Решение №НВ/8863/21 Решение № 021/10/18.1-1278/2021 от 15 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы

"..."

 

Дело № 021/10/18.1-1278/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.08.2021 №87 в составе:

"..."

в присутствии представителей от заявителя – "..."

в отсутствие организатора торгов - Администрация Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, направившего ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия,

рассмотрев жалобу "..." на действия организатора торгов - Администрация Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право заключения аренды земельного участка (извещение № 211021/8954347/01), в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 02.12.2021 обратился "..." с жалобой на действия организатора торгов - Администрация Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право заключения аренды земельного участка (извещение № 211021/8954347/01).

Из жалобы следует, что организатором торгов нарушена процедура проведения торгов, в связи с отсутствием сертификата профилактической прививки против COVID-19, а также документа, подтверждающего факта перенесенного заболевания COVID-19 у участника торгов №1 ("..."), допущенного к участию в торгах.

Заявитель считает, что организатором торгов не соблюдены требования к проводимой конкурентной процедуре и нарушен Указ Главы Чувашской Республики от 05.11.2021 №185.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и признать протокол №1 от 29.11.2021 недействительным.

На заседании Комиссии Заявитель доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.

Организатор торгов - Администрация Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики с доводами жалобы не согласен, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Изучив представленные документы, Комиссией установлено следующее.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства регламентирован статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

Чувашским УФАС России жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и принята к рассмотрению по существу.

На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции размещена информация о поступлении указанной жалобы и о приостановлении заключения договоров по результатам торгов на официальном сайте Чувашского УФАС России https://chuvashia.fas.gov.ru/.

Основополагающим законом при проведении рассматриваемого аукциона является Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).

Согласно статьям 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями.

Статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ введен единый порядок, используемый при предоставлении земельных участков на торгах вне зависимости от целей предоставления таких земельных участков.

Порядок и процедура проведения торгов по продаже и аренде земельных участков регламентируется статьей 39.12 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

21.10.2021 в 11 час. 42 мин. организатором торгов – Администрация Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ размещено извещение № 211021/8954347/01, лот №1 о проведении открытого аукциона на право заключения аренды земельного участка.

Дата и время окончания приема заявок: 22.11.2021 в 16 час. 00 мин.

Дата и время проведения аукциона: 29.11.2021 в 10 час. 00 мин.

Место проведения аукциона: Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Юнга, ул. Малые Чуваки, д. 34.

Порядок и процедура проведения торгов по продаже и аренде земельных участков регламентируется с порядком, указанным в аукционной документации и статьей 39.12 Земельного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.12 Земельного Кодекса РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи.

Из части 8 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ следует, что Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Аналогичные требования, касающиеся порядка подачи заявок на участие в аукционе, порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе предусмотрены пунктами 3, 6 аукционной документации.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 24.11.2021, комиссией организатора торгов рассмотрены и допущены к участию в открытом аукционе 2 заявки (заявка №1 "...", заявка №2 "...").

Комиссией установлено, что при проведении открытого аукциона на право заключения аренды земельного участка (извещение № 211021/8954347/01) от участника торгов №1 "...", представитель по доверенности от 25.11.2021.ф

По итогам завершения торгов, комиссией принято решение снять с аукциона участника под № 2 за нарушение порядка проведения аукциона. В соответствии с частью 19 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Признать единственным принявшим участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка участника аукциона с номером карточки «1» и направить заявителю в срок, установленный законодательством, 3 экземпляра договора аренды.

Организатор торгов наряду с ходатайством о рассмотрении жалобы без его участия направил письменные возражения на жалобу "..."., следующего содержания.

В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 05.11.2021 №185, Указом Главы Чувашской Республики №166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» с 08.11.2021г. дополнен пунктом 6.2, в соответствии которым органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления в Чувашской Республике обеспечить допуск в административные здания органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республике при соблюдении следующих условий:

1) наличие у граждан (за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет) одного из следующих документов:

сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (https://www.gosuslugi.ru) либо в мобильном приложении "Госуслуги СТОП Коронавирус", в электронном или распечатанном виде в формате, позволяющем сканировать сертификат о вакцинации COVID-19 (далее - QR-код сертификата вакцинации COVID-19), либо справки медицинской организации о проведенной профилактической прививке против COVID-19, а также документа, удостоверяющего личность такого гражданина;

документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина;

2) наличие мобильного приложения для сканирования QR-кода сертификата вакцинации COVID-19, установленного на электронном устройстве.

Вместе с тем, изучив представленные документы и пояснения сторон по делу, Комиссия отмечает, что Земельным Кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, предоставление которых является обязательным для участия в аукционе, перечень необходимых документов для участия в аукционе также поименован в аукционной документации.

Комиссия отмечает, что отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 8 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, не допускается.

Кроме того, в извещении о проведении открытого аукциона на право заключения аренды земельного участка (извещение № 211021/8954347/01), размещенном на официальном сайте https://torgi.gov.ru/, требования о наличии сертификата о вакцинации COVID-19 и документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19, не имеется.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что комиссия организатора торгов оснований для отказа в допуске к участию в аукционе участнику торгов №1 ("...") не имела.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Подпунктом а) пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что Антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу "..." необоснованной.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии от "...", в том числе в устной форме, поступили ходатайства:

- об истребовании у организатора торгов сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), либо документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19 участника торгов №1 ("...");

- об ознакомлении с документом о движении по счету организатора торгов с указанием поступления задатков на счет;

- о переносе рассмотрения жалобы, в связи с необходимостью представления организатором торгов сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), либо документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19 участника торгов №1 ("...").

Комиссия Чувашского УФАС России, рассмотрев ходатайство об истребовании у организатора торгов сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), либо документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19 участника торгов №1 ("...") приняла решение об отказе в его удовлетворении, по следующему основанию.

В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 05.11.2021 №185, органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления в Чувашской Республике необходимо обеспечить допуск в административные здания органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республике обеспечить допуск в административные здания органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республике при предъявлении сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), либо документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19, при этом, сбор и хранение органом местного самоуправления данных документов вышеуказанным указом не предусмотрен, соответственно, у Комиссии Чувашского УФАС России отсутствуют правовые основания по истребованию у организатора торгов документов, сбор и хранение которых данным органом не предусмотрен законодательством.

Комиссия Чувашского УФАС России, рассмотрев ходатайство об ознакомлении с документом о движении по счету организатора торгов с указанием поступления задатков на счет приняла решение о его отклонении по следующему основанию.

При рассмотрении жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При исследовании указанных порядков рассматриваются вопросы их соответствия нормам, регламентирующим проведение таких торгов.

При этом административно-юрисдикционные процедуры, применяемые антимонопольными органами, подробно не регламентированы.

Не установлены ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, например, такие процедуры, как: рассмотрение ходатайств лиц, участвующих в рассмотрении жалобы; устное рассмотрение жалобы (возможность заявителя не только участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей (ч. 13 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции), но и активно участвовать в рассмотрении жалобы); разъяснение прав лицам, участвующим в рассмотрении жалобы; перерыв в рассмотрении жалобы; отложение рассмотрения жалобы; прекращение рассмотрения жалобы в том случае, если при рассмотрении будет выяснено, что договор заключен и жалоба не подлежала приему.

Пробелы в правовом регулировании административно-юрисдикционной процедуры рассмотрения жалобы по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции восполняются антимонопольным органом путем: применения принципов административного процесса: применения по аналогии иных процессуальных норм; использования правовых позиций, выработанных судебной практикой.

Так, постановлениями Арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2017 № Ф09-906/17 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.08.2016 № Ф03-353/2016 установлено, что правовыми механизмами, способствующими соблюдению Законом о контрактной системе во исполнение норм Конституции Российской Федерации гарантий лицам, участвующим в рассмотрении дела по жалобе, является предоставление указанным лицам возможности личного