Решение №04-10/1075 Реклама по делу №36-Р-2018 признана ненадлежащей. от 18 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 36-Р-2018
18 февраля 2019 г. г. Чебоксары
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам
нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
«…»
члены Комиссии:
«…»
рассмотрев дело № 36-Р-2018, возбужденное в отношении ООО «Мир фитнеса» (ИНН 2130137391 г.Чебоксары, ул.Ярославская, д.74) по признакам нарушения требований определенных частью 7 ст5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившегося в отсутствии существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и введении потребителей рекламы в заблуждение,
в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе - представителя ООО «Мир фитнеса» «…» (по доверенности от 02.01.2019 б/н,
УСТАНОВИЛА:
07.12.2018 (вх. № 04-21/7572) в Чувашское УФАС России поступило обращение гражданина «…» (далее - Заявитель) с заявлением о распространении на информационной доске, установленной в лифте многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г.Чебоксары, проспект Ленина, д.7Б, ненадлежащей рекламной информации.
Факт указанной информации Заявитель подтвердил прилагаемым к заявлению фотоматериалом.
Согласно заявлению, информация, указанная в представленной рекламе, в связи с неоднозначным содержанием текста: "При покупке взрослой карты ребенок в подарок", вступает в противоречие требованиям Закона о рекламе, поскольку вводит ее потребителей в заблуждение относительно каких товаров (услуг) она информирует.
Из представленных пояснений ООО «Мир фитнеса» следует, что фактическое содержание рекламы предполагало, что при покупке взрослой клубной карты для посещения фитнес - клуба ООО «Мир фитнеса» в срок до 31.12.2018 клиенту в подарок предоставляется детская клубная карта для посещения фитнес - клуба данного общества сроком на один месяц.
При этом, срок действия детской клубной карты исчисляется с момента активации взрослой клубной карты. Размещение данной рекламы осуществлялось исключительно на информационном стенде, установленного в лифте многоквартирного жилого дома г.Чебоксары по проспекту Ленина 7Б, в соответствии с договором от 24.08.2017 № 1002, заключенным между ООО «Мир фитнеса» и ООО «Креатифф».
При этом, лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы является управляющая делами ООО «Мир фитнеса» «…»
В материалы дела ООО «Мир фитнеса» представлены материальные доказательства, подтверждающие вышеуказанную информацию, в том числе, рекламный модуль, согласованный ООО «Мир фитнеса».
Оценив и проанализировав, представленные материалы и заявленные доводы сторон, в том числе заключение членов Экспертного Совета по рекламе, образованном при Чувашском УФАС России, Комиссия приходит к следующему.
Отношения в сфере рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы законодательно определены требованиями Закона о рекламе.
С точки зрения Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статья 3 Закона о рекламе).
Рассматриваемая информация соответствует определению понятия рекламы, установленному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе.
При этом, в силу требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Из заявления следует, что в связи с содержащейся в ней неоднозначной информацией о том, что мотивационным условием к приобретению «взрослой карты» является подарок в виде ребенка, вводит потребителей в заблуждение, в том числе, относительно каких товаров (услуг) информирует данная реклама.
В целях определения восприятия рассматриваемой рекламы непосредственно потребителями и оценки тех ассоциаций, которые она вызывает, рассмотрение данной рекламы включено в повестку заседания Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе, образованном при Чувашском УФАС России. Наличие признаков нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе явилось для членов Экспертного Совета очевидным. В этой связи мнениями членов Экспертного Совета подтвержден довод, указанный в обращении Заявителя. Для обыденного сознания потребителей рекламы, в зависимости от их личного социального и индивидуального опыта, характерно множественное понимание смысла того или иного текста рекламы.
В силу чего рекламный слоган "При покупке взрослой карты ребенок в подарок" также может восприниматься потребителями рекламы по - разному, но доминирующим смыслом данного слогана, для обыденного сознания потребителей рекламы, логично является его буквальное толкование - ребенок достается в подарок.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В данном случае можно сделать вывод, что рассматриваемое словосочетание является маркетинговым методом общества для привлечения интереса потребителей именно к своим услугам.
Однако, при использовании подобного выражения в рекламе, в любом случае, должно обеспечиваться соблюдение общих требований, установленных Конституцией РФ, законодательствами РФ.
Человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Умаление прав и свобод человека, в том числе, ребенка, не допустимо.
Вся необходимая смысловая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.
В данном случае, в рекламе, с рассматриваемым выражением "При покупке взрослой карты ребенок в подарок", происходит искажение смысла рекламы, что свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
Информация о том, что слоган «ребенок в подарок» по существу является подарочной детской картой, при этом, как указано ООО «Мир фитнеса», срок пользования данной картой является 1 месяц со дня активации взрослой карты, что не указано непосредственно в рекламе, является для потребителя существенной.
Данная информация является существенной для потребителя, т.к. влияет на его решение в целесообразности приобретения взрослой карты.
Отсутствие полной и достоверной информации искажает смысл рекламы, вводит ее потребителей в заблуждение, что подтверждается доводами, изложенными в заявлении членов Экспертного Совета.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама противоречит требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем является ООО «Мир фитнеса».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая, что в настоящее время данная реклама не распространяется, Комиссия приходит к выводу, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе ООО «Мир фитнеса», отсутствуют.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона
о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, содержащую, в том числе, информацию "При покупке взрослой карты ребенок в подарок", размещаемую в период с 01.12.208 по 31.12.2018 в лифте многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г.Чебоксары, проспект Ленина, д.7Б, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Признать ООО «Мир фитнеса» (ИНН 2130137391 г.Чебоксары, ул.Ярославская, д.74) нарушившим часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Предписание ООО «Мир фитнеса» о прекращении нарушения Закона о рекламе не выдавать. 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Мир фитнеса».
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»
Решение в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в арбитражный суд.