Решение №ВК/5238/20 Реклама признана ненадлежащей. от 8 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    РЕШЕНИЕ                                                                                                                         по делу 021/05/28-105/2020

 08 июля 2020 г.                                                                                          г. Чебоксары 

                                       Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 08 июля 2020 года.

       Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам нарушения  Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее – Комиссия) в составе:                                                                                      председатель Комиссии:                                                                                           «…»                                        

члены Комиссии:                                                                                              «…», рассмотрев дело № 021/05/28-105/2020, возбужденное в отношении ИП Дмитриева Александра Геннадьевича (ИНН/ОГРНИП 212408832730/318213000053661) по признакам нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5,части 14 статьи 28 Закона о рекламе, в связи с осуществлением рекламы в оказании финансовых услуг, при этом,  не зарегистрированного в установленном порядке для осуществления данного вида деятельности и указанием в рекламе на не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара,                                              в присутствии представителя Волго – Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации  - «…» (доверенность от 03.09.2018 № 21АА1043029), в отсутствие лица, в действиях которого содержаться нарушения Закона о рекламе – ИП Дмитриева А.Г. (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя банка от 02.06.2020 б/н),

УСТАНОВИЛА:

27.01.2020 (вх.№ 01-17/3) в Чувашское УФАС Росси поступило заявление Волго – Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации  (далее – Заявитель, банк) о размещении рекламной информации, противоречащей требованию Закона о рекламе в части оказания финансовых услуг лицом, не зарегистрированного в установленном порядке для осуществления данного вида деятельности и указанием в рекламе на не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара. Из обстоятельств, указанных в обращении следует, что согласно результатам контрольно-надзорных мероприятий Заявителя установлено следующее.                                                                                            В офисном помещении на первом этаже жилого дома по адресу г.Чебоксары, ул. Стрелковой дивизии, д.21 осуществляет деятельность ИП Дмитриев Александр Геннадьевич (ИНН/ОГРНИП 212408832730/318213000053661), являющийся директором и учредителем ООО «ГРАНД» (ИНН /ОГРН 2130070972/1102130003689, наименование до 26.02.2019 ООО «ГРАНД ЛОМБАРД», дата регистрации - 31.03.2010, адрес (место нахождения): Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. 324 Стрелковой дивизии, д. 21, основной вид деятельности по ОКВЭД – 47.19 «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах»). Согласно выписке из ЕГРИП ИП Дмитриев А.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на территории Чувашской Республики 04.09.2018, основной вид деятельности по ОКВЭД – 47.77.2 «Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах».            При этом, при входе в здание по вышеуказанному адресу размещена электронная вывеска, указывающая на название: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД».                                                                                                              Кроме того, с правой стороны от входа размещен баннер, содержащий, в том

 

числе, следующую информацию: «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники».                                                                        Согласно заявлению, на информационном стенде, расположенном внутри помещения, имеются копии документов, информирующие о деятельности ИП Дмитриева А.Г. (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица, условия приема имущества с оттиском печати ИП Дмитриева А.Г., уведомление о постановке на специальный учет в Волго-Вятской Государственной инспекции пробирного надзора).                                                         Информация об осуществлении деятельности в указанном помещении иными субъектами, в том числе, ООО «ГРАНД» (до смены наименования ООО «ГРАНД ЛОМБАРД»), отсутствует.                                                                                         При этом, работниками, находящимися в офисе, представляется информация о возможности выдачи займов под залог изделий из драгоценных металлов под 0,3% в сутки на 30 дней. В случае уплаты процентов срок займа продлевается на новый срок.                                                                                                                               Как указывает банк,    ИП Дмитриев А.Г. не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации и не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе, в Государственном реестре ломбардов, сведения о котором размещены на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro), не поднадзорен Банку России и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон № 353-ФЗ) предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

Факт размещения вышеуказанной информации подтвержден приложенному к заявлению фотоматериалу.

