Постановление №ВК/3697/22 Постановление от 25 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

по делу об административном правонарушении

 

021/04/14.3-376/2022

 

 

25 мая 2022 года г. Чебоксары

 

"...", рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Кредито 24» (ИНН /ОГРН 5501246928/1135543003793127473, РФ, г. Москва, ул.Краснопролетарская, д. 16 стр.1 этаж 1, пом.Х ком.13, info@kredito24.pro),

в отсутствие лиц, участвующих в деле:

представителя общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Кредито 24», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (почтовый идентификатор 42897372824374),

потерпевшего, согласно представленному ходатайству о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. от 18.05.2022 № 5412-ЭП/22),

 

 

УСТАНОВИЛ: 

 

05.03.2022 (вх. № 2123-ЭП/22) в Чувашское УФАС России из Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения по подведомственности поступили материалы дела № 052/05/18-4050/2021 от 03.03.2022, из которых установлено следующее. Решением Нижегородского УФАС России от 03.03.2022 по делу 052/05/18-4050/2021 ООО МК «Кредито 24» (ИНН /ОГРН 5501246928/1135543003793127473) признано нарушившим требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе (далее - Закон о рекламе). К указанному решению Комиссия Нижегородского УФАС России пришла в силу следующего. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу поступило обращение гражданина "..." (далее также потерпевший) по вопросу неправомерных смс-сообщений рекламного характера. Из обстоятельств, изложенных в заявлении, установлено следующее. На телефонный номер потерпевшего "..." с телефонного номера, имеющего буквенное обозначение «Kreditо24» поступили следующие смс-сообщения. - 15.07.2021 в 17:48 «Вам предодобрен заем на 12000 руб! https://shortio.shortcm.li/TWRjAu»; - 23.07.2021 в 11:03 «Повышенное одобрение до 15000 руб https://shortio.shortcm.li/qThy5h»; - 11.08.2021 в 11:42 «Возьмите заем! Одобряем до 15000 руб https://shortio.shortcm.li/MVT3J6»; - 30.08.2021 в 13:19 «Повышенное одобрение до 14500 https://shortio.shortcm.li/CUZMQ1»; - 15.09.2021 в 11:32 «Высокое одобрение займа! https://shortio.shortcm.li/6xTeoi»; - 21.09.2021 в 13:52 «Вам предодобрен заем на 14000 руб! https://shortio.shortcm.li/CiZGn9»; - 06.10.2021 в 12:41 «15000 руб. уже предодобрено! Заявка: https://shortio.shortcm.li/jjPCh0». Потерпевший указывал, что давал согласие на получение смс – сообщений, но в последствие отзывал данное согласие, путем написания заявлений, направленным в общество. В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования, по смыслу Закона о рекламе (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе) может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Информация, поступившая на номер сотового телефона потерпевшего, определяется как реклама, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы, применительно к пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, и, таким образом, на нее распространяются все ограничения Закона о рекламе. Требования к рекламе, распространяющейся по сетям электросвязи, установлены статьей 18 Закона о рекламе. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе определено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом, реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Из заявления следует, что потерпевший отзывал согласие, следовательно, распространение рекламы, посредством смс – сообщений, без согласия абонента (потерпевшего), содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Обязанность доказывания наличия согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи возлагается на рекламораспространителя. По ссылкам, указанным в рекламных смс – сообщениях, осуществляется переход на сайт https://kredito24.ru, принадлежащего ООО МКК «Кредито 24» (ИНН /ОГРН 5501246928/1135543003793127473, РФ, г. Москва, ул.Краснопролетарская, д. 16 стр.1 этаж 1, пом. Х ком.13). Материалами дела установлено, и не опровергается ООО МКК «Кредито 24», что направление вышеназванных смс – сообщений осуществлено по инициативе ООО МКК «Кредито24», согласно договору оказания услуг от 14.09.2018 №14092018-760, заключенного между ООО «ИнфоБип» (оператор связи) и ООО МФК «Кредитех Рус» (ООО МКК «Кредито24»). В соответствии с условиями названного договора (п.п.1.5., 1.6., 2.1.) ООО «ИнфоБип» приняло на себя обязательства оказать ООО МКК «Кредито 24» комплекс услуг по организации и технологическому обеспечению отправки сообщений, содержащих информационные и/или рекламные материалы. При этом ООО МКК «Кредито 24» представило доказательства в получении от потерпевшего согласия на получение рекламы, согласия на обработку персональных данных, содержащихся на сайте в кредитной истории потерпевшего от 23.03.2021. Как следует из представленной ООО МКК «Кредито 24» информации, на этапе регистрации на сайте общества (https://lk.kredito24.ru/auth) клиент знакомится с условиями передачи информации, и дает согласие на получение рекламы и иных сообщений, в том числе, по сети подвижной радиотелефонной связи, и принимает условия передачи информации посредством проставления отдельной галочки. Данное согласие предоставляется сроком на 3 года. При этом, клиент может отказаться от рассылок посредством использования личного кабинета путем снятия галочки на участие в рассылки, используя свой номер телефона, либо путем направления соответствующего письма на электронную почту info@kredito24.pro. ООО МКК «Кредито 24» указывает, что потерпевшим были пройдены все этапы регистрации на сайте и приняты все условия получения информации, в том числе, на получение рекламы. Кроме того, со стороны ООО МКК «Кредито 24», потерпевшему была разъяснена возможность самостоятельно воспользоваться опцией «Управление рассылкой» и отказаться от получения смс – рассылок. Вместе с тем, по информации потерпевшего следует, что в личном кабинете функция «управление рассылкой» отсутствовала. Согласно доказательствам, имеющимся в материалах дела, потерпевший, неоднократно, в том числе, посредством электронной связи, обращался в адрес ООО МКК «Кредито 24» с отзывом предоставленного им ранее согласия в получении информации, смс - рассылок от названного общества. Кроме того, ввиду не прекращения получения нежелательных смс – сообщений, потерпевший направлял письменные заявления, датированные 30.07.2021, 17.09.2021, на имя генерального директора ООО МКК «Кредито 24» "..." о прекращении направления информации на номер его сотового телефона и удаления его личного кабинета из базы данных общества. В результате данных заявлений, ООО МКК «Кредито 24» указало потерпевшему о необходимости наряду с направлением заявления на блокировку его личного кабинета, направления «селфи с паспортом». Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о волеизъявлении потерпевшего об отказе на получение рекламы от конкретного отправителя рекламы - ООО МКК «Кредито 24» . При этом адреса и номера телефонов являются персональными данными, и любое их использование допускается только с согласия гражданина. В рассматриваемом случае абонент (потерпевший) прямо выражал отказ и отзыв согласия на получение рекламной информации и использование его персональных данных. В этой связи, у ООО МКК «Кредито 24» не имелось правовых оснований в направлении смс – сообщений рекламного характера, после заявлений (30.07.2021, 17.09.2021) с отказом в получении смс — рассылок, в том числе, для запроса от потерпевшего «селфи с паспортом». При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что потерпевший неоднократно выражал свое несогласие на получение рекламы от ООО МКК «Кредито 24», однако, обществом не были предприняты требуемые законодательством меры реагирования. В этой связи, ООО МКК «Кредито 24» распространило рекламу на номер сотовой связи потерпевшего "...", с телефонного номера, имеющего буквенное обозначение «Kreditо24»:

21.09.2021 в 13:52: «Вам предодобрен заем на 14000 руб! https://shortio.shortcm.li/CiZGn9»;

06.10.2021 в 12:41: «15000 руб. уже предодобрено! Заявка: https://shortio.shortcm.li/jjPCh0»,

в отсутствие согласия абонента (потерпевшего) на ее получение, что указывает на нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе. Согласно пункту 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель. В смысле статьи 3 Закона о рекламе под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламораспространителем, лицом, осуществившим распространение рекламы по сетям электросвязи, в данном случае, явилось ООО МКК «Кредито 24». Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 4 статьи 38 Закона).

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14. 3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО МКК «Кредито 24» выступило в качестве рекламораспространителя рекламы и тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В силу части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное ООО МКК «Кредито 24» правонарушение посягает на установленный в Российской Федерации порядок распространения рекламы, создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, не может быть признано малозначительным.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания ООО МКК «Кредито 24» учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, финансовое положение юридического лица. Обстоятельства, отягчающие, либо смягчающие административную ответственность, отсутствуют.

С учетом установленного, ООО МКК «Кредито 24» виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, так как именно данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению требований законодательства о рекламе, при отсутствии к тому чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Оценивая собранные по делу доказательства, прихожу к следующему.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 04.07.2016, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательств, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.nalog.ru, ООО МКК «Кредито 24» указано в качестве среднего предприятия.

Руководствуясь частью 2 статьи 3.4, частями 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что ООО МКК «Кредито 24» является субъектом малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекался, а также в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, а также отягчающих ответственность обстоятельств, прихожу к выводу о возможности применения к нему меры административной ответственности в виде предупреждения.

По правилам части 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.48, 29.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Кредито 24» (ИНН /ОГРН 5501246928/1135543003793127473, РФ, г. Москва, ул.Краснопролетарская, д. 16 стр.1 этаж 1, пом.Х ком.13, info@kredito24.pro) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ООО МКК «Кредито 24» меру административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

"..."    

 

 

 

 

 

 

2022-4333

 

 

Связанные организации

ООО МКК "Кредито 24"
ИНН 5501246928, ОГРН 1135543003793