Решение №НВ/5360/22 Решение №021-06-64-693-2022 от 2 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Фабрика РТТ»

 

Дело № 021/06/64-693/2022 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 июля 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 02 августа 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии представителей:

от уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."

от заказчика – Министерства здравоохранения Чувашской Республики – "..."

от заявителя – ООО «Фабрика РТТ» - "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО «Фабрика РТТ» на действия Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - заказчик), Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее – уполномоченное учреждение), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 22.07.2022 поступила жалоба ООО «Фабрика РТТ» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия – система линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая (ускорительный комплекс с максимальной энергией 5 – 10 МэВ), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000522006878) (далее – электронный аукцион).

В жалобе Заявитель сообщает, что положения извещения о закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик необоснованно объединил в один лот, медицинские изделия, которые технологически и функционально не связанны с предметом закупки и являются самостоятельными медицинскими изделиями, что, по мнению заявителя, ограничивает круг потенциальных участников закупки.

Представители ООО «Фабрика РТТ» поддержали жалобу в полном объеме, просили признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику и Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Министерство здравоохранения Чувашской Республики, уполномоченным учреждением выступает Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики».

19.07.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000522006878 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия – система линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая (ускорительный комплекс с максимальной энергией 5 – 10 МэВ), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта 120 000 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:

- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Иных ограничений к содержанию извещения о закупке, в том числе запрета объединять технологически и функционально связанные между собой товары в один лот, Законом о контрактной системе не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, в соответствии с описанием объекта закупки, содержащейся извещение о закупке, предметом закупки является система линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая (ускорительный комплекс с максимальной энергией 5 – 10 МэВ), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (код позиции КТРУ 32.50.50.190-00002756).

Приложением №1 к извещению о закупке установлены требования к системе линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая.

Как следует из пояснений представителей Заказчика, закупка объявлена в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». В состав ускорительного комплекса с максимальной энергией 5 – 10 МэВ входит устройство для иммобилизации взрослого пациента и прибор контроля уровня излучения комбинированный:

- линейный ускоритель для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксический предназначен для проведения лучевой терапии по методикам 3D КЛТ, IMRT, VMAT, IGRT, SBRT для пациентов с онкологическими заболеваниями
- Устройство для иммобилизации взрослого пациента значительно расширяет
функциональные возможности современной лучевой терапии, совмещая в себе функции позиционирования пациентов, являясь опцией линейного ускорителя, стабилизирует положение пациента в процессе сеансов лучевой терапии. Устройство для иммобилизации размещается на рабочем столе линейного ускорителя и не является самостоятельно функционирующим аппаратом.

- прибор контроля уровня излучения комбинированный предназначен для корректного применения методов лучевой терапии на системе линейного ускорителя, проведения контроля дозиметрических параметров и характеристик выхода радиационного пучка, точности настройки и калибровки геометрических, механических и радиационных параметров. С помощью указанного прибора проводится верификация дозиметрических планов лечения пациентов. Таким образом, прибор обеспечивает контроль качества показателей доз излучения, выдаваемых линейным ускорителем и других параметров излучения, оказывающих лечебный эффект на онкологического пациента.

Кроме того, представители Заказчика отмечают, что в случае разделения лота, ввод в эксплуатацию системы линейного ускорителя и его целевое дальнейшее применение не представляется возможным. Раздельное приобретение указанных аппаратов может препятствовать их совместному эффективному использованию.

Таким образом, данные товары являются товарами медицинского назначения и закупаются в соответствии с потребностями Заказчика, спецификой его деятельности и направленностью применения закупаемых материалов.

Закупка данных товаров одним лотом обусловлена необходимостью в использовании системы линейного ускорителя как единого комплекса.

Комплексность лота является социально значимой. Указанное формирование лота позволяет обеспечить качественную и своевременную поставку товаров, рациональное использование бюджетных средств.

Дополнительно заказчик поясняет, что в единой информационной системе был размещен запрос на коммерческие предложения по данному описанию объекта закупки омер запроса 0115200006922000001 от 31 мая 2022 года). В результате запроса, были получены ценовые предложения, в том числе от заявителя ООО «Фабрика РТТ».

Таким образом, объединение в один объект закупки нескольких позиций было обусловлено спецификой закупаемого товара и осуществляемой деятельностью заказчика, необходимостью достижения конечного результата - обеспечения прав граждан на своевременную, качественную и высокотехнологическую медицинскую помощь во исполнение федеральной программы.

Данная позиция поддерживается Определением Верховного суда Российской Федерации от 25 января 2022 года № 304-ЭС21-26738.

Также следует отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В этой связи включение в извещение о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.

В Извещении о закупке отсутствует указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товар.

Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.

Указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.

Требования заказчика, установившего в извещении о закупке характеристики товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу своих потребностей, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам товара заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимым товаром.

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.

Согласно п. 5 Правил Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно коду по КТРУ 32.50.50.190-00000975 -устройство для иммобилизации взрослого пациента и 26.60.12.129-00000208 - прибор контроля уровня излучения комбинированный, в описаниях объекта товара характеристики отсутствуют.

Указанные позиции не содержат запрета на включение дополнительных характеристик.

В Приложении №1 к Извещению о закупке установлены наименования, содержание показателей устройства для иммобилизации взрослого пациента и прибора контроля уровня излучения комбинированный, а также обоснование использования характеристик.

Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода, в том числе об отсутствии функционально-технологической взаимосвязи закупаемого оборудования и несоответствия действительным потребностям заказчика.

Таким образом, ввиду отсутствия доказательств, опровергающих доводы заказчика относительно значимости установленных в извещении о закупке требований, соответствия указанных требований потребностям заказчика, их влияния на качество оказываемой врачебной помощи, Комиссия признает довод заявителя недоказанным.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Фабрика РТТ» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу жалоба ООО «Фабрика РТТ» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия – система линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая (ускорительный комплекс с максимальной энергией 5 – 10 МэВ), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000522006878), необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех.

 

 

 

 

 

2022-6346

 

 

Связанные организации

Министерство здравоохранения Чувашской Республики
ИНН 2128015420, ОГРН 1022101143624
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
ООО "Фабрика РТТ"
ИНН 5010052215, ОГРН 1165010051271