Решение №ВК/885/21 Установлено нарушение антимонопольного законодательства. от 11 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/01/10-872/2020                                                                        г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 8 февраля 2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/10-872/2020 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

«…»

Члены Комиссии:

«…»

в отсуствие надлежащим образом извещенных представителей Заявителя и Ответчика,

 

рассмотрев материалы дела № 021/01/10-872/2020, возбужденного в отношении ООО «МВК «Экоцентр» (428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-кт, д. 19, корп. 11, пом. 2) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

 

Чувашское УФАС России рассмотрело находилось дело о нарушении антимонопольного законодательства № 021/01/17-682/2019, возбужденное по признакам нарушения ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Траст-Вега» пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения. Нарушение привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и созданию преимущественных условий деятельности для ООО «Траст-Вега» при организации и проведении аукциона №0400700005819000020 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г.Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г. Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, МариинскоПосадского муниципального района.

В рамках рассмотрения указанного выше дела комиссией Чувашкого УФАС России установлены признаки нарушения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) положений пункта 13 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133.

В соответствии с заключённым от 24 апреля 2018 года Соглашением об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходам между Минстроем Чувашии и ООО «МВК «Экоцентр» (региональный оператор) в зоне деятельности регионального оператора - образуется 100 процентов твердых коммунальных отходов, подлежащих удалению на территории Чувашской Республики.

В соответствии с пунктом 63 Правил N 1133 региональный оператор в случаях, в которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в сроки, установленные в соглашении с субъектом Российской Федерации, направляет письмо с приложением условий проведения торгов на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора (далее - условия проведения торгов) на предварительное согласование в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 13 Правил №1133 предусмотрено, что в случае, если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.

Возможность осуществления региональным оператором самостоятельного транспортирования ТКО предусмотрена лишь в случаях, когда аукцион признан несостоявшимся по причинам, прямо перечисленным в части 4 статьи 71 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В нарушение пункта 13 Правил №1133 региональный оператор с 01.01.2020 самостоятельно осуществляет транспортирование ТКО с территорий Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г.Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района, не предпринимая при этом попыток проведения процедуры аукциона.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, в отношении ООО «МВК «Экоцентр» возбуждено дело по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представлены письменные пояснения от сторон по делу.

Письмом от 16.09.2020 №04/18-2563 (вх. 9549-ЭП/20 от 17.09.2020) Государственная служба по конкурентной политике и тарифам (далее – Госслужба) пояснила, что в соответствии с пунктом 87 Методических указаний собственные расходы регионального оператора включают в себя:

-расходы на транспортирование ТКО

-сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний;

-расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами»;

-расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО.

Величина собственных расходов регионального оператора согласно с п. 94

Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления Госслужбы от 08.08.2018 № 36-15/в) на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами принимается равной размеру, предложенному региональным оператором в конкурсной заявке. Согласно конкурсной заявке регионального оператора размер собственных средств регионального оператора на 2018 год составил 491 928,10 тыс. руб., в том числе: расходы на сбор и транспортирование отходов – 438 695,63 тыс. руб.

Собственные расходы регионального оператора на 2019 год рассчитаны в соответствии с п. 91 Методических указаний, с применением индекса потребительских цен, определенном прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации в размере 104,6% по отношению к величине собственных расходов 2018 года, и составили ####### тыс. руб., в том числе: расходы на сбор и транспортирование отходов - ####### тыс. руб. При установлении Единых тарифов на 2020 год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года применен индекс потребительских цен в среднем за год на 2020 год в размере 103,0%. Соответственно с учетом ИПЦ на 2020 год расходы на сбор и транспортирование составят ####### тыс. руб. (####### тыс. руб. * 103,0%).

Письмом от 28.08.2020 №72-27/4368-2020970001 (вх. Управления 8867- ЭП/20 от 28.08.2020 Прокуратура Чувашской Республики сообщила, что основания для принятий мер прокурорского реагирования по рассматриваемому вопросу отсутствуют.

Письмом от 27.08.2020 №7423 (вх. 8774-ЭП/20 от 27.08.2020) (т. 1) ООО «МВК «Экоцентр» указало, что в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Общество является региональным оператором с зоной деятельности на всей территории Чувашской Республики – 100%. ООО «МВК «Экоцентр» вправе самостоятельно осуществлять транспортирование 50% твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

Таким образом, по мнению ООО «МВК «Экоцентр», у регионального оператора отсутствует безусловная обязанность по проведению аукциона в отношении всей территории, на которой образуются ТКО в зоне деятельности регионального оператора, если это не предусмотрено соответствующим соглашением. В соглашении от 27.04.2018 отсутствуют какие-либо ограничения по формированию и проведению аукциона в отношении всех территорий, на которых образуются ТКО в зоне деятельности регионального оператора.

Также представлены запрашиваемые сведения письмами от 09.09.2020 №7837 (вх. 9283-ЭП/20 от 10.09.2020), 01.10.2020 №8625 (вх. 10185-ЭП/20 от 02.10.2020), 01.10.2020 №8621 (вх. 10397-ЭП/20 от 07.10.2020).

Комиссия Чувашского УФАС России, исследовав представление документы и сведения, приходит к следующему.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов экономического регулирования в области обращения с отходами является экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

В абзаце двадцать седьмом статьи 1 Закона об отходах определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

(далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно абзацу пятидесятому статьи 5 и пункту 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 10.11.2017 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики объявило конкурсный отбор по присвоению статуса одного регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории всей Чувашской Республики.

14.11.2017 конкурсная комиссия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики провела процедуру оценки и сопоставления заявок в конкурсе и приняла решение о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурсного отбора в соответствии с требованиями конкурсной документации - ООО «МВК «Экоцентр» (протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями от 14.11.2017 № 3/ТКО/2017), после чего ООО «МВК «Экоцентр» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики (далее также – региональный оператор).

27.04.2018 между Министерством строительства, архитектуры, и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО «МВК «Экоцентр» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Соглашение).

В соответствии с указанным соглашением региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность на территории Чувашской Республики в соответствии территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на всей территории Чувашской Республики. Таким образом, в зоне деятельности регионального оператора - ООО «МВК «Экоцентр» образуется 100 процентов твердых коммунальных отходов, подлежащих удалению на территории Чувашской Республики.

В статье 1 Закона об отходах определено, что обращение с отходами это - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов это - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Наряду с этим, Законом об отходах предусмотрены регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами с определением тарифа и услуги, цены на которые формируются по результатам проведения торгов, в частности цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее – постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156) предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом частью 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее – Правила №1133).

В соответствии с пунктом 3 Правил №1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

Пунктом 10 Правил №1133 определено, что региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Поскольку, как указано выше, в зоне деятельности регионального оператора - ООО «МВК «Экоцентр» образуется 100 процентов твердых коммунальных отходов, подлежащих удалению на территории Чувашской Республики, цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на территории Чувашской Республики должны формироваться по результатам торгов.

В соответствии с пунктом 4 Правил №1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Аукционы проводятся на электронных площадках, функционирующих в соответствии с Федеральным законом (пункт 6 Правил №1133). Организатором аукциона является региональный оператор (пункт 7 Правил №1133).

Целью проведения аукциона, в том числе является снижение первоначальной цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

Пунктом 8 Правил N 1133 установлено, что организатор аукциона обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

Согласно пункту 9 Правил N 1133 услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

В отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 63 Правил N 1133 региональный оператор в случаях, в которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в сроки, установленные в соглашении с субъектом Российской Федерации, направляет письмо с приложением условий проведения торгов на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора (далее - условия проведения торгов) на предварительное согласование в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 13 Правил №1133 предусмотрено, что в случае, если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.

Согласно части 4 статьи 71 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной ко-миссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, возможность осуществления региональным оператором самостоятельного транспортирования ТКО предусмотрена лишь в случаях, когда аукцион признан несостоявшимся по причинам, прямо перечисленным в части 4 статьи 71 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с условиями Соглашения от 27.04.2018 (раздел 1) региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Чувашской Республики.

Региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность на территории Чувашской Республики в соответствии территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на всей территории Чувашской Республики. Соответственно в зоне деятельности регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» образуется 100 процентов твердых коммунальных отходов, подлежащих удалению на территории Чувашской Республики.

Пункт 3 Правил №1133 указывает, что цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов. В отношении не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в каждой зоне у регионального оператора возникает обязанность проведения аукциона.

Приложением №1 к Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 26.04.2018 описаны границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии с территориальной схемой. Согласно описанию зоны деятельности разделены на 9 зон.

Первая зона включает в себя Чебоксарский городской округ, Новочебоксарский городской округ, Чебоксарский район, Мариинско-Посадский район.

ООО «МВК «Экоцентр» 04.06.2019 заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории г. Чебоксары ( Московский район, пос. Северный, Сосновка, дер. Чандрово) (том 2) с АО «Спецавтохозяйство» по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900001 от 06.05.2019. Срок действия договора 31.12.2021.

25.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Чебоксарского округа, Новочебоксарского округа, Чебоксарского района Мариинско-Посадского района, Красноармейского района, Цивильского района, Ядринского района с ООО «Траст-Вега» по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900020 от 20.05.2019. Контракт расторгнут по соглашению сторон 31.12.2019.

Поскольку контракт был расторгнут, требования пункта 13 Правил №1133 о самостоятельном транспортировании ТКО не применимы, однако в нарушение данного пункта в период с 01.01.2020 по 31.07.2020 транспортированию ТКО на указанной территории осуществлялось силами ООО «МВК «Экоцентр» без привлечения сторонних организаций.

31.07.2020 ООО «МВК «Экоцентр» заключило договор №60 с ООО Экологический центр на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Чебоксарский округ, Новочебоксарский округ, Чебоксарский район Мариинско-Посадский район, Красноармейский район, Цивильский район. Срок действия договора до 31.12.2021.

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

Информация о том, что объем ТКО определенных в контракте от 04.06.2019 на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории г. Чебоксары (Московский район, пос. Северный, Сосновка, дер. Чандрово), заключенном с АО «Спецавтохозяйство» по результатам проведения открытого аукциона образуют не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в первой зоне, отсутствует.

Таким образом в данной зоне деятельности регионального оператора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пункта 3 Правил №1133 без проведения торгов.

Вторая зона включает в себя Моргаушский, Ядринский и Аликовский районы. 26.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Моргаушского района (том 3) с МУП ЖКХ «Моргаушское» по результатам проведения открытого аукциона №0400700005819000021 от 20.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

25.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Чебоксарский округ, Новочебоксарский округ, Чебоксарский район Мариинско-Посадский район, Красноармейский район, Цивильский район, Ядринский район с ООО «Траст-Вега» по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900020 от 20.05.2019. Контракт расторгнут по соглашению сторон 31.12.2019.

01.01.2020 ООО «МВК «Экоцентр» заключило договор на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики (Ядринский район) с ООО «Ядринжилремсервис». Срок действия договора до полного исполнения сторонами своих обязательств. Договор прекращает действие при определении победителя аукциона в соответствии с Правилами №1133

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов. 10.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Аликовского района (том 3) с ИП Филипповой И.В. по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900017 от 08.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

10.01.2020 контракт расторгнут по соглашению сторон с 13.01.2020.

14.01.2020 ООО «МВК «Экоцентр» заключило договор №46 на осуществление транспортирования ТКО на территории Чувашской Республики (Аликовский район) с ООО «Ядринжилремсервис». Срок действия договора до полного исполнения сторонами своих обязательств. Договор прекращает действие при определении победителя аукциона в соответствии с Правилами №1133.

09.08.2020 стороны расторгли данный договор. 10.08.2020 ООО «МВК «Экоцентр» заключило договор №62 (том 3) на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Вурнарского района с ООО «Грин Сити». Срок действия договора 31.12.2021.

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

Информация о том, что объем ТКО определенных в контракте от 26.06.2019 на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Моргаушского района с МУП ЖКХ «Моргаушское» по результатам проведения открытого аукциона образуют не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся во второй зоне, отсутствует.

Таким образом в данной зоне деятельности регионального оператора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

Третья зона включает в себя Цивильский район, Красноармейский район, Урмарский район и часть Мариинско-Посадского района

25.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Чебоксарский округ, Новочебоксарский округ, Чебоксарский район Мариинско-Посадский район, Красноармейский район, Цивильский район, Ядринский район с ООО «Траст-Вега» по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900020 от 20.05.2019. Контракт расторгнут по соглашению сторон 31.12.2019.

01.01.2020 ООО «МВК «Экоцентр» заключило договор №44 с ООО»Мой дом» на транспортирование ТКО на территории Чувашской Республики (Цивильский район). Срок действия договора до 31.12.2020.

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

31.07.2020 ООО «МВК «Экоцентр» заключило договор №60 с ООО Экологический центр на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Чебоксарский округ, Новочебоксарский округ, Чебоксарский район Мариинско-Посадский район, Красноармейский район, Цивильский район. Срок действия договора до 31.12.2021.

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

22.07.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Урмарского района (том 2) с ООО «Водоканал» по результатам проведения открытого аукциона №0400700005819000022 от 20.06.2019. Срок действия контракта 30.06.2021.

Информация о том, что объем ТКО определенных в контракте от 26.06.2019 на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Урмарского района (том 2) с ООО «Водоканал» по результатам проведения открытого аукциона образуют не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся во второй зоне, отсутствует.

Таким образом в данной зоне деятельности регионального оператора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

Четвертая зона включает в себя Шумерлинский городской округ, Красночетайский, Порецкий, Шумерлинский районы.

10.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Шумерлинского городского округа (том 3) с ИП Филипповой И.В. по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900016 от 08.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

10.01.2020 контракт расторгнут по соглашению сторон с 13.01.2020. Поскольку контракт был расторгнут, требования пункта 13 Правил №1133 о самостоятельном транспортировании ТКО не применимы, однако в нарушение данного пункта в период с 14.01.2020 по 01.06.2020 транспортированию ТКО на указанной территории осуществлялось силами ООО «МВК «Экоцентр» без привлечения сторонних организаций (информация об обратном ответчиком не представлена).

01.06.2020 ООО «МВК «Экоцентр» заключил договор №57 на осуществление транспортирования ТКО на территории Чувашской Республики (г. Шумерля) с ООО «Грин сити». Срок действия договора до полного исполнения сторонами своих обязательств. Договор прекращает действие при определении победителя аукциона в соответствии с Правилами №1133

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

10.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Шумерлинского городского округа (том 3) с ИП Филипповой И.В. по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900015 от 08.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

10.01.2020 контракт расторгнут по соглашению сторон с 13.01.2020.

Поскольку контракт был расторгнут, требования пункта 13 Правил №1133 о самостоятельном транспортировании ТКО не применимы, однако в нарушение данного пункта в период с 14.01.2020 по 01.06.2020 транспортированию ТКО на указанной территории осуществлялось силами ООО «МВК «Экоцентр» без привлечения сторонних организаций (информация об обратном ответчиком не представлена).

01.06.2020 ООО «МВК «Экоцентр» заключил договор №56 на осуществление транспортирования ТКО на территории Чувашской Республики (Шумерлинский район) с ООО «Грин сити». Срок действия договора до полного исполнения сторонами своих обязательств. Договор прекращает действие при определении победителя аукциона в соответствии с Правилами №1133

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

10.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Красночетайского района (том 3) с ИП Филипповой И.В. по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900003 от 06.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

10.01.2020 контракт расторгнут по соглашению сторон с 13.01.2020.

14.01.2020 ООО МВК «Экоцентр» заключило договор на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики (Красночетайский район) с ООО «Ядринжилремсервис». Срок действия договора до полного исполнения сторонами своих обязательств. Договор прекращает действие при определении победителя аукциона в соответствии с Правилами №1133

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

01.11.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило договор №41 на осуществление транспортирования ТКО на территории Чувашской Республики (Порецкий район) с МУП «Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства» Порецкого района. Срок действия договора до полного исполнения сторонами своих обязательств. Договор прекращает действие при определении победителя аукциона в соответствии с Правилами №1133.

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

Таким образом в данной зоне деятельности регионального оператора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

Пятая зона включает в себя Канашский городской округ, Канашский Янтиковский и Комсомольские районы 07.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Канашского городского округа, Канашского района (том 2) с АО «Канашская городская ярмарка» по результатам проведения открытого аукциона №0400700005819000007 от 06.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

 04.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Янтиковского района (том 2) с ООО «Коммунальник» по результатам проведения открытого аукциона №0400700005819000008 от 06.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021. 10.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Комсомольского района (том 2) с ООО «Чистый город» по результатам проведения открытого аукциона №0400700005819000009 от 08.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

Шестая зона включает в себя Козловский район.

Согласно письму от 09.09.2020 №7837 на данной территории на оказание услуг по транспортированию ТКО осуществляет ООО «МВК «Экоцентр» самостоятельно без привлечения сторонних организаций.

Седьмая зона включает в себя Батыревский, Яльчикский, Шемуршинский районы.

10.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Батыревского района (том 2) с ООО «Полигон» по результатам проведения открытого аукциона №0400700005819000011 от 08.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

10.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Шемуршинского района (том 2) с ООО «Полигон» по результатам проведения открытого аукциона №0400700005819000012 от 08.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

11.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Яльчикского района (том 3) с ООО «Экология» по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900006 от 06.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

Восьмая зона включает в себя Вурнарский и Ибресинский районы.

10.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Вурнарского района (том 3) с ИП Филипповой И.В. по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900018 от 08.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

10.01.2020 контракт расторгнут по соглашению сторон с 13.01.2020.

10.08.2020 ООО «МВК «Экоцентр» заключило договор №61 (том 3) на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Вурнарского района с ООО «Грин Сити». Срок действия договора 31.12.2021.

Информация о проведении торгов при заключении указанного договора отсутствует, следовательно, при заключении договора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

04.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Ибресинского района (том 2) с ООО «Экология» по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900001 от 06.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

Информация о том, что объем ТКО определенных в контракте от 04.06.2019 на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Ибресинского района, заключенном с ООО «Экология» по результатам проведения открытого аукциона образуют не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в восьмой зоне, отсутствует.

Таким образом в данной зоне деятельности регионального оператора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

Девятая зона включает в себя Алатырский городской округ и Алатырский район.

18.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Алатырского района (том 3) с ИП Филипповой И.В. по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900013 от 08.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

10.01.2020 контракт расторгнут по соглашению сторон с 13.01.2020.

Информация о проведения торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Алатырского района отсутствует. Согласно письму от 09.09.2020 №7837 на данной территории на оказание услуг по транспортированию ТКО осуществляет ООО «МВК «Экоцентр».

18.06.2019 ООО «МВК «Экоцентр» заключило контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Алатырского городского округа (том 3) с ИП Филипповой И.В. по результатам проведения открытого аукциона №040070000581900019 от 08.05.2019. Срок действия контракта 31.05.2021.

10.01.2020 контракт расторгнут по соглашению сторон с 13.01.2020.

Информация о проведения торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе КГО на территории Алатырского городского округа отсутствует. Согласно письму от 09.09.2020 №7837 на данной территории на оказание услуг по транспортированию ТКО осуществляет ООО «МВК «Экоцентр».

Поскольку контракты были расторгнуты, требования пункта 13 Правил №1133 о самостоятельном транспортировании ТКО не применимы, однако в нарушение данного пункта транспортирование ТКО на указанных территориях в данной зоне деятельности осуществляется силами ООО «МВК «Экоцентр» без привлечения сторонних организаций.

Требование подпункта «а» пункта10 Правил №1133, об обязанности проведения торгов в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), также не исполнено.

Таким образом в данной зоне деятельности регионального оператора цена транспортирования ТКО определена с нарушением пунктом 3 Правил №1133 без проведения торгов.

В соответствии с письмом Минстроя Чувашии от 09.12.2020 №19/18-14248 за период с 01.01.2020 по 30.11.2020 вывезено 234 852 тонн ТКО.

Согласно территориальной схеме в соответствии с нормативами накопления, уточненными на основании проведенных в 2019 году замеров, расчетное количество ТКО, образующихся на территории Чувашской Республики в течении года составляет 316381,51 тонн.

Согласно письму ООО МВК «Экоцентр» от 09.09.2020 №7837 общий объем (по массе) ТКО образованных и поступивщих на объекты обработки и утилизации, обезвреживания и захоронения отходов в Чувашской Республике за 2019 год-##### тонн, за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 — ###### тонн.

По информации, представленной хозяйствующими субъектами, владеющими на законном праве объектами обработки и утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за 2019 на объекты поступило ####### тонн, за период с 01.01.2020 по 31.07.2020 — ####### тонн.

По контрактам, заключенным с соблюдением требований порядка формирования цены общий объем (массы ТКО) в 2019 году составил ##### тонн.

Однако это образует менее 50 % общего объема (массы ТКО), образующихся на территории Чувашской Республики в течение года.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики доминирующее положение с 1 октября 2018 года занимает ООО «МВК «Экоцентр».

Исходя из вышеперечисленного, на ООО «МВК «Экоцентр» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно разъяснению Президиума ФАС России от 29.08.2017 N 10 "О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования", исходя из нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ценообразования в отдельных отраслях экономической деятельности, а также сложившейся судебной практики, под порядком ценообразования следует понимать формирование и/или расчет и/или установления и/или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги.

Как указано выше, Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее – Правила №1133), то есть определен порядок формирования цены и соответственно нарушение такого порядка является нарушением порядка ценообразования.

Проведение конкуретных процедур направлено в первую очередь на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками торгов, и недопущению ограничению числа участников закупок. Под проведением торгов, прежде всего, подразумевается состязательность хозяйствующих субъектов. Любое нарушение предусмотренной процедуры равно как и отказ о проведения торгов, препятствующего выявлению реальной цены, по которой субъекты рынка готовы заключить контракт, а также истинного победителя, не может не влиять на конкуренцию.

Цена договора, не определенная в соответствии с требованиями действующего законодательства на торгах может привести к завышению стоимости услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, что нарушает права потребителей.

В настоящее время торги по формированию цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» на перечисленных выше территориях не проведены, таким образом с 01.01.2020 года цена на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов надлежащим образом не установлена.

Учитывая изложенное, Комиссия по рассмотрению дела, пришла к выводу о наличии в действиях ООО «МВК «Экоцентр» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заключение об обстоятельствах дела поступили возражения Заявителя, которые рассмотрены Комиссией и приняты во внимание.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Ввиду того, что на момент вынесения решения неправомерные действия ООО «МВК «Экоцентр» не прекращены, Комиссия считает, что имеется необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.           Признать в действиях ООО «МВК «Экоцентр» (ОГРН 1142130001430, ИНН 2130132322) нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.           Выдать ООО «МВК «Экоцентр» предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель комиссии                                                                                      «…»

 

Члены Комиссии                           

«…»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны