Решение №06-04/6208 Жалоба признана обоснованной в части. от 2 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «ИнвестСтрой ХХ1 век»

 

Дело № 021/06/64-542/2019                                                г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017
№ 4 в составе:

<…>;

в присутствии от:

заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» – <…>,

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСтрой ХХ1 век» – <…>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИнвестСтрой ХХ1 век» (далее – ООО «ИнвестСтрой ХХ1 век») на положения аукционной документации Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания общежития № 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа (изв. № 0315100001019000022), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 21.08.2019 поступила жалоба ООО «ИнвестСтрой ХХ1 век» на положения аукционной документации Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания общежития № 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа (изв. № 0315100001019000022) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:

- в аукционной документации установлено требование о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих наличие опыта, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе;

- Заказчиком необоснованно включены в один лот технологически невзаимосвязанные товары и работы, в частности, закупка на выполнение работ предусматривает поставку мебели и иного инвентаря.

На основании изложенного заявитель просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе, и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представитель ООО «ИнвестСтрой ХХ1 век» на заседание Комиссии доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, указал, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

14.08.2019 в 13 час. 57 мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 0315100001019000022 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания общежития № 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа, с начальной (максимальной) ценой контракта 135 843 820,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

По доводу заявителя о том, что в аукционной документации установлено требование о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих наличие опыта, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, Комиссия установила следующее.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (часть 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе).

В целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона (Часть 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе).

Из части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе следует, что в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 настоящей статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:

1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;

2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;

б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 настоящей статьи, при направлении таких документов (или их копий).

Комиссией установлено, что пунктом 25 Общей части документации об электронном аукционе установлено требование о наличии у участников закупки за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Наряду с изложенным, из пункта 27 Общей части документации об электронном аукционе следует необходимость представления во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что установление в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе требований о представлении документов, подтверждающих наличие опыта, нарушает положения части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

По доводу заявителя о том, что Заказчиком необоснованно включены в один лот технологически не связанные товары и работы, в частности, закупка на выполнение работ по строительству предусматривает поставку мебели и иного инвентаря, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по реконструкции здания общежития № 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа.

Во исполнение требований статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещена проектная документация на объект: «Реконструкция здания общежития № 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа».

В составе названной проектной документации имеется локальная смета № 02-01-15 изм. № 2 на технологическое оборудование, мебель, инвентарь общей суммой 1 621 902 рублей.

Также, в составе локальной сметы № 02-01-15 изм. № 2 имеется оборудование, требующее подключение к инженерным сетям и коммуникациям на общую сумму 210 887 рублей. Таким образом, общая стоимость не монтируемого оборудования составляет 1,04 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Кроме того в соответствии с совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.04.2019 № АН-439/09 и ФАС России от 09.04.2019 № МЕ/28771/19 в целях недопущения ограничения количества потенциальных участников закупки и ограничения конкуренции закупку работ по строительству объектов и закупку товаров в целях комплексного оснащения указанных объектов необходимо осуществлять различными процедурами.

Наряду с изложенным Комиссия отмечает, что заявителем на рассмотрение жалобы не представлено доказательств ограничения конкуренции и ограничения количества потенциальных участников закупки в связи с включением в данную закупку поставку не монтируемой мебели и оборудования.

Представителем ООО «ИнвестСтрой ХХ1 век» не доказан факт невозможности формирования заявки на участие в рассматриваемой закупке, а также не представлены доказательства невозможности исполнения контракта в связи с включением в закупку поставки мебели и оборудования.

Таким образом, Комиссия не находит достаточных оснований для признания данного довода обоснованным.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «ИнвестСтрой ХХ1 век» обоснованной в части установления в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе требований о представлении документов, подтверждающих наличие опыта, а в действиях Заказчика признает нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

При этом выявленное нарушение не могло повлиять и не повлияло на результаты проведения закупки, по итогам проведения электронного аукциона достигнута значительная экономия бюджетных средств, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС приходит к выводу об отсутствии необходимости для выдачи предписания.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.        Признать жалобу ООО «ИнвестСтрой ХХ1 век» на положения аукционной документации Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания общежития
№ 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа (изв. № 0315100001019000022) обоснованной в части установления в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе требований о представлении документов, подтверждающих наличие опыта.

2.        Признать в действиях Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.        Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                  <…>

 

                                                                                              <…>

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны