Определение №б\н Определение Управления о прекращении дела в отношении ООО «Т... от 12 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА № 55/04-АМЗ-2015 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
15 марта 2016 года г. Чебоксары
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 55/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
«…» |
|
|
|
|
|
|
|
|
при участии на заседании представителей ответчика ООО «Татнефть АЗС Центр»:
«…»
рассмотрев материалы дела № 55/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении ООО «Татнефть АЗС Центр» (Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Р. Фахретдина, д.37) в лице филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» в Чувашской Республике (пр. Складской, 20, г. Чебоксары, ОГРН 1061644064371, ИНН 1644040195) по признакам нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
20.11.2015 приказом №228 УФАС по Чувашской Республике – Чувашии было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Татнефть-АЗС Центр» по признакам нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Чувашское УФАС определением от 26.02.2016 №04-05/1279 переклассифицировало действия ООО «Татнефть-АЗС Центр» с ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции на ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.
Нарушение ООО «Татнефть-АЗС Центр» заключалось во введении покупателей в заблуждение относительно приобретаемого ими класса топлива марки бензина АИ-92.
12.02.2015 приказом №59 начальника Чувашского филиала – заместителя директора ООО «Татнефть-АЗМ Центр» «…» с 12 февраля на АЗС Чувашского филиала была установлена цена розничной реализации АИ-92 кл.4 в размере 31,00 руб/л. Продажа классов 4 и 5 АИ 92 по различным ценам осуществлялась вплоть до 30.06.2015. В течение данного периода стоимость класса 4 оставалась неизменной (31,00 руб/л), в приказах разделение классов топлива не велось, т.е. изменения касались только АИ 92 класса 5 (приказы от 05.06.15, 08.06.15, 17.06.15, 25.06.15). С 30.06.2015 классы 4 и 5 АИ 92 реализовываются по одной цене.
Представитель ООО «Татнефть-АЗС Центр» «…» нарушение антимонопольного законодательства не признал. Заявил, что в настоящее время 4 и 5 классы реализуются по одним и тем же ценам. Поставщиком АИ 92 4 класса является только ТАИФ НК. Добавил, что само введение разделения АИ 92 на 4 и 5 классы произошло в целях привлечения клиентов, желающих приобрести топливо именно класса 5. В последующем, ввиду отсутствия эффекта, Общество вернулось к предыдущей позиции. Касательно раздельной продажи классов топлива пояснил, что одновременная продажа не ведется.
Представитель ООО «Татнефть-АЗС Центр» «…» пояснил, что класс топлива указан на колонке, т.е. введение покупателя в заблуждение относительно качества топлива невозможно. Одномоментно продажа классов 4 и 5 не происходит, топливо реализуется по факту поступления.
Представитель ООО «Татнефть-АЗС Центр» «…» нарушения антимонопольного законодательства не признала. Сообщила, что на всех АЗС Общества, в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.192 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребителю своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах, обеспечивающая возможность правильного выбора.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Глава 2.1 закона о защите конкуренции (статьи 14.1-14.8) содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.
Статья 14.2 Закона о защите конкуренции содержит запрет на введение в заблуждение, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
Таким образом, из содержания Закона о защите конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией, одновременно должно выполняться несколько условий, а именно:
1) Такие действия должны совершаться хозяйствующим субъектом. Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 закона о защите конкуренции).
В данном случае ООО «Татнефть АЗС Центр» является коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, приносящая ему доход, (в данном случае –розничная продажа бензинов автомобильных и дизельного топлива), таким образом, ООО «Татнефть АЗС Центр» является хозяйствующим субъектом.
2) Действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
У потребителя имеется возможность выбрать товар с теми качествами, которые ему необходимо, зачастую он отдает предпочтение той или иной марке, классу того или иного топлива.
Нарушение ООО «Татнефть-АЗС Центр» заключалось во введении покупателей в заблуждение относительно приобретаемого ими класса топлива марки бензина АИ-92.
Как следует из материалов дела, 12.02.2015 приказом №59 начальника Чувашского филиала – заместителя директора ООО «Татнефть-АЗМ Центр» «…» с 12 февраля на АЗС Чувашского филиала была установлена цена розничной реализации АИ-92 кл.4 в размере 31,00 руб/л. Продажа классов 4 и 5 АИ 92 по различным ценам осуществлялась вплоть до 30.06.2015. В течение данного периода стоимость класса 4 оставалась неизменной (31,00 руб/л), в приказах разделение классов топлива не велось, т.е. изменения касались только АИ 92 класса 5 (приказы от 05.06.15, 08.06.15, 17.06.15, 25.06.15).
Таким обрзом, у потребителей за указанный период имелось понимание того, какой класс топлива баензина марки АИ-92 (4 или 5) они приобретают.
Однако с 30.06.2015 классы 4 и 5 АИ 92 реализовываются ООО «Татнефть-АЗС Центр» по одной цене.
Каждый потребитель индивидуален, и в условиях рынка он имеет право выбора. Приезжая на АЗС, потребитель уже изначально доверяет выбранному им бренду, фирменному наименованию, виду и классу топлива, он не усомневается в том, какой продукт самом деле он приобрел, так как в вопросе предпочтения он сделал свой выбор.
На основании сказанного, в данном случае, реализация моторного топлива бензина марки АИ 92 4 и 5 классов по одной цене с АЗС без достаточного информирования потребителей о различиях в классе топлива сопровождалась введением потребителя в заблуждение относительно реализуемого класса топлива.
При данных обстоятельствах у ответчика наблюдался бы отток потребителей, что в конечном итоге привело к снижению его объемов реализации. Потребители произвели бы в данном случае покупку топлива на иных АЗС конкурентов.
Таким образом, реализуя бензин марки АИ 92 4 и 5 классов по одной цене, без достаточного информирования потребителей о различиях в классе топлива общество получило преимущество при осуществлении им предпринимательской деятельности.
3) Данные действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Согласно части 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» на продавца возлагается обязанность своевременного предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Как уже было описано выше, ответчиком осуществлялась реализация моторного топлива бензина марки АИ 92 4 и 5 классов по одной цене без достаточного информирования потребителей о различиях в классе топлива.
Таким образом, действия ООО «Татнефть АЗС Центр», противоречат законодательству Российской Федерации в изложенной части.
4) Такие действия причиняют или могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.
То есть, такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, и/или в ущербе его деловой репутации. При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.
Следовательно, действия ООО «Татнефть АЗС Центр» по реализации моторного топлива бензина марки АИ 92 4 и 5 классов по одной цене без достаточного информирования потребителей о различиях в классе топлива содержат состав правонарушения по статье 14.2 Закона о защите конкуренции (запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение).
Согласно статье 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена выдача предупреждения в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.
02.03.2016, в связи с наличием в действиях ООО «Татнефть АЗС Центр» признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившихся во введении в заблуждение покупателей бензина марки АИ 92 классов 4 и 5, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало ООО «Татнефть АЗС Центр» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с предупреждением ООО «Татнефть АЗС Центр» устранила признаки нарушения антимонопольного законодательства в сроки, указанные в предупреждении.
Согласно письму ООО «Татнефть-АЗС Центр» от 09.03.2016 №221/1, на всех АЗС Общества в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребителю своевременно предоставляется необходимая и достоверная информация о товарах, обеспечивающая возможность их правильного выбора.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №826 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
В пункте 3.2 указаны следующие требования при реализации автомобильного и дизельного топлива: «при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива ,в том числе об экологическом классе, должна быть размещена а местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
На АЗС Общества имеется вся обязательная информация, установленная законодательством РФ о реализуемом топливе: марка (вид) и класс реализуемого топлива, его потребительские свойства доводятся до клиента путем размещения в открытом доступе паспортов реализуемых нефтепродуктов в «Уголке потребителя» в помещении АЗС, указание на марку нефтепродукта и его класс имеется на ТРК ,а также в прейскуранте цен и в кассовом чеке.
В подтверждение ООО «Татнефть-АЗС центр» предоставило Управлению фотографии АЗС Общества, расположенных на территории Чувашской Республики, свидетельствующие об исполнении предупреждения.
Проанализировав представленную информацию, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об исполнении ООО «Татнефть-АЗС центр» предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.
Руководствуясь п.7 статьи 39.1 и статьей 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
- Производство по делу № 55/04-АМЗ-2015 прекратить.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии: «…»