Предупреждение №ВК/141/23 Предупреждение от 13 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии на рассмотрении находится обращение ООО «Пилигрим» (вх. 11626/22) на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что на основании приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики № 02-03/190 от 02.10.2017 проведен открытый конкурс на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике. Приказом утверждена документация из которой следует, что по лоту №4 (маршрут № 521 «Чебоксары-Вурнары») требование к подвижному составу определено  наличием  автобусов, в количестве 10, в том числе 2 резервных.

Конкурс проведен в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон №220-ФЗ), а также Правилами организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 г. № 534 (далее - Правила организации) и конкурсной документацией.

Исходя из протокола заседания №3 от 07.03.2018 конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по третьему этапу – оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе по лоту №4 ООО «Городские маршрутные перевозки» набрано 82 балла (в заявке были указаны сведения о 25-местной вместимости 8 из 10 автобусов и максимальном сроке эксплуатации транспортных средств — до 3 лет).

По результатам конкурса ООО «Городские маршрутные перевозки»   выдано свидетельство на право осуществления перевозок по данному маршруту серии 21ЧР № 000094 со сроком действия с 17.03.2018 по 16.03.2023.

При этом установлено, что ООО «Городские маршрутные перевозки»  в заявке взяло на себя обязательства по использованию следующих ТС:

основной подвижной состав – всего - ПАЗ 8 шт.,

з них ПАЗ 32053 – 7 шт., ПАЗ 32054 – 1 шт., 2 из которых оборудованы для перевозки маломобильных групп граждан.

В качестве резервных ТС заявлены ПАЗ 32053 – 2 шт.

Заявленная вместимость – 7 автобусов – 25 мест, 1 автобус – 17 мест (для маломобильных групп населения).

Максимальный срок эксплуатации – до 3 лет.

  После признания ООО «Городские маршрутные перевозки» победителем конкурса по лоту № 4, общество было обязано, согласно п.3.2.2 конкурсной документации, приобрести заявленные им в заявке транспортные средства в срок до 16 апреля 2018 года и приступить к осуществлению перевозок по маршруту № 521 «Чебоксары-Вурнары» данными автобусами, в силу ч. 4 ст. 21 Закона №220-ФЗ -  не позднее 06 мая 2018 года.

ООО «Городские маршрутные перевозки», став победителем конкурса по вышеуказанному маршруту и набрав максимальное количество баллов, исходя из указанных им в заявке сведений относительно характеристик предлагаемых к использованию транспортных средств, получив свидетельство на осуществление перевозок, фактически приступило к осуществлению перевозок на маршруте №521 «Чебоксары-Вурнары» иными транспортными средствами, не соответствующими по своим характеристикам, заявленным в конкурсной заявке.

В связи с чем решением Чувашского УФАС России указанные действия ООО «Городские маршрутные перевозки» признаны нарушающими ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции») путем не обеспечения маршрута №521 «Чебоксары-Вурнары» транспортными средствами, заявленными в открытом конкурсе по лоту № 4 на право осуществления перевозок по маршруту № 521 «Чебоксары-Вурнары» в рамках открытого конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике, утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики №02-03/190 от 02.10.2017 (Решение №021/01/14.8-81/2020 от 03.09.2022).

Выдано предписание (исх. ВК/6775/2020), в соответствии с которым было необходимо прекратить нарушение, указанное выше.

Определением от 20.10.2020 №ВК/8017/20 срок исполнения предупреждения продлен до 19 ноября 2020 года.

19.11.2020 в Арбитражный суд Чувашской Республики ООО «Городские маршрутные перевозки» подана жалоба на решение и предписание Чувашского УФАС России по делу №021/01/14.8- 81/2020 (дело А79-10976/2020).

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.05.2022, Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 решение и предписание Чувашского УФАС России признаны законными и обоснованными.

Следовательно, указанное предписание должно быть исполнено ООО «Городские маршрутные перевозки».

Одновременно, ООО «Городские маршрутные перевозки», представлены пояснения, из которых установлено, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (письмом от 29.04.2022 №051/10-2603) на основании заявления общества от 08.04.2022 согласовано изменение вместимости транспортных средств, осуществляющих перевозки по маршруту №521 «Чебоксары- Вурнары».

Из пояснительной записки ООО «Городские маршрутные перевозки» от 08.04.2022 следует, что основанием для изменения вместимости транспортных средств на маршруте №521 является снижение пассажиропотока, что сказывается на отсутствии рентабельности в осуществлении перевозок автобусами малого класса ПАЗ, в связи с чем, перевозки планировалось осуществлять транспортными средствами вместимостью от 16 до 19 мест.

По информации, предоставленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (вх. 12341-ЭП/22) установлено следующее.

ООО «Городские Маршрутные Перевозки» 8 апреля 2022 года обратилось в адрес уполномоченного органа Чувашии с заявлением об изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок № 521 «Чебоксары (АВ «Центральный») – Вурнары (ДКП пгт Вурнары)» в части изменения вместимости транспортных средств.

Изменение межмуниципальных маршрутов осуществляется в соответствии Порядком установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Чувашской Республики (далее – Порядок), утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.02.2020 № 54.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка к изменениям межмуниципального маршрута относится изменение вместимости, класса транспортных средств, максимального количества транспортных средств каждого класса, экологического класса.

В соответствии с пунктами 2.9, 2.10 Порядка вопрос изменения межмуниципального маршрута рассматривается уполномоченным органом совместно с органами местного самоуправления, по территориям которых проходит маршрут.

Заявление и прилагаемые документы были направлены для рассмотрения в адрес администраций г. Чебоксары, Вурнарского района и Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики. В установленный Порядком срок администрация г. Чебоксары уведомила Минтранс Чувашии об отсутствии оснований для отказа в изменении межмуниципального маршрута.

Администрациями Вурнарского района и Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики информация о наличии или об отсутствии оснований для отказа в изменении межмуниципального маршрута не представлена, в связи с чем, в соответствии с Порядком установлено, что оснований для отказа в изменении межмуниципального маршрута не имеется. В связи с этим, принято решение об изменении межмуниципального маршрута.

В соответствии с запросом представлены сведения о пассажиропотоке на межмуниципальном маршруте за период январь 2021 года – октябрь 2022 года, представленные ООО «Городские Маршрутные Перевозки» в статистической отчетности исходя из которых установлено снижение пасажиропотока на 11 % (с 5,06 до 4,504 тыс. чел.)

Вопреки указанным выше сведениям, исходя из информации АО «АвтоВАС» (вх. 12579-ЭП/22) установлено, что на маршруте 521 «Чебоксары -Вурнары» осуществляют деятельность такие перевозчики, как ООО «Городские Маршрутные Перевозки», ООО «Пилигрим», ИП Архипов С.П., ИП Петров А.В.

ООО «Городские Маршрутные Перевозки» на маршруте в период с 01.01.-2021 — 30.11.2022 использовало транспортные средства вместимостью от 16 до 20 посадочных мест.

Кроме того, исходя из сведений о количестве проданных билетов на маршрут №521 «Чебоксары — Вурнары» в период с января 2021 года по ноябрь 2022 года, (вх. 21.12.2022, 13157-ЭП/22,12716-ЭП/22 от 08.12.2022) установлено, что ООО «Городские Маршрутные Перевозки» реализовано билетов в 2021 году - 24 981 шт., в 2022 году 28 177 шт., что значительно меньше, чем у иных перевозчиков на данном маршруте.

По информации АО «АвтоВАС» на маршруте №521 за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 реализовано - 54 570 билетов; с 01.01.2022 по 30.11.2022 — 55 981 билетов.

Учитывая изложенное, доля ООО «Городские Маршрутные Перевозки» на маршруте №521 «Чебоксары — Вурнары», исходя из числа проданных билетов в 2021 году составила — 46,33 %, в 2022 году — 51,03%.

Одновременно, информация Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (вх. 12341-ЭП/22 от 28.11.2022,12856-ЭП/22 от 13.12.2022) в части количества перевезенных пассажиров на межмуниципальном маршруте № 521 «Чебоксары (АВ «Центральный») – Вурнары (ДКП пгт Вурнары)» за период январь 2021 года – ноябрь 2022 года не подтверждает снижение пассажиропотока на указанном маршруте.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

На основании части 9 статьи 26 Федерального Закона №220-ФЗ к сведениям, включенным в реестры маршрутов регулярных перевозок относят характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона № 220-ФЗ ведение реестра маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.

Статья 26 Закона № 220-ФЗ содержит исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержать реестры муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Так, в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены в том числе, виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, что прямо исходит из пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ.

В силу части 1 статьи 29 Федерального Закона №220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства в том числе по обращению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка изменение класса и вместимости задействованных для осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту автобусов относится к изменениям маршрута.

В соответствии с пунктами 2.8 и 2.9 Порядка заявление об изменении маршрута рассматривается Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления, по территории которых проходит маршрут.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

При этом, как установлено судебным решением по делу А79-10976/2020, обращением ООО «Пилигрим», сведениями АО «АвтоВАС», ООО «Городские маршрутные перевозки» никогда не использовало на маршруте №521 «Чебоксары-Вурнары» транспортные средства, изначально заявленные на конкурсе, а с учетом того, что снижение пассажиропотока обладает признаками мнимости, подача заявления на изменение вместимости транспортных средств указывает на действие, направленное на уклонение от исполнения законного предписания.

Описанные выше действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, выразившиеся в согласовании изменения маршрута в части вместимости транспортных средств имеют признаки ограничения конкуренции, в связи с тем, что согласование изменения вместимости транспортных средств на маршруте №521 «Чебоксары-Вурнары» ООО «Городские маршрутные перевозки» в пользу малого класса при отсутствии достаточных доказательств снижения пассажиропотока фактически ограничивают конкуренцию на маршруте, не позволяют войти на рынок иным субъектам, имеющим возможность оказывать услуги надлежащими транспортными средства и являющихся добросовестными участниками конкурса.

Кроме того, названные действия, предоставляют преимущество экономической деятельности ООО «Городские маршрутные перевозки» на маршруте №521 «Чебоксары-Вурнары», что влечет за собой получение дополнительной прибыли, которую фактически могли получать субъекты, добросовестно использующие своими правами как при проведении конкурса, так и при реализации его предмета.

Учитывая изложенное, изложенные выше действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики имеют признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона о№135- ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, в действиях которого выявлены признаки нарушения указанной статьи, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 2 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ИНН 2130104830, ОГРН 1122130007438, юридический адрес 428003, Чувашская Республика - Чувашия, город Чебоксары, пл. Республики, д. 2) признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в принятии решения об изменении межмуниципального маршрута №521 «Чебоксары-Вурнары» в части изменения вместимости транспортных средств межмуниципального маршрута письмом от 29.04.2022 №051/10-2603 в адрес ООО «Городские маршрутные перевозки», на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Чувашское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 01 февраля 2023 года, путем отзыва Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики письма от 29.04.2022 №051/10-2603.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения уведомить антимонопольный орган, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее, предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

"..."    

 

 

 

 

 

 

 

2022-10350

 

 

Связанные организации

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
ИНН 2130104830, ОГРН 1122130007438