Решение №ВК/1358/24 Решение по делу №021/01/16-887/2023 от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело № 021/01/16-887/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2024 года.

Решение изготовлено в полном объеме 14 марта 2024 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/16-887/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

Членов Комиссии:

"..."

в присутствии представителя ответчика:

администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики – "..."

в отсутствие представителей заявителя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Алсер Строй», ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Алсер СтройГрупп», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 021/01/16-887/2023, возбужденное по признакам нарушения администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики и ООО «Торговый дом «Алсер Строй» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий выполнения ООО «Торговый дом «Алсер Строй» работ по ремонту автомобильной дороги в д.Ильбеши путем заключения 26.04.2022 без осуществления конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, договоров №21,22,23,24,25, а также по признакам нарушения администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики и ООО «Алсер СтройГрупп» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий выполнения ООО«Алсер СтройГрупп» работ по ремонту автомобильной дороги в д.Яндово путем заключения без осуществления конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, семи договоров от 05.09.2022,

 

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России поступило обращение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 27.07.2023 №01/37-1654ДСП о признаках нарушения администрацией Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в разделении единого предмета закупки путем заключения 26.04.2022 договоров №21,22,23,24,25 на ремонт автомобильной дороги в д.Ильбеши с ООО «Торговый дом «Алсер Строй», а также путем заключения 05.09.2022 семи договоров на ремонт автомобильной дороги в д.Яндово с ООО«Алсер СтройГрупп» (ИНН 2130181383), не осуществляя при этом конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Усмотрев в действиях администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики и ООО «Торговый дом «Алсер Строй», ООО«Алсер СтройГрупп» признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в разделении единого предмета закупки путем заключения отдельных договоров в целях избежания конкурентных процедур, Чувашское УФАС России по результатам рассмотрения обращения Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с решением Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от 14.11.2022 N 04-03 "О ликвидации органов местного самоуправления Чебоксарского района Чувашской Республики" администрация Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, ОГРН 1052135017813, ИНН/КПП 2116815782/211601001, адрес (место нахождения): 429500, Чувашская Республика - Чувашия, Чебоксарский район, с. Синьялы, ул. Центральная, д. 42, ликвидирована.

Согласно пункту 1 решения Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от 28.12.2022 №07-04 «О правопреемстве органов местного самоуправления Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики» правопреемником администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики является администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.

В этой связи издан приказ Чувашского УФАС России от 27.10.2023№93 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 021/01/16-887/2023 по признакам нарушения администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики и ООО «Торговый дом «Алсер Строй» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий выполнения ООО «Торговый дом «Алсер Строй» работ по ремонту автомобильной дороги в д.Ильбеши путем заключения 26.04.2022 без осуществления конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, договоров №21,22,23,24,25, а также по признакам нарушения администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики и ООО «Алсер СтройГрупп» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий выполнения ООО«Алсер СтройГрупп» работ по ремонту автомобильной дороги в д.Яндово путем заключения без осуществления конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, семи договоров.

В ходе рассмотрения дела ответчики возражали против доводов заявителя, указывая на отсутствие нарушения ими антимонопольного законодательства по основаниям, изложенным ими в письменном виде.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия установила следующее.

Постановлением администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района от 26.02.2021 №52 утверждена муниципальная целевая программа «Развитие транспортной системы Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в 2021-2025 годах». В рамках указанной муниципальной программы реализовывалась подпрограмма «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с мероприятием «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселений».

Синьяльским сельским поселением во исполнение мероприятий подпрограммы 26.04.2022 заключено 5 договоров на ремонт автомобильной дороги в д. Ильбеши по ул. Мичурина от д. 48 до д. 22 общей протяженностью 367 м с ООО «Торговый дом «Алсер Строй» (ИНН 2130181383), а именно:

Договор №21 от 26.04.2022 на ремонт участка автомобильной дороги в д. Ильбеши от д.48 до д.44 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по цене "..." тыс. рублей.

Заключено дополнительное соглашение №1 от 23.08.2022, внесены следующие изменения: щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 10-20 мм - 4,545 м3 заменен на асфальтогранулянт - 4,545 м3.

Объем и виды работ установлены в соответствии с техническим заданием к договору, к которым относятся: разборка покрытий и оснований, уплотнение грунта, устройство прослойки из нетканого синтетического материала, устройство оснований из щебня, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей, укрепление обочин щебнем. Срок выполнения работ по договору по 31.07.2022. Гарантийный срок на выполненные работы установлен 2 года с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ.

Исполнение контракта подтверждается представленным к оплате актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 23.08.2022 №1 (период с 26.04.2022 по 24.06.2022), подписанным представителями сторон заказчика и подрядчика на общую сумму "..." тыс. рублей.

Договор №22 от 26.04.2022 на ремонт участка автомобильной дороги в д.Ильбеши от д.44 до д.36 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района по цене "..." тыс. рублей.

Заключено дополнительное соглашение №1 от 23.08.2022, внесены следующие изменения: щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 10-20 мм - 4,545 m3заменен на асфальтогранулянт - 4,545 m3.

Объем и виды работ установлены в соответствии с техническим заданием к договору, к которым относятся: разборка покрытий и оснований, уплотнение грунта, устройство прослойки из нетканого синтетического материала, устройство оснований из щебня, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей, укрепление обочин щебнем. Срок выполнения работ по договору по 31.07.2022. Гарантийный срок на выполненные работы установлен 2 года.

Исполнение контракта подтверждается представленным к оплате актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 23.08.2022 №1 (период с 26.04.2022 по 24.06.2022), подписанным представителями сторон заказчика и подрядчика на общую сумму "..." тыс. рублей.

Договор №23 от 26.04.2022 на ремонт участка автомобильной дороги в д.Ильбеши от д.36 до д.32 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района по цене "..." тыс. рублей.

Заключено дополнительное соглашение №1 от 23.08.2022, внесены следующие изменения: щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 10-20 мм - 4,545 m3 заменен на асфальтогранулянт - 4,545 m3.

Объем и виды работ установлены в соответствие с техническим заданием к договору, к которым относятся: разборка покрытий и оснований, уплотнение грунта, устройство прослойки из нетканого синтетического материала, устройство оснований из щебня, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей, укрепление обочин щебнем. Срок выполнения работ по договору по 31.07.2022. Гарантийный срок на выполненные работы установлен 2 года с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ.

Исполнение контракта подтверждается представленным к оплате актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 23.08.2022 №1 (период с 26.04.2022 по 24.06,2022), подписанным представителями сторон заказчика и подрядчика на общую сумму "..." тыс. рублей.

Договор №24 от 26.04.2022 на ремонт участка автомобильной дороги в д. Ильбеши от д.32 до д.26 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района по цене "..." тыс. рублей.

Заключено дополнительное соглашение №1 от 23.08.2022, внесены следующие изменения: щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 10-20 мм - 4,545 m3 заменен на асфальтогранулянт - 4,545 м3.

Объем и виды работ установлены в соответствии с техническим заданием к договору, к которым относятся: разборка покрытий и оснований, уплотнение грунта, устройство прослойки из нетканого синтетического материала, устройство оснований из щебня, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей, укрепление обочин щебнем. Срок выполнения работ по договору по 31.07.2022. Гарантийный срок на выполненные работы установлен 2 года.

Исполнение контракта подтверждается представленным к оплате актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 23.08.2022 №1 (период с 26.04.2022 по 24.06.2022), подписанным представителями сторон заказчика и подрядчика на общую сумму "..." тыс, рублей.

Договор №25 от 26.04.2022 на ремонт участка автомобильной дороги в д. Ильбеши от д.26 до д.22 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района по цене "..." тыс. рублей.

Заключено дополнительное соглашение №1 от 23.08.2022, внесены следующие изменения: щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 10-20 мм - 4,545 м3 заменен на асфальтогранулянт - 4,545 m3.

Объем и виды работ установлены в соответствии с техническим заданием к договору, к которым относятся: разборка покрытий и оснований, уплотнение грунта, устройство прослойки из нетканого синтетического материала, устройство оснований из щебня, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей, укрепление обочин щебнем. Срок выполнения работ по договору по 31.07.2022. Гарантийный срок на выполненные работы установлен 2 года.

Исполнение контракта подтверждается представленным к оплате актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 23.08.2022 №1 (период с 26.04.2022 по 24.06.2022), подписанным представителями сторон заказчика и подрядчика на общую сумму "..." тыс. рублей.

Таким образом, работы, являющиеся предметом указанных пяти договоров, идентичны и предусматривают одинаковые виды и объемы, договоры образуют единую сделку на выполнение функционально и технологически взаимосвязанных работ, направленных на удовлетворение муниципальных нужд и достижение общего полезного результата в одном и том же населенном пункте к единому сроку - до 31.07.2022.

Заказчиком и поставщиком по данным договорам являются одни и те же лица - администрация Синьяльского сельского поселения и ООО «Торговый дом «Алсер Строй» (ИНН 2130181383), договоры заключены в один день, по единой форме и образуют единую сделку, оформленную отдельными договорами для формального соблюдения условий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в части ограничений максимальной суммы контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Так, пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции, действующей на дату заключения договоров, предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. В данном случае закупки осуществлены не в электронной форме.

Иные перечисленные в статье 93 Закона №44-ФЗ основания, при которых возможно заключение договора с единственным поставщиком, для заключения администрацией Синьяльского сельского поселения данных муниципальных контрактов отсутствуют, основания для проведения электронного запроса котировок, перечисленные в части 10 статьи 24 Закона №44-Ф3, не имеются. Следовательно, определение подрядчика в соответствии с Законом №44-ФЗ должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

При этом согласно информации, представленной Синьяльским территориальным отделом Управления благоустройства и развития территории администрации Чебоксарского муниципального округа письмом от 09.10.2023 №431:

- при обосновании начальной максимальной цены договоров, заключаемых с единственным поставщиком, на ремонт автомобильной дороги в д.Ильбеши от д.48 до д.44 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района по цене "..." тыс. рублей, использованы коммерческие предложения ООО «Дорстройсервис» от 20.04.2022 ("..." рублей), ИП Платонова А.А. от 20.04.2022 ("..." рублей), ООО «ДСТ-Чайка» от 21.04.2022 ("..." рублей);

- при обосновании начальной максимальной цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, на ремонт автомобильной дороги в д.Ильбеши от д.44 до д.36 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района по цене "..." тыс. рублей, использованы коммерческие предложения ООО «Дорстройсервис» от 20.04.2022 ("..." рублей), ИП Платонова А.А. от 20.04.2022 ("..." рублей), ООО «ДСТ-Чайка» от 21.04.2022 ("..." рублей);

- при обосновании начальной максимальной цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, на ремонт автомобильной дороги в д.Ильбеши от д.36 до д.32 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района по цене "..." тыс. рублей, использованы коммерческие предложения ООО «Дорстройсервис» от 20.04.2022 ("..." рублей), ИП Платонова А.А. от 20.04.2022 ("..." рублей), ООО «ДСТ-Чайка» от 21.04.2022 ("...." рублей);

- при обосновании начальной максимальной цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, на ремонт автомобильной дороги в д.Ильбеши от д.32 до д.26 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района по цене "..." тыс. рублей, использованы коммерческие предложения ООО «Дорстройсервис» от 20.04.2022 ("..." рублей), ИП Платонова А.А. от 20.04.2022 ("..." рублей), ООО «ДСТ-Чайка» от 21.04.2022 ("..." рублей);

- при обосновании начальной максимальной цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, на ремонт автомобильной дороги в д.Ильбеши от д.26 до д.22 по ул. Мичурина Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района по цене "..." тыс. рублей, использованы коммерческие предложения ООО «Дорстройсервис» от 20.04.2022 ("..." рублей), ИП Платонова А.А. от 20.04.2022 ("..." рублей), ООО «ДСТ-Чайка» от 21.04.2022 ("..." рублей).

Вышеизложенный анализ порядка обоснования начальной максимальной цены контрактов от 26.04.2022 №21,22,23,24,25 на ремонт автомобильной дороги в д.Ильбеши, свидетельствует о том, что исполнитель работ по указанным контрактам свои коммерческие предложения не подавал, сведений о направлении ему запросов коммерческих предложений не имеется.

Вместе с тем из обоснований начальной максимальной цены контрактов следует, что коммерческие предложения ООО «Дорстройсервис», представленные заказчику, имеют цену, ниже, чем в контрактах, заключенных с ООО «Торговый дом «Алсер Строй».

Аналогично администрацией Синьяльского сельского поселения 05.09.2022 заключены договоры №99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 на общую сумму "..." рублей без проведения конкурентных процедур с ООО «Алсер Строй Групп» на ремонт участков автомобильной дороги в д. Яндово Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района, в том числе:

  • от дома 80б до дома 62 по ул. Верхняя на сумму "..." рублей;

  • от дома 62 до дома 66 по ул. Верхняя на сумму "..." рублей;

  • от дома 66 по ул. Верхняя до примыкания с ул.Поперечная на сумму "...." рублей;

  • от д.54 по ул.Поперечная до д.70 по ул.Верхняя на сумму "..." рублей;

  • от примыкания с ул.Поперечная до д.75 по ул.Верхняя на сумму "..." рублей;

  • от дома 75 до дома 79 по ул.Верхняя на сумму "..." рублей;

  • от дома 79 до дома 88а по ул.Верхняя на сумму "..." рублей.

Таким образом, администрацией Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района осуществлено искусственное дробление объекта закупки, стоимость каждого из которых составила менее "..." тыс. рублей, договоры заключены в один день - 5 сентября 2022 года, со сроком окончания договоров №99,100,101– 31 декабря 2022 года, договоров №102-105 -1 декабря 2024 года с одним и тем же подрядчиком - ООО «Алсер Строй Групп» (ИНН 2130197538) на идентичные работы и одинаковые объемы работ, по единой форме, которые фактически образуют единую сделку на выполнение функционально и технологически взаимосвязанных работ, направленных на удовлетворение муниципальных нужд и достижение общего полезного результата к единому сроку - 30 сентября 2022 года с тем, чтобы обойти требование законодательства о контрактной системе посредством проведения конкурентных процедур и создать формальные условия, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ для заключения договоров с единственным поставщиком, когда фактически основания для этого отсутствовали.

При этом согласно информации, представленной Синьяльским территориальным отделом Управления благоустройства и развития территории администрации Чебоксарского муниципального округа письмом от 09.10.2023 №431, при обосновании начальной максимальной цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, на ремонт автомобильной дороги в д. Яндово Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района использованы коммерческие предложения ООО «ДорСити», ООО «Алсер Строй Групп», ООО «Дорстройсервис».

Анализ порядка обоснования начальной максимальной цены контрактов на ремонт автомобильной дороги в д. Яндово, свидетельствует о том, иные строительные организации, наряду с подрядчиком, также имели намерение заключить контракты на выполнение указанных работ. Вместе с тем из обоснований начальной максимальной цены контрактов следует, что некоторые коммерческие предложения, представленные заказчику, имели цену, ниже, чем в контрактах, заключенных с ООО «Алсер Строй Групп».

Заключение договоров без проведения конкурентных способов закупок могло привести к лишению неограниченного круга хозяйствующих субъектов возможности претендовать на выполнение таких работ и, соответственно, на получение дохода.

При этом, как следует из информации Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, финансирование выполняемых работ по указанным 7 договорам предусмотрено в 2023 и 2024 годах в отсутствие объемов средств, предусмотренных в Соглашении от 30.12.2021 №06-14/16-4-11, заключенного между Минстроем Чувашии и администрацией Чебоксарского района, на дату заключения договоров - 05.09.2022. Комиссионным осмотром отремонтированной дороги в дер. Ильбеши ул.Мичурина установлено, что имеются отдельные дефекты в виде образовавшихся на дорожном полотне пучинистых мест, сети трещин, просадок.

При этом, администрация Чебоксарского муниципального округа согласно пункту 5,3, 5.4. не сразу обратилась к подрядчику об устранении дефектов в период гарантийных обязательств. Такая претензия направлена лишь после направления запроса Чувашского УФАС России.

На основании вышеизложенного установлено, что контракты заключены без проведения публичных процедур на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отсутствие таких оснований.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление ними согласованных действий, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

При этом достаточность доказательств в каждом случае определяется на основе оценки всей совокупности фактов, в том числе исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.

Применительно к статье 16 Закона N 135-ФЗ при квалификации тех или иных действий в качестве соглашения обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения - органа власти и хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем, Комиссия полагает, что в материалах рассматриваемого дела отсутствует достаточная совокупность доказательств, указывающих на наличие волеизъявления всех сторон соглашения, а также сведения, указывающие на фактические действия ответчиков по ограничению конкуренции.

Так, согласно представленным в материалы дела письмам ООО «ДСТ-Чайка» б/н и б/д, ООО «Дорстройсервис» от 22.04.2022 №16, ИП Платонова А.А. б/н и б/д, коммерческие предложения которых использованы при обосновании начальной цены контрактов, указанные хозяйствующие субъекты не имели намерения и возможность выполнить работы по ремонту дорог в д.Ильбеши из-за нехватки времени и рабочих ресурсов.

Согласно письмам ООО «ДорСити» от 18.08.022 №33, ООО «Дорстройсервис» от 17.08.2022 №42, коммерческие предложения которых использованы при обосновании начальной цены контрактов, указанные хозяйствующие субъекты не имели намерения и возможность выполнить работы по ремонту дорог в д.Яндово из-загруженности на других объектах.

Сам по себе факт заключения договоров без проведения конкурентных процедур не может использоваться в качестве единственного доказательства нарушения статьи 16 Закона N 135-ФЗ. Данные обстоятельства могут быть положены в основу доказательства наличия антиконкурентного соглашения только в совокупности с другими доказательствами, подтверждающими факт сговора.

В рассматриваемом деле иные доказательства, подтверждающие сговор ответчиков, направленный на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, отсутствуют, что не позволяет признать действия администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики и ООО «Торговый дом «Алсер Строй», ООО «Алсер СтройГрупп» нарушающими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) лица.

Вместе с тем Комиссия, изучив имеющиеся в материалах дела документы и информацию, усматривает в действиях администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района, правопреемником которого является администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, выразившихся в заключении с обществами договоров в отсутствие конкурентной процедуры, предусмотренной Законом N 44-ФЗ, признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10).

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Исходя из части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;

3) запрос котировок в электронной форме.

В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ путем проведения аукционов. Перечень случаев, при которых возможно проведения электронного запроса котировок, перечислен в части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе, в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.03.2022 № 100 утвержден дополнительный перечень случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на территории Чувашской Республики, который применяется при наличии соответствующего решения оперативного штаба.

Таким образом, законодательством определен конкретный перечень случаев, при которых возможно заключение муниципальных контрактов с единственным поставщиком, при всех иных случаях заказчики обязаны осуществить закупки конкурентными способами. При этом, в условиях отсутствия оснований, перечисленных в части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществить закупки путем проведения аукциона или конкурса.

С учетом изложенного, заключение администрацией Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района договоров от 26.04.2022 №21,22,23,24,25 на ремонт участков автомобильной дороги в д. Ильбеши с ООО «Торговый дом «Алсер Строй», а также договоров от 05.09.2022 №99,100,101,102,103,104,105 на ремонт участков автомобильной дороги в д. Яндово с ООО «Алсер Строй Групп» без применения конкурентных процедур, является нарушением требований Закона N 44-ФЗ, ведет к предоставлению преимуществ ООО «Торговый дом «Алсер Строй» и ООО «Алсер Строй Групп», ограничивает тем самым конкуренцию между потенциальными участниками торгов, что имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.

Однако в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

При этом на момент вынесения настоящего решения Комиссией установлено, что исполнение рассматриваемых контрактов завершено, что указывает на отсутствие возможности и необходимости выдачи администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № № 021/01/16-887/2023, возбужденного по признакам нарушения администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики и ООО «Торговый дом «Алсер Строй» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также по признакам нарушения администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики и ООО «Алсер СтройГрупп» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Председатель Комиссии "...."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

2024-1544

 

 

Связанные организации

Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики
ИНН 2100003030, ОГРН 1222100009493
Контрольно-счетная палата Чувашской Республики
ИНН 2130012667, ОГРН 1072130000194
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЛСЕР СТРОЙ ГРУПП"
ИНН 2130197538, ОГРН 1182130001129
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТОРГОВЫЙ ДОМ "АЛСЕР СТРОЙ"
ИНН 2130181383, ОГРН 1162130069518