 47.268192.

ООО «МВК «Экоцентр» указывает, что сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов с данными координатами в реестре контейнерных площадок для сбора ТКО, размещенном на официальном сайте Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары в сети «Интернет» не содержится.

Также, ООО «МВК «Экоцентр» в письме от 18.05.2020 вх. № 4873-ЭП/20 ссылается на решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу №А79-7722/2019 о взыскании с ООО «АУРА» в пользу ООО «МВК «Экоцентр» суммы долга в размере «…» руб. 40 коп. за период с 01.10.2018 по 31.12.2018, а также неустойки в размере «…» руб. 87 коп.

Вместе с тем, администрация города Чебоксары письмом от 02.06.2020 №8313 сообщает, что в существующем реестре данные о месте накопления ТКО ООО «АУРА» отображены.  

Таким образом, разногласия по договору на оказание услуг по обращению с ТКО между ИП Замазкиным С.Ю. и ООО «МВК «Экоцентр» урегулированы путем заключения мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.02.2020 по  делу №А79-10737/2019.

Контейнер отходов для накопления твердых коммунальных отходов ИП Туманиной Е.М. расположен вне места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, место накопления ООО «Поиск» также отсутствовало в момент возникновения разногласий с ООО «МВК «Экоцентр».

Согласно пункту 148 (26)  Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Таким образом, надлежащим образом обустроенное в соответствии с нормами действующего законодательства место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов имеется только у ООО «АУРА».

Согласно информации, направленной ООО «АУРА» в Чувашское УФАС России (вх. № 148-ЭП/20), что также подтверждается сведениями, представленным ООО «МВК «Экоцентр», в том числе выгрузкой из системы ГЛОНАСС (вх. № 1121 от 10.02.2020), вывоз твердых коммунальных отходов ООО «АУРА» в 2019 году осуществлялся 2 раза в неделю, количество контейнеров, расположенных в месте (площадка) накопления твердых коммунальных отходов – 1 шт., объем контейнера – 1,1 куб.м.

Вместе с тем, ООО «МВК «Экоцентр» выставляет ООО «АУРА» счета на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в большем объеме, чем фактически могло бы вывезти с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов ООО «АУРА».

Сведения по фактическому вывозу твердых коммунальных отходов ООО «АУРА»:

Месяц, год

Наименование перевозчика

Марка, номер машины осуществляющей вывоз ТКО

Периодичность вывоза ТКО (количество раз в месяц)

Количество вывезенного ТКО по данным ООО "АУРА"

Количество вывезенного ТКО по данным ООО "МВК "Экоцентр"

Стоимость оказанной услуги по даным ООО "АУРА"

Стоимость оказанной услуги по даным ООО "МВК "Экоцентр"

янв.19

АО "Специализированное автохозяйство"

Мерседес В229ХО21

9 раз

9,46

24,95

4254,26

11218,63

фев.19

АО "Специализированное автохозяйство"

Мерседес В229ХО21, Мерседес Е313МС21

8 раз

9,46

24,95

4254,26

11218,63

мар.19

АО "Специализированное автохозяйство"

Мерседес В229ХО21

8 раз

9,46

24,95

4254,26

11218,63

апр.19

АО "Специализированное автохозяйство"

Мерседес В229ХО21

10 раз

9,46

24,95

4254,26

11218,63

май.19

АО "Специализированное автохозяйство"

Мерседес В229ХО21

9 раз

9,46

24,95

4254,26

11218,63

июн.19

АО "Специализированное автохозяйство"

Мерседес В229ХО21

9 раз

9,46

24,95

4254,26

11218,63

июл.19

ООО "ТРАСТ-ВЕГА"

Скания Е812УА21

10 раз

9,46

24,95

4254,26

11376,08

авг.19

ООО "ТРАСТ-ВЕГА"

Скания Е812УА21

9 раз

9,46

24,95

4254,26

11376,08

сен.19

ООО "ТРАСТ-ВЕГА"

Скания Е812УА21

8 раз

9,46

24,95

4254,26

11376,08

окт.19

ООО "ТРАСТ-ВЕГА"

Скания Е812УА21

9 раз

9,46

24,95

4254,26

11376,08

ноя.19

ООО "ТРАСТ-ВЕГА"

Скания Е812УА21

9 раз

9,46

24,95

4254,26

11376,08

 

Из вышеизложенного следует, что ООО «МВК «Экоцентр» выставляет ООО «АУРА» счета более чем в 2,5 раза превышающие по стоимости фактически оказанных услуг.

Согласно подпункту «е» пункта 25 Правил №1156, одним из существенных условий договора на оказание услуг по транспортированию ТКО, является способ коммерческого учета количества ТКО.

Согласно Форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, стороны в рамках указанного договора должны договориться каким образом им производить учет объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами № 505 расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, ООО «МВК «Экоцентр», являясь единственным на территории Чувашской Республики поставщиком услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, отсутствие объективных причин отказало ООО «АУРА» в выборе способа учета твердых коммунальных отходов.

Таким образом, действия ООО «МВК «Экоцентр» по отказу в заключении договоров на условиях Заявителя, а также невнесение изменений в действующий договор с ООО «АУРА» по условию о фактическом определении объемов ТКО, свидетельствуют, о создании для ООО «АУРА» невыгодных условий деятельности.

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

При этом никакого принуждения, как физического воздействия, навязывание невыгодных условий не предполагает.

Отказ ООО «МВК «Экоцентр» в отсутствие объективных причин, препятствующих включению в договор условий о фактическом определении объемов ТКО вынуждают ООО «АУРА» вступать в правоотношения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на невыгодных для себя условиях.

Таким образом, действия ООО «МВК «Экоцентр» по отказу внесения изменений в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «АУРА» нарушают требования пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку потребителю навязываются условия договора, невыгодные для него.

Учитывая изложенное, Комиссия по рассмотрению дела, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «МВК «Экоцентр» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выраженных в навязывании ООО «АУРА» условий договора, невыгодных для него, что привело к необоснованному увеличению расходов Заявителя на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Ввиду того, что на момент вынесения решения неправомерные действия ООО «МВК «Экоцентр» не прекращены, Комиссия считает, что имеется необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.           Признать в действиях ООО «МВК «Экоцентр» (ОГРН 1142130001430, ИНН 2130132322) нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.           Выдать ООО «МВК «Экоцентр» предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель комиссии                                                                                      «…»

 

Члены Комиссии                           

                                                                                                                                         «…»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны