Решение №ВК/6326/22 Решение №021-10-18.1-798-2022 от 14 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/10/18.1-798/2022

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 сентября 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.08.2021 № 87 в составе: "..."

при участии представителей:

от заказчика – Автономное общество «Специализированный застройщик «Ипотечная Корпорация Чувашской Республики» (далее – АУ «Специализированный застройщик «ИКЧР», Заказчик) – "..."

от ООО «МеталлСтройИнжиниринг» - "..."

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «МеталлСтройИнжиниринг» на действия заказчика - Автономное общество «Специализированный застройщик «Ипотечная Корпорация Чувашской Республики», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО «МеталлСтройИнжиниринг» (вх. от 9752/22 от 09.09.22) с жалобой на действия заказчика - Автономное общество «Специализированный застройщик «Ипотечная Корпорация Чувашской Республики» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение комплекса работ по контрактам жизненного цикла, предусматривающие выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (извещение №32211640878).

В жалобе ООО «МеталлСтройИнжиниринг» указывает, что рассматриваемая закупка размещена до публикации положения о закупках, а также требования документации нарушают положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание для устранения допущенного нарушения.

Представители Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не признали, пояснили, что положение о закупках размещено на официальном сайте Единой информационной системы 18.04.2022 года.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупке АУ «Специализированный застройщик «ИКЧР», утвержденным Решением Наблюдательного совета АУ «Специализированный застройщик «ИКЧР» (протокол заседания наблюдательного совета от 08 апреля 2022) (далее — Положение о закупке).

Заказчиком 23.08.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение 32211640878 о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение комплекса работ по контрактам жизненного цикла, предусматривающие выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, с начальной (максимальной) ценой договора 721 466 259,94 рублей.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 2.5 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившей его организацией в течение пятнадцати дней с даты утверждения положения о закупке.

При этом изменения, внесенные в положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившей их организацией в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений, что установлено частью 2.7 статьи 2 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (о закупках).

Порядок размещения положения о закупке утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (далее - Порядок), пунктом 11 которого установлено, что положение о закупке считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 Порядка в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 10 Порядка.

Для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктом 10 Положения о закупке размещает измененный электронный вид положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Единой информационной системы, в прикрепленных файлах, опубликованных в редакции от 20.07.2022, Положение о закупках АУ «Специализированный застройщик «ИКЧР» отсутствует.

Положение о закупке АУ «Специализированный застройщик «ИКЧР», размещенное от 18.04.2022, отображается в недействующей редакции, что также подтверждается скрин-шотами, представленными с личного кабинета Заказчика.

Комиссия, изучив сведения, опубликованные на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "Реестр положений о закупках (223ФЗ)", пришла к выводу, что Положение о закупках АУ «Специализированный застройщик «ИКЧР» опубликовано 14.11.2012, обновлено 31.08.2022 в 19 час. 53 мин.

Следовательно, Положение о закупках АУ «Специализированный застройщик «ИКЧР», которое регламентирует закупочную деятельность заказчика, в действующей редакции размещено 31.08.2022.

Таким образом, Заказчиком нарушено требование части 2.7 статьи 2 Закона о закупках, поскольку осуществляемая Заказчиком закупка по извещению 32211640878, размещена до опубликования Положения о закупках.

Нарушение части 2.7 статьи 2 Закона о закупках содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы в части несоответствия документации требованиям Закона, Комиссией не подлежат рассмотрению, ввиду отсутствия на момент публикации извещения о закупке, самого Положения о закупках, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к проводимой закупке.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «МеталлСтройИнжиниринг» обоснованной, а в действиях Заказчика нарушение части 2.7 статьи 2 Закона о закупках.

Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МеталлСтройИнжиниринг» на действия заказчика - Автономное общество «Специализированный застройщик «Ипотечная Корпорация Чувашской Республики» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение комплекса работ по контрактам жизненного цикла, предусматривающие выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (извещение №32211640878), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Автономного общества «Специализированный застройщик «Ипотечная Корпорация Чувашской Республики» нарушение части 2.7 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

2022-7470

 

 

Связанные организации

ООО МеталлСтройИнжиниринг
ИНН 6685116029, ОГРН 1169658078853
АО Специализированный застройщик Ипотечная корпорация Чувашской Республики
ИНН 2129047055, ОГРН 1022101268420