Решение №НВ/2023/23 Заключение от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

по результатам рассмотрения обращения о включении

сведений в Реестр недобросовестных поставщиков

(подрядчиков, исполнителей)

  

Дело № 021/10/5-244/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.202311 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики», "..."

исполнителяООО «ГАРАНТ», "..."

рассмотрев обращение, представленное Автономным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики», о включении сведений об ООО «ГАРАНТ» в реестр недобросовестных поставщиков (далее – Реестр) в связи с уклонением от заключения договора на проведение текущего ремонта кровли, устройство ограждения крыши административного здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.17 (изв. № 32312106034),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 24.03.2023 поступило обращение Автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики» о включении в Реестр сведений об обществе с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ» (далее – ООО «ГАРАНТ», Исполнитель) в связи с уклонением от заключения контракта.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 1 статьи 5 Закона о закупках).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 5.3.4 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 7.10 приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган имеет право в пределах компетенции территориального органа принимать решения о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

В соответствии со статьей 5 Закона о закупках Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комиссией УФАС по Чувашской Республике по факту уклонения победителя электронного аукциона от заключения договора, на основании ст. 5 Закона о закупках, п. 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 1211, проведена проверка документов, представленных заказчиком, в ходе которой установлено следующее.

09.02.2023 заказчиком, АУ ЧР "Республиканская служба обеспечения деятельности государственных органов Чувашской Республики", на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 32312106034 на выполнение работ по текущему ремонту кровли, устройство ограждения крыши административного здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.17 , с начальной (максимальной) ценой договора: 10 211 327,48 рублей

Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 22.02.2023 победителем аукциона признано ООО «ГАРАНТ» с порядковым номером № 2, с предложенной ценой контракта 6 279 966, 38 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 Закона о закупках определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления заказчиками сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно пункту 2 Правил направления заказчиками сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные данным пунктом.

В проект договора, который прилагается к извещению о проведении закупки и (или) документации, включаются реквизиты победителя (единственного участника) и условия исполнения договора, предложенные победителем (единственным участником) в заявке на участие в закупке или в ходе проведения аукциона, переторжки (если она проводилась).

В течение пяти календарных дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки заказчик передает победителю (единственному участнику) два экземпляра заполненного проекта договора.

Победитель закупки (единственный участник) в течение пяти дней со дня получения двух экземпляров проекта договора подписывает их, скрепляет печатью (при наличии) и передает заказчику.

Заказчик не ранее чем через 10 календарных дней со дня размещения в ЕИС протокола закупки, на основании которого заключается договор, подписывает и скрепляет печатью (при наличии) оба экземпляра договора и возвращает один из них победителю закупки (единственному участнику).

Договор по результатам осуществления конкурентной закупки в электронной форме заключается в указанном ранее порядке и сроки с учетом особенностей документооборота в электронной форме с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и подписывается электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника такой закупки, заказчика.

Пунктом 41 документации о проведении аукциона в электронной форме (извещение № 32312106034) установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола заказчик размещает на электронной площадке без своей подписи проект договора, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком на электронной площадке проекта договора участник закупки, с которым заключается договор, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью указанный проект договора, размещает его на электронной площадке вместе с документом, подтверждающим предоставление обеспечения исполнения договора.

Согласно п. 9.5 Положения о закупках в случае если участник закупки, с которым в соответствии с Положением заключается договор, не предоставил обеспечение исполнения договора в срок, установленный для его заключения, такой участник признается уклонившимся от заключения договора и заказчик вправе заключить договор с участником закупки, сделавшим лучшее предложение, следующее после предложения уклонившегося участника закупки.

Заказчиком 28.02.2023 размещен проект договора, который были подписан участником. Одновременно с подписанным договором победителем была размещена независимая гарантия № 9991-4S1/121 1034 от 02.03.2023, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения контракта.

По мнению Заказчика, представленная Заявителем в качестве обеспечения договора копия независимой гарантии № 9991-4S1/121 1034 от 02.03.2023 не соответствует типовой форме независимой гарантии, утверждённой Постановлением Правительства РФ № 1397, а именно: копия независимой гарантии № 9991 -4S1/121 1034 от 02.03.2023 не содержит:

  • почтовый индекс и наименование субъекта Российской Федерации бенефициара;

  • в пункте 15 копии независимой гарантии № 9991-4S1/121 1034 от 02.03.2023 указано: «Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой . гарантии подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы». Однако, Принципал и Бенефициар находятся на территории Чувашской Республики и в случае возникновения споров, подсудны Арбитражному суду Чувашской Республики. Данный пункт ухудшает положение Бенефициара.

В связи, с чем Заказчиком было принято решение, оформленное Протоколом №32312106034-5 от 06.03.2023 о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения договора № 32312106034, которым Заявитель признан уклонившимся от заключения договора за не предоставление обеспечения исполнения договора в срок, установленный документацией (извещением) о закупке. или предоставления с нарушением условий, указанных в документации (извещении) о закупке требования о предоставлении обеспечения исполнения договора, предусмотренного извещением и документацией о закупке и проектом договора.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о закупках.

Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта уклонения поставщика от заключения договора, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта.

Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.

Принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки, подавая заявку и делая ценовое предложение, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

ООО "ГАРАНТ" в адрес УФАС по Чувашской Республике дало следующие пояснения по факту уклонения от заключения договора:

Общество не имело умысла на уклонение от заключения Договора, готово исполнить в полном объеме и в установленные сроки в соответствии с Федеральным Законом № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Общество указывает на то, что 01 марта 2023 г. ООО «ГАРАНТ» письмом по электронной почте направило в адрес Заказчика о согласовании макета независимой гарантии. Ответа от Заказчика не поступило, гарантом — ПАО «БАНК УРАЛСИБ» были внесены реквизиты независимой гарантии, указанные в макете.

ООО «ГАРАНТ» оплатило комиссию за выдачу банковской гарантии в размере 3 468 руб, что подтверждается платежным поручением № 158 от 02.03.2023г.

Одновременно с подписанным договором Заявителем в качестве обеспечения исполнения договора была размещена копия независимой гарантии № 9991-4S1/1211034 от 02.03.2023г., выданной ПАО «БАНК УРАЛСИБ» на сумму 204 223,55 (двести четыре тысячи двести двадцать три) рубля 55 копеек, что эквивалентно 2% от начальной (максимальной) цены договора.

ООО «ГАРАНТ» считает, что отсутствие в банковской гарантии указания на почтовый индекс и наименование субъекта Российской Федерации (Бенефициаре) не может являться основанием для ненадлежащего исполнения обеспечения контракта при условии возможности надлежащей идентификации такого лица.

Вместе с тем, уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник открытого аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника уклонившимся от заключения контракта (договора) уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Термин "уклонение от заключения договора" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.

Оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для внесения сведений об ООО «Гарант» в РНП. В заседании комиссии Чувашского УФАС России, в присутствии представителей заказчика и представителя победителя закупки, в отношении которого направлены сведения для включения в РНП, факт недобросовестного (виновного) уклонения ООО «Гарант» от заключения договора по результатам закупки не нашел своего подтверждения.

Рассмотрев представленные документы и материалы, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Заказчик не настаивает на включение в реестр недобросовестных поставщиков ООО «ГАРАНТ», Комиссия Управления посчитала возможным не включать ООО «ГАРАНТ» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",

 

РЕШИЛА:

 

Не включать сведения в отношении ООО «ГАРАНТ», находящемся по адресу: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-д Лапсарский, д.2, Литера П, помещение 15, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением поставщика от заключения договора, который должен быть заключен по результатам проведения закупки 32312106034 на выполнение работ по текущему ремонту кровли, устройство ограждения крыши административного здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.17.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2023-2340

 

 

Связанные организации

ООО "ГАРАНТ"
ИНН 2130171233, ОГРН 1162130056990
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
ИНН 2128045810, ОГРН 1022101140434