С учетом изложенного, Заявитель просит провести оценку содержания информации по вышеуказанному адресу, распространяемую ИП Дмитриевым А .Г., на наличие признаков недопустимой, недостоверной рекламы.

        Согласно представленным в материалы дела пояснениям ИП Дмитриевым А.Г. установлено следующее.                                                                                                   Дмитриев А.Г., согласно выписки из ЕГРИП, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на территории Чувашской Республики 04.09.2018, с правом осуществления деятельности по ОКВЭД – 47.77.2 - «Торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах».           Обнаруженная банком электронная вывеска и баннер, расположенные с правой стороны от входа и при входе в здание по вышеуказанному адресу, с содержанием текста: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД», «ГРАНДЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники»,  остались от ломбарда, ранее занимавшего данное помещение. При этом, в связи с возбуждением настоящего дела,  ИП Дмитриев А.Г. признал свою вину, указав, что на момент рассмотрения дела демонтировал рассматриваемую рекламу, представив в качестве доказательства в Комиссию фотоматериал, содержащий рассматриваемый объект, без содержания вышеуказанной информации.                                                                         Оценив и проанализировав представленные в Комиссию материалы и заявленные доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.          Материалами дела установлено, что в офисном помещении на первом этаже жилого дома по адресу г.Чебоксары, ул. Стрелковой дивизии, д.21 осуществляет деятельность ИП Дмитриев Александр Геннадьевич (ИНН/ОГРНИП 212408832730/318213000053661), являющийся директором и учредителем ООО «ГРАНД» (ИНН /ОГРН 2130070972/1102130003689, наименование до 26.02.2019 ООО «ГРАНД ЛОМБАРД», дата регистрации - 31.03.2010, адрес (место нахождения): Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. 324 Стрелковой дивизии, д. 21, основной вид деятельности по ОКВЭД – 47.19 «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах»).                                                                       При этом, при входе офисное помещение по вышеуказанному адресу в период с января по июнь 2020 года размещалась следующая информация  «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД».                                                                                                             Кроме того, с правой стороны от входа в офисное помещение размещался баннер, содержащий, в том числе, следующую информацию: «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники».                                  Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.        

        Объектом рекламирования, по смыслу Закона о рекламе (п.2 ст.3), может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.                                                                                                                     В рассматриваемом случае представленная информация, размещенная по адресу: г. Чебоксары, ул. 324 Стрелковой дивизии, д.21 на электронном табло: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД», а также информация, указанная на баннере: «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники», имеет наличие всех признаков, относящихся к понятию рекламы, поименованных в статье 3 Закона о рекламе.                                                           Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой и к ней применимы все требования, установленные Законом о рекламе.                                              Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга по предоставлению потребительских займов под залог недвижимого имущества.                                                                                                           Общие требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Закона о рекламе.                                                                                                              В силу части 14 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что  если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

        В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

        Таковыми являются Федеральные законы "О ломбардах", "О кредитной организации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации"

           В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196 – ФЗ «О ломбардах», ломбардом является   юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.                           Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".                                        Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.                                                                                   Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.                           Ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.                                                                                               Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.                  Ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами.                                                                                                            В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.                                                                      В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми.

   Ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.                                                                                           Как указывает банк, ИП Дмитриев А.Г. не имеет статуса кредитной организацией либо некредитной финансовой организацией и не состоит Государственном реестре ломбардов, не поднадзорен Банк России и не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Закон N 353-ФЗ, представлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов),  следовательно, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, ломбардные операции. 

         Соответственно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр, или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.                                                            Учитывая изложенное, размещенная ИП Дмитриевым А.Г. реклама по адресу г.Чебоксары, ул. Стрелковой дивизии, д.21, содержащая информацию: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники», содержит нарушение требований части 14 статьи 28 Закона о рекламе.                                                                                При этом,  ИП Дмитриев А.Г., определивший содержание вышеуказанной рекламы, с использованием слова «ЛОМБАРД», не зарегистрированный в установленном порядке для осуществления данного вида деятельности, вводит в заблуждение потребителей рекламы, что может приводить к нарушению их прав.          Общие требования к рекламе установлены в части 1 статьи 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама  должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и достоверная реклама не допускаются.                В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.                                          Потребитель рекламы  вправе рассчитывать на формирование правильного, не  вводящего его в заблуждение, представления об организации, которая делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг.                                                       В настоящее время на рынке оказания финансовых услуг высокая конкуренция, таким образом, у потребителей имеется достаточная альтернатива в выборе хозяйствующего субъекта, в том числе, в случае необходимости получения услуг в предоставлении краткосрочных займов и хранения вещей.                                    В тоже время, не обладая специальными сведениями о деятельности хозяйствующих субъектов на рынке реализации финансовых услуг, представляющих собой ломбарды, потребители ориентируются на информацию, указанную в рекламе, которая, в данном случае, в целях привлечения потенциальных потребителей к товарам и услугам ИП Дмитриева А.Г., содержит недостоверные сведения о продавце рекламируемого товара.                                               Комиссия пришла к выводу, что элементы спорной рекламы: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники» с достаточной очевидностью указывают на соответствующую деятельность по предоставлению краткосрочных займов.                            При этом, в рассматриваемом случае реклама являлась недостоверной, так как содержала не соответствующие действительности сведения о деятельности ИП Дмитриева А.Г., не являющегося специализированной коммерческой организацией, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.                                                         Данная реклама финансовой услуги - предоставления краткосрочных займов, как было изложено выше, должна подчиняться запрету, установленному частью 14 статьи 28 Закона о рекламе, т.е. может иметь место только со стороны лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в названной сфере.                               Таким образом, реклама, с указанием на недостоверную информацию искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением требований пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.         Распространение недостоверной рекламы влечет за собой ответственность в соответствии с Законом о рекламе.                                                                                             Согласно пункту 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5,  части 14 статьи 28  Закона о рекламе несет рекламодатель.                                                                                                                     В ходе рассмотрения дела от ИП Дмитриева А.Г. были получены пояснения, из которых установлено, что данные факты им не оспариваются и размещение недостоверной информации происходило по его вине, в связи с неосуществлением своевременного демонтажа не принадлежащей ему рекламы.                                     В смысле Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статья 3 Закона о рекламе).                           Учитывая имеющуюся информацию, Комиссия пришла к выводу, что рекламодателем является ИП Дмитриев А.Г..                                                                           В силу требований Закона о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на предупреждение нарушения Закона о рекламе.                                                                                  Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.                                                                                              Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.                           В связи с тем, что на момент рассмотрения дела Комиссия располагает доказательствами устранения нарушения Закона о рекламе, принято решение о об отсутствии необходимости в выдаче предписания ИП Дмитриеву А.Г.                                    Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона о рекламе, Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

РЕШИЛА:

 

         1. Признать рекламу, распространяемую в период с января по июнь 2020 года, по адресу г.Чебоксары, ул. Стрелковой дивизии, д.21, с содержанием  текстов: «ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД», «ГРАНД ЛОМБАРД. Выгодные займы под залог ювелирных изделий и бытовой техники»,                                                              

ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5,  части 14  статьи 28 Закона о рекламе.                                                                                     2. Признать ИП Дмитриева Александра Геннадьевича (ИНН/ОГРНИП 212408832730/318213000053661) нарушившим пункт 20 части 3 статьи 5, часть 14 статьи 28  Закона о рекламе.                                                                                                       3. Не выдать ИП Дмитриеву А.Г. предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.                                                                                                      4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Дмитриева А.Г.

           

Председатель Комиссии                                                                         «…»                

 

Члены Комиссии                                                                                      «…»

 

             Решение может  быть обжаловано в судебном порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны