Решение №А79-15457/2017 Судебное решение. от 25 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

25» апреля 2019 года                                                  Дело № А79-15457/2017

 

Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2019.

Полный текст постановления изготовлен 25.04.2019.

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» (ОГРН 1052128000033, ИНН 2128700232) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.12.2018 по делу №А79-15457/2017, принятое судьей Щетинкиным А.В.

по заявлению акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 08.11.2017 № А79-12/04-АМЗ-2017,

при участии в деле в качестве третьего лица – муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго».

 

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

 

 Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

 

Между акционерным обществом «Чувашская энергосбытовая компания» (далее – АО «Чувашская энергосбытовая компания») и муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнерго» (далее - МУП «Теплоэнерго») заключен договор энергоснабжения от 28.02.2017 № 26-01/09-1295.

По состоянию на 24.04.2017 текущая задолженность МУП «Теплоэнерго» перед АО «Чувашская энергосбытовая компания» составляла 16 646 600 рублей 39 копеек.

В связи с образовавшейся задолженностью АО «Чувашская энергосбытовая компания» в адрес МУП «Теплоэнерго» направлено уведомление от 24.04.2017 № 26/01-1666 о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии и необходимости погашения долга.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» проинформировало о планируемом введении ограничения Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, Приволжское управление Ростехнадзора по Чувашской Республике письмом от 25.04.2017 № 26/01-1671.

Поскольку погашение задолженности МУП «Теплоэнерго» в установленный срок не было произведено, МУП «Теплоэнерго» самостоятельно под контролем сетевой организации произвело частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони, что зафиксировано актами ограничения режима потребления электроэнергии от 10.05.2017 №№ 80-10-17-ою - 98-10-17-ою.

В последующем в связи с непогашением МУП «Теплоэнерго»м задолженности 16.05.2017 МУП «Теплоэнерго» самостоятельно под контролем сетевой организации произведено частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня аварийной брони, что зафиксировано актами ограничения режима потребления электроэнергии от 16.05.2017 №№ 99-16-17-ою-117-16-17-ою.

Поскольку установленный размер аварийной брони потребления электрической энергии оказался недостаточным для выработки горячей воды котельными МУП «Теплоэнерго», с 16.05.2017 прекращена подача горячего водоснабжения.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление, антимонопольный орган) 04.08.2017 поступили материалы проверки Шумерлинской межрайонной прокуратуры в части прекращения АО «Чувашская энергосбытовая компания» поставки электрической энергии в котельные МУП «Теплоэнерго» в связи с образовавшейся задолженностью, использующего электрическую энергию для обеспечения горячего водоснабжения и отопления объектов, расположенных на территории г. Шумерля Чувашской Республики.

Установлено, что прекращение АО «Чувашская энергосбытовая компания» поставки электрической энергии в МУП «Теплоэнерго» повлекло за собой приостановление теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям, не имеющим задолженности за поставляемые коммунальные услуги, в том числе муниципальные предприятия города, ТСЖ, физические лица.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела АО «Чувашская энергосбытовая компания» указывала, что введение ограничения режима потребления электроэнергии осуществлено в соответствии с действующим законодательством, информацией о добросовестных плательщиках оно не обладало. Кроме того между АО «Чувашская энергосбытовая компания» и МУП «Теплоэнерго» отсутствуют соглашения об обеспечении подачи добросовестным абонентам потребителя, не имеющим задолженности по оплате, ресурсов в необходимых для них объемах.

В адрес МУП «Теплоэнерго» направлено уведомление от 02.10.2017 № 26/01-5171 на возобновление режима потребления электрической энергии.

По результатам рассмотрения материалов комиссией Управления принято решение от 26.10.2017 по делу № 12/04-АМЗ-2017 о признании в действиях АО «Чувашская энергосбытовая компания» нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Федеральный закон № 35-ФЗ).

АО «Чувашская энергосбытовая компания» не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления от 08.11.2017 № А79-12/04-АМЗ-2017.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МУП «Теплоэнерго».

Решением от 12.12.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в удовлетворении заявленного требования отказал.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

По утверждению заявителя жалобы, ограничение режима потребления электроэнергии как до уровня технологической, так и до уровня аварийной брони, производилось МУП «Теплоэнерго» самостоятельно.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» поясняет, что его представители при этом не присутствовали, ограничение не производили, поэтому вывод суда первой инстанции, что действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» по введению ограничения режима потребления электроэнергии МУП «Теплоэнерго» повлекли угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг, не соответствует действительности и обстоятельствам дела.

Как указывает АО «Чувашская энергосбытовая компания», от МУП «Теплоэнерго» в адрес АО «Чувашская энергосбытовая компания» не поступало письменного расчета объема потребления электроэнергии по каждому потребителю, не имеющему задолженность, между ним и МУП «Теплоэнерго» отсутствуют соглашения об обеспечении подачи добросовестным абонентам потребителя, не имеющим задолженности по оплате, ресурсов в необходимых для них объемах.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

МУП «Теплоэнерго» отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в 2016 году, в соответствии с которым АО «Чувашская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) на указанном рынке в географических границах Чувашской Республики занимает доминирующее положение (обзор от 31.03.2017). Данное обстоятельство установлено также судебными актами по делу №А79-15456/2017 и заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.

Следовательно, АО «Чувашская энергосбытовая компания», занимающая доминирующее положение на рассматриваемом товарном рынке, обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее ­Федеральный закон № 35-ФЗ).

В статьях 5, 6 Федерального закона № 35-ФЗ определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (пункт 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ).

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности), определены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила №442).

  Гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах № 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (пункт 48 Правил № 442).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 указанных Правил ограничение режима потребления вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

 Частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно (пункт 9 Правил № 442).

  Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (пункт 10 Правил № 442).

Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, МУП «Теплоэнерго» - предприятие, осуществляющее подачу тепловой энергии  населению г. Шумерля (т.1 л.д.71-77).

OA «Чувашская энергосбытовая компания» - организация, осуществляющая подачу электрической энергии потребителям г. Шумерля, в том числе и МУП «Теплоэнерго».

         МУП «Теплоэнерго» включено в Перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на территории Чувашской  Республики.

МУП «Теплоэнерго» является объектом жилищно-коммунального хозяйства, ограничение подачи электрической энергии которому может привести к опасности для жизни и здоровья людей.

Установлено, что 28.02.2017 между ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» и МУП «Теплоэнерго» был заключен договор энергоснабжения № 26-01/09-1295.

Между АО «Чувашская энергосбытовая компания» и МУП «Теплоэнерго» отсутствуют соглашения об обеспечении подачи добросовестным абонентам потребителя, не имеющим задолженности по оплате, ресурсов в необходимом для них объеме.

Ввиду образовавшейся задолженности за потребляемую электрическую энергию (мощность) в размере 16646600 рублей 39 копеек АО «Чувашская энергосбытовая компания» в адрес МУП «Теплоэнерго» направлено уведомление от 24.04.2017 № 26/01-1666 о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии и необходимости погашения долга.

 Кроме того, направлено уведомление от 26.04.2017 № 26/01-4703 о введении ограничения режима потребления электроэнергии по точкам поставки: котельная № 1, котельная № 2, котельная № 3, котельная № 4, котельная № 6, котельная, № 7, котельная № 8, котельная № 10, котельная № 11, котельная № 13, котельная № 14, котельная № 15, ЦТП -1, ЦТП -2, ЦТП-3, ЦТП-4, ЦТП-5, ЦТП-8, ЦТП-9.

Поскольку погашение задолженности в установленные сроки не произведено, МУП «Теплоэнерго» самостоятельно под контролем сетевой организации произведено ограничение потребления электрической энергии первоначально не ниже уровня технологической, а в последующем - уровня аварийной брони, указанных в акте согласования технологической и (или) аварийной брони от 01.02.2016, составленном МУП «Шумерлинские городские электрические сети» совместно с представителем МУП «Теплоэнерго».

Установленный размер аварийной брони потребления электрической энергии оказался недостаточным для выработки горячей воды котельными МУП «Теплоэнерго», в связи с чем с 16.05.2017 прекращена подача горячего водоснабжения.

Таким образом, прекращение АО «Чувашская энергосбытовая компания» поставки электрической энергии в МУП «Теплоэнерго» повлекло за собой приостановление горячего водоснабжения потребителям, не имеющим задолженности за поставляемые коммунальные услуги, в том числе муниципальные предприятия города Шумерля, товариществам собственников жилья, физическим лицам (т.1 л.д.71-77, 78-79).

 Ссылка заявителя апелляционной жалобы на самостоятельное ограничение МУП «Теплоэнерго» потребления электрической энергии подлежит отклонению, так как в условиях наличия задолженности предприятие обязано было ввести ограничение режима потребления электрической энергии согласно уведомлению АО «Чувашская энергосбытовая компания», в ином случае при неисполнении требований гарантирующего поставщика МУП «Теплоэнерго» нарушило бы нормы действующего законодательства (пункт 9 Правил № 442).

Между тем действующим законодательством не предусмотрено  ограничение поставки ресурса добросовестным абонентам, в результате исполнения либо неисполнения договорных отношений между сторонами, опосредованно относящихся к предоставлению данной услуги.

Так, в силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (пункт 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124).

В соответствии с пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласно подпункту «б» пункта 122 Правил № 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Судом первой инстанции установлено, что фактически АО «Чувашская энергосбытовая компания» допущен перерыв в энергоснабжении МУП «Теплоэнерго» в период с 16.05.2017 по 30.09.2017.

Ограничение режима потребления электроэнергии ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления коммунальной услуги уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение коммунальной услуги надлежащего качества, при том, что право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным.

Действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» по введению ограничения режима потребления МУП «Теплоэнерго», к сетям которого подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные ресурсы, в том числе - граждане-потребители, повлекли угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг.

Установленные по делу обстоятельства позволили суду сделать  правильный вывод о злоупотреблении АО «Чувашская энергосбытовая компания» своим доминирующим положением при введении ограничения режима потребления электрической энергии МУП «Теплоэнерго».

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 3 Обзора Верховного суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 01.02.2012.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал АО «Чувашская энергосбытовая компания» в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления 08.11.2017 № А79-12/04-АМЗ-2017.

Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

  Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

 Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.

 Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.12.2018 по делу №А79-15457/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

 

Судьи                                                                                 М.Б. Белышкова

 

                                                                                            Т.В. Москвичева

Связанные организации

Связанные организации не указаны