Решение №НВ/4857/20 Жалоба признана обоснованной. от 25 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
ООО «РМК»
Дело № 021/06/69-688/2020 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:
<...>;
<...>;
<...>;
<...>;
в присутствии от:
заказчика – Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики - <...>,
заявителя – ООО «РМК» – <...>,
рассмотрев жалобу ООО «РМК» (далее – ООО «РМК», заявитель) на действия / бездействия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по оказанию услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, снижения потерь электроэнергии при её передачи в электрических сетях, пуско-регулируемой, учетной системе питания уличного наружного освещения и замене светильников в городе Алатыре Чувашской Республике (Энергосервисный контракт) (изв. № 0115300044220000017), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 15.06.2020 обратилось ООО «РМК» с жалобой на действия / бездействия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по оказанию услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, снижения потерь электроэнергии при её передачи в электрических сетях, пуско-регулируемой, учетной системе питания уличного наружного освещения и замене светильников в городе Алатыре Чувашской Республике (Энергосервисный контракт) (изв. № 0115300044220000017).
В жалобе Заявитель указывает, что по результатам проведения конкурса, победителем процедуры признано ООО «РМК», однако при направлении победителю проекта контракта для подписания, Заказчик в пункте 4.1 Контракта указал: «Процент от минимального размера экономии соответствующих расходов Заказчика на оплату энергетического ресурса для системы наружного освещения объектов Заказчика, подлежащий уплате Исполнителю, составляет 0 %». Аналогичные изменения были внесены Заказчиком в п. 4.2 и Приложение 5 к контракту.
При этом участником при подаче заявки в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, было указано значение указанного процента в размере 100%. Ранее, в предыдущей версии контракта, размещенного заказчиком, было указано верное значение в размере 100% к уплате Исполнителю. Однако после получения предписания УФАС по Чувашской Республике о внесении верного значения цены контракта заказчик, изменив цену контракта, одновременно изменил и размер процентов к уплате Исполнителю, на 0%.
Заявитель считает, что Заказчик внес данное изменение неправомерно. На основании изложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать ее обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что в соответствии с пунктом 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде - процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи. В соответствии с пунктом 9 статьи 108 Закона о контрактной системе В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.
В составе заявки ООО «РМК» в предложении о сумме указано 16 457 828,79 рублей т. е. только расходы Заказчика на поставку энергетических ресурсов, это означает, что расходы по энергосервисному контракту заказчик не несёт. На основании чего в проект контракта были внесены изменения в части вознаграждения.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного конкурса является отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики.
30.03.2020 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300044220000017 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по оказанию услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, снижения потерь электроэнергии при её передачи в электрических сетях, пуско-регулируемой, учетной системе питания уличного наружного освещения и замене светильников в городе Алатыре Чувашской Республике (Энергосервисный контракт), с начальной (максимальной) ценой контракта 74 035 220,16 руб. Одновременно размещена конкурсная документация.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 1 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
Согласно части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
Пунктом 13 Информационной карты аукционной документации предусмотрено следующее:
"Начальная (максимальная) цена контракта: 74 035 220 (Семьдесят четыре миллиона тридцать пять тысяч двести двадцать) рублей 16 копеек.
Минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов - 37 017 610,08 рублей.
Максимальный процент экономии, который подлежит уплате Исполнителю контракта соответствующих расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов: до 100% (Сто процентов)".
Следовательно, заказчиками в конкурсной документации установлено условие, предусмотренное пунктом 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 108 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:
1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;
2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.
Приложением № 1 к Информационной карте совместного открытого конкурса в электронной форме предусмотрена рекомендуемая форма "Предложение о сумме для оценки и сопоставления по стоимостному критерию", предполагающая предоставление участником закупки "ПРЕДЛОЖЕНИЕ О СУММЕ, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии" в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Заявитель, руководствуясь требованиями конкурсной документации, в составе заявки на участие в конкурсе представил предложение о сумме - 16 457 828 рубля 79 копеек и предложение о цене контракта - 57 577 391 рублей 37 копеек, максимальный процент экономии 100 %
В редакции контракта (от 21 мая 2020) заказчик указал процент к выплате исполнителю в размере 100% от размера экономии, но указал неверную цену контракта (16 457 828,79 руб). Цена контракта в размере 57 577 391,37 руб. была внесена только по предписанию органов ФАС. (Решение по делу № 021/06/69-649/2020 от 04.06.2020). Однако при направлении победителю проекта контракта для подписания, Заказчик в п. 4.1 Контракта указал: «Процент от минимального размера экономии соответствующих расходов Заказчика на оплату энергетического ресурса для системы наружного освещения объектов Заказчика, подлежащий уплате Исполнителю, составляет 0 %». Аналогичные изменения были внесены Заказчиком в п.4.2 и Приложение 5 к контракту.
Между тем, частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 108 Закона о контрактной системе заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа усматривает в действиях заказчиков нарушение пункта 3 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «РМК» обоснованной, а в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе.
В целях устранения выявленных нарушений Чувашское УФАС России считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «РМК» на действия / бездействия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по оказанию услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, снижения потерь электроэнергии при её передачи в электрических сетях, пуско-регулируемой, учетной системе питания уличного наружного освещения и замене светильников в городе Алатыре Чувашской Республике (Энергосервисный контракт) (изв. № 0115300044220000017) обоснованной;
2. Признать в действиях заказчика - Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики нарушение пункта 3 части 13 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
3. Выдать Отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии |
|
<...> |
Члены Комиссии <...>
<...>
<...>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия