Решение №б\н Решение Управления по жалобе ООО «Оптима» от 29 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело №34-ЗП-2014                                                                               г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 сентября 2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 14.05.2014 № 145  в составе:

  «…»

при участии представителей:

ответчика открытого акционерного общества «Ипотечная корпорация Чувашской Республики»:

«…» по доверенности от 09.06.2014 года;

заявителя общества с ограниченной ответственностью «Оптима»:

«…»-директора,

         рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу  общества с ограниченной ответственностью «СК»

                 

  УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 22.09.2014 обратилось с жалобой общество с ограниченной ответственностью «Оптима» (далее - ООО «Оптима», общество) на действия открытого акционерного общества «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» (далее-ОАО «ИКЧР», заказчик) при проведении  конкурса на выполнение работ по строительству объекта «4-х этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Ленина в г.Шумерля Чувашской Республики».

В жалобе ООО «Оптима» сообщает, что конкурсная документация не содержит требования заказчика к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные  требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

ООО «Оптима» считает, что указанные  в конкурсной документации показатели критерия  «качества услуг и квалификация участника конкурса» создают  преимущественные условия для конкретного участника ООО «Регионстрой».

  Представители ОАО «ИКЧР» нарушение законодательства не признали и пояснили, что в разделе 1 конкурсной документации установлены  требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.

Сообщили, что порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе  размещен на официальном сайте и  все участники по представленным документам оценивались одинаково. ООО «Оптима» в составе заявки не представило отзывов в сфере жилищного строительства за последние 3 года, в связи с чем получило 0 баллов при оценке по данному критерию.  ООО «Регионстрой» представило один отзыв в сфере жилищного строительства и ему присвоено  10 баллов. Значимость указанного критерия по количеству представленных отзывов отражена в конкурсной документации.  Следовательно, условия, установленные в конкурсной документации, одинаково применены ко всем участникам и свидетельствуют, что какому-либо участнику не созданы преимущественные положения.

В связи с этим жалобу ООО «Оптима» считают необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к  следующему.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-Закон №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из материалов дела, ОАО  «ИКЧР» при проведении откртыого конкурса руководствуется «Положением о закупках товаров, работ, услуг для ОАО «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» (далее- Положение о закупках), утвержденным  Наблюдательным советом ОАО «ИКЧР»  04.06.2014, в котором содержится общий порядок проведения процедур размещения закупок.

  Согласно пункту 1.4 Положения о закупках данное положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с учетом положений международных актов, регламентирующих  процедуру закупок товаров (работ, услуг) и размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.06.2014.

ОАО «ИКЧР» 19.08.2014 на официальном сайте  www.zakupki.gov.ru (в разделе 223-ФЗ) размещено извещение №31401441099 и конкурсная документация  о проведении открытого конкурса  на выполнение работ по строительству объекта «4-х этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Ленина в г.Шумерля Чувашской Республики» с начальной (максимальной) ценой договора 47 971 490,00руб. (далее- открытый конкурс).

На данный открытый конкурс поданы две заявки: ООО Оптима»  (09.09.2014 в 14час.25мин.) и ООО «Регионстрой» (09.09.2014  в 15час.45мин.), что отражено в журнале  приема заявок.

Из протокола  рассмотрения заявок от 12.09.2014  следует, что заявки ООО «Оптима» и ООО «Регионстрой» признаны соответствующими  требованиям, установленным в  конкурсной документации, и в связи с этим допущены к участию в конкурсе.

Победителем признано ООО «Регионстрой» с предлагаемой ценой договора 46 227 870,00руб., вторым ООО «Оптима» (47 971 490,00руб.) (протокол оценки и сопоставления заявок от 12.09.2014).

Согласно части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru по открытому конкурсу  опубликована следующая информация: извещение о проведении открытого конкурса № 31401441099; документация по проведению открытого конкурса, содержащая следующие сведения:

- формы, в соответствии с которыми  участники должны подтвердить свое участие в конкурсе: заявка на выполнение работ по предмету договора (приложение № 1), справка о материально-технических ресурсах (приложение №2 к заявке), анкета участника  размещения заказа (приложение № 3 к заявке);

-техническое задание (приложение №4);

-договор подряда (приложение №5);

-протокол стоимости строительства (приложение №1 к договору подряда);

-локальные сметы (приложение № 2 к договору подряда),

- график производства работ (приложение №3 к договору подряда).

В разделе 1 конкурсной документации (общие условия) установлены требования о том, что  выполнение строительно-монтажных работ по предмету договора осуществляется  в соответствии с проектно-сметной  документацией, утвержденной заказчиком. Более подробная информация содержится в настоящей конкурсной документации, включая приложения, в том числе  проект договора.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ  (далее-ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

 Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В рассматриваемом случае  проектно-сметная документация  по предмету  договора размещена на официальном сайте (ссылка в техническом задании (приложение № 4 конкурсной документации)), что подтверждает об  установлении заказчиком требования к выполняемой работе.

Кроме этого, в разделе 1 конкурсной документации подробно описаны   этапы приема работы. Так, согласно указанному разделу генподрядчик (субподрядчик) несет ответственность  за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313  и статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ).

Со всей документацией и проектом на строительство многоквартирного дома можно ознакомиться  у организатора конкурса по адресу:Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский пр., дом 3, производственно-технический отдел.

Одновременно требования заказчика изложены в техническом задании (приложение №4 конкурсной документации).

Техническое задание (далее-ТЗ) содержит  перечень требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам к выполнению работ.

Так указано, что:

-генеральный подрядчик работ должен соответствовать требованиям  законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим виды работ согласно настоящему Техническому заданию, иметь необходимые свидетельства, разрешения, сертификаты (пункт 1 ТЗ).  

-генеральный подрядчик  выполняет  работы с использованием  собственного оборудования,  конструкций, изделий, материалов и прочего. Все необходимые материалы,  конструкции, оборудование, изделия и прочее  (далее также «продукция») приобретаются  Генеральным подрядчиком. Продукция должна быть не бывшей в употреблении,  не восстановленной, свободной от прав и обязанностей на не третьих лиц и удовлетворить  качеству и количеству, предусматриваемых проектом (пункт 2 ТЗ).

-все работы должны быть выполнены в соответствии  с нормами и требованиями нормативных документов в области охраны труда и безопасности производства работ, а также требованиями соответствующих надзорных, контролирующих и инспектирующих органов, в том числе требованиями СНиП 12-04 2002 «Безопасность труда в строительстве», правила охраны труда, строительными нормами и правилами, ППБ 01-03 (правилами  противопожарной безопасности). В соответствии с требованиями нормативно-технических документов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей  таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический  регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от  21.06.2010 №1047-р) (пункт 3 ТЗ);

-генеральный подрядчик выполняет все работы, предусмотренные проектно-сметной  документацией, по стоимости, заявленной на конкурсный отбор и подтвержденный  приложенной  объектной и локальными сметами (пункт 4 ТЗ);

  -устанавливаемое оборудование, конструкции, изделия и материалы должны отвечать  требованиям стандартов и техническим условиям, иметь сертификаты (паспорта) соответствия безопасности или иные подтверждающие качество документы (пункт 5);

 -генеральный  подрядчик гарантирует, что качество материалов и комплектующих изделий, конструкций и систем, применяемых им для выполнения  работ,  будут соответствовать  спецификациям, указанным в проектной документации, государственным стандартам и техническим условиям Российской Федерации, иметь соответствующие  сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество, включая  радиационную безопасность (пункт 6 ТЗ);

 -генеральный подрядчик  будет проводить совместно с Заказчиком  периодические испытания, проверки выполненных работ и качество используемых при выполнении работ оборудования, изделий, материалов и конструкций. Заказчик при необходимости будет привлекать  для проведения испытаний и проверок сторонние организации, имеющие соответствующие разрешительные документы и сертификаты.  Генеральный подрядчик  несет ответственность перед заказчиком за надлежащее исполнение работ по контракту иными  лицами, нанятыми для выполнения работ (пункт 7 ТЗ);

 -по завершению этапов работ или отдельных видов работ генподрядчик обязан  скомплектовать и предоставить исполнительную документацию  на предоставляемые   к сдаче  работы в необходимом объеме, согласно СНиП, требований отдела государственного строительного надзора Минстроя Чувашии, администрации г.Шумерля,  эксплуатирующих коммунальных служб (пункт 8 ТЗ).

Как было вышеизложено, предметом договора является строительство 4-этажного многоквартирного дома, проектная документация, которая  размещена на официальном сайте вместе с конкурсной документацией и строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Наличие проектной документации в составе конкурсной документации на строительство объекта с учетом требований, установленных в техническом задании подтверждает, что заказчик установил необходимые требования к объему работ, качеству его выполнения,  к их безопасности, к результатам его в рамках заключаемого договора. Следовательно, заказчиком осуществлены все условия, чтобы участник закупки смог обоснованно сформировать свое предложение.

Из вышеизложенного следует, что заказчиком в конкурсной документации (в техническом задании, проектно-сметной документации,  раздел 1) отражены требования к качеству работы, к ее результатам,  удовлетворяющие   потребностям заказчика.

Таким образом, довод заявителя о размещении конкурсной документации без   требований к качеству  выполняемой работы, к ее результатам не нашел своего подтверждения.

В связи с этим жалоба ООО «Оптима» по данному основанию является необоснованной.

В ходе заседания представитель ООО «Оптима» сообщил, что нарушены сроки размещения протоколов. Комиссия не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям.

Согласно пункту 7.4.5 Положения о закупках протокол вскрытия конвертов с заявками  размещается в единой информационной системе  не позднее чем через  три дня подписания такого протокола. Аналогичные  сроки размещения  предусмотрены по размещению протокола  рассмотрения конкурсных заявок (пункт 7.5.6 Положения о закупках) и протокола оценки и сопоставления заявок (пункт 7.6.8 Положения о закупках).

В рассматриваемом случае протокол вскрытия конвертов, протокол  рассмотрения заявок, протокол оценки и сопоставления заявок  комиссией заказчика сформированы 12.09.2014. Комиссия, войдя на официальный сайт www.zakupki.gov.ru по извещению №31401441099 в разделе «протоколы» установила, что указанные протоколы размещены на сайте 12.09.2014, то есть не позже трех дней со дня их составления. Данное обстоятельство согласуется с условиями, предусмотренными пунктами 7.4.5, 7.5.6, 7.6.8 Положения о закупках.

Следовательно, заявление  представителя ООО «Оптима» о нарушении заказчиком  сроков размещения на официальном сайте протоколов, является необоснованным.

Также в заседании представитель заявителя сообщил, что заказчик  не  организовал  свободный доступ  участников конкурса на вскрытие конвертов, поскольку  в 09час.50мин. ему не была представлена возможность дозвониться до организатора  конкурса и зарегистрироваться на процедуру вскрытия конвертов и присутствовать при этом.

  Представители заказчика не согласились с указанными доводами и сообщили, что конкурсная документация содержит место и время вскрытия конвертов. Дополнительно направлены уведомления ООО «Оптима» и ООО «Регионстрой», в котором упомянуты место и время  вскрытия конвертов и  номер телефона  для справок.

Представитель ООО «Оптима» не отрицает, что данное уведомление получено обществом.

В силу пункта 7.4.2 Положения о закупках  организация обязана предоставить возможность всем Претендентам на участие в процедуре закупки, предоставившим конкурсные заявки, или их представителям присутствовать  при вскрытии конкурсных заявок. Организация признается исполнившим эту обязанность, если Претендентам на участие в процедуре закупки была предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конкурсных заявок.

В пункте 12 конкурсной документации заказчиком предусмотрено следующее место, порядок, дата и время  вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе:10 сентября 2014 года в 10час.00мин. (местного времени) по адресу организатора  конкурса.

Адрес  ОАО «ИКЧР»  содержится в извещении № 31401441099,  а также  в  техническом задании (приложение № 4 конкурсной документации): г.Чебоксары,  Московский  пр., дом 3, контактное  лицо-Ларионов Василий Васильевич, тел/факс- 8(8352)23-07-77.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчик предусмотрел все условия для того, чтобы любой участник смог беспрепятственно участвовать  на вскрытии конвертов.

В ходе заседания представитель ООО «Оптима» не представил доказательств, свидетельствующих обратное.

Исходя из этого, заявление ООО «Оптима» Комиссия считает необоснованным.

Доводы ООО «Оптима» о том, что установленные условия по критерию «качество услуг и квалификация  участника конкурса»  создают преимущественные условия для ООО «Регионстрой» также не были подтверждены.

  Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок (пункт12) и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (пункт 13).

   Пунктом 4 Положения о закупках установлен порядок подготовки и информационное обеспечение закупки.

В соответствии с пунктами 7.6.2, 7.6.3 Положения о закупках установлено, что документация о закупке должна содержать  критерии оценки и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Частью 13 конкурсной документации  установлены два критерия оценки и сопоставления заявок: цена договора (коэффициент значимости  Ц=30%) и качество услуг и квалификация участников конкурса (R=70%). Последний критерий оценивается  на основании представленных в составе заявки документов, в том числе:

-отзывов в сфере жилищного строительства за последние 3 года. При этом за предоставление  1 отзыва присваивался 10баллов, 2 отзыва=20 баллов, 3 отзыва=30баллов, 4 отзыва =40 баллов)

-об опыте  работы в необходимой сфере для выполнения строительных работ (срок регистрации организации) (1 год -7 баллов,  до 2 лет=15 баллов, до 3 лет =23 балла, свыше 3 лет=30 баллов)

-о собственной или арендованной строительной технике для производства строительных работ (1 техника=5 баллов, 2 техники=10 баллов… 6 техник=30 баллов).

 Следовательно, в конкурсной документации предусмотрены сведения о критериях, о порядке проведения оценки и сопоставления заявок, которые не допускают возможность субъективной оценки заявок участников закупки, что не противоречит пунктам 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.  Комиссия  не видит в критериях  и порядке оценки заявок  установление не обоснованного преимущества и одновременно дискриминации отдельных участников, в том числе ООО «Оптима».

В ходе заседания установлено, что ОАО «ИКЧР» заключен договор поставки с  ООО «Регионстрой».

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России, по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Оптима» необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                               «…»

Члены Комиссии                                                                                      «…»

            Настоящее решение может быть обжаловано в суд  в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны