Решение №НВ/6339/23 Решение № 021/07/3-833/2023 от 21 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-833/2023

 

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

при участии представителей:

от заказчика – Акционерное общество «Чувашхлебопродукт» (далее – Заказчик) – "..."

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Медригал» (далее – ООО «Медригал», Заявитель) — "..."

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Медригал» на действия комиссии заказчика - Акционерное общество «Чувашхлебопродукт» при проведении открытого квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу оборудования на объекте незавершенного строительства «Канашский элеватор», емкостью хранения 16.4 тыс. тонн» по адресу: 429336, Чувашская Республика, г. Канаш, тер. Элеватор, 17 (32312813208), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 10.10.2023 поступило обращение ООО «Медригал» с жалобой на действия комиссии заказчика - Акционерное общество «Чувашхлебопродукт» при проведении открытого квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу оборудования на объекте незавершенного строительства «Канашский элеватор», емкостью хранения 16.4 тыс. тонн» по адресу: 429336, Чувашская Республика, г. Канаш, тер. Элеватор, 17 (32312813208).

В жалобе Заявитель указал, что 09.10.2023 при вскрытии конвертов ответственное лицо Заказчика по организационным вопросам проведения закупки озвучены комплектность документов, ценовые предложения не озвучены и не представлены. В просьбе директора ООО «Медригал» озвучить ценовые предложения поступивших заявок было отказано.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать комиссии заказчика предписание для устранения допущенного нарушения.

Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при вскрытии конвертов не признал, указав на необоснованность доводов заявителя.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Акционерного Общества «Чувашхлебопродукт», утвержденным Советом директоров АО «Чувашхлебопродукт», протокол №8 от «14» сентября 2022 г. (далее — Положение о закупке).

Заказчиком 29.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. (далее - ЕИС) размещено извещение 32312813208 о проведении открытого квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу оборудования на объекте незавершенного строительства «Канашский элеватор», емкостью хранения 16.4 тыс. тонн» по адресу: 429336, Чувашская Республика, г. Канаш, тер. Элеватор, 17, с начальной (максимальной) ценой договора 1 135 518,42 рублей.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

Порядок вскрытия конвертов с заявками регламентирован разделом 12 Положения о закупке.

Пунктом 12.5. Положения о закупке установлено, что участники, предоставившие Обществу (АО « Чувашхлебопродукт») заявки, их уполномоченные представители вправе присутствовать при вскрытии Конвертов, в случае проведения Закупки в бумажной форме.

Согласно пункту 12.8. Положения о закупке в протоколе вскрытия конвертов с Заявками (открытия доступа к Заявкам) отражаются, в частности, следующие сведения:

дата подписания протокола;

количество поданных Заявок, дата и время регистрации каждой Заявки;

о признании Закупки несостоявшейся, в случаях, установленных настоящим Положением, и о последствиях признания закупки несостоявшиеся в соответствии с п. 29.1 настоящего Положения;

иные сведения, которые Закупочная комиссия считает нужными объявить и занести в протокол вскрытия конвертов с Заявками (открытия доступа к Заявкам).

Протокол вскрытия конвертов с Заявками (открытия доступа к Заявкам) ведётся Закупочной комиссией и подписывается не менее чем 2 (двумя) членами Закупочной комиссии (пункт 12.9. Положения).

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что Положение о закупке не содержит обязанности комиссии заказчика об оглашении ценового предложения участников закупки при вскрытии конвертов с заявками.

12.10.2023 Заказчиком в ЕИС размещен протокол от 12.10.2023 №32312813208-01 по вскрытию конвертов с заявками, согласно которому на процедуре присутствовал участник № 2 (ООО «Медригал»). На участие в отборе подано 2 заявки.

Представитель Заказчика на заседании пояснил, что при вскрытии конвертов с заявками по каждой поданной заявке закупочной комиссией была озвучена следующая информация: наименование контрагента, место его регистрации, перечень документов, входящих в состав заявки с оглашением наименования каждого документа и количества листов, входящих в этот документ и иные сведения, предусмотренные Положением о закупке. Закон о закупках не содержит требований по обязанности закупочной комиссии сообщать информацию по ценовым предложениям лицам, присутствующим на этапе вскрытия конвертов, таких требований не содержит и утвержденное Заказчиком Положение о закупке товаров, работ, услуг. Закупочной комиссией Заказчика руководителю ООО «Медригал» было озвучено, что результаты рассмотрения заявок будут оформлены в виде протокола, с которым можно будет ознакомиться в ЕИС.

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что цена договора, предложенная вторым участником в своей заявке, содержится в Протоколе от 12.10.2023 №32312813208-02, размещенном Заказчиком в ЕИС. У Заявителя была возможность ознакомиться с указанной информацией. Обязанность Заказчика предоставлять присутствующим на заседаниях комиссии АО «Чувашхлебопродукт» возможность для ознакомления с документами, представленными участниками, действующим законодательством также не установлена.

Доказательств, подтверждающих нарушение в действиях комиссии Заказчика по вышеуказанным в жалобе доводам законодательства о закупках, Комиссии Чувашского УФАС России не представлено.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Медригал» на действия комиссии заказчика - Акционерное общество «Чувашхлебопродукт» при проведении открытого квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу оборудования на объекте незавершенного строительства «Канашский элеватор», емкостью хранения 16.4 тыс. тонн» по адресу: 429336, Чувашская Республика, г. Канаш, тер. Элеватор, 17 (32312813208) необоснованной.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2023-7313

 

 

Связанные организации

АО Чувашхлебопродукт
ИНН 2130092180, ОГРН 1112130011201
ООО Медригал
ИНН 1656100963, ОГРН 1171690120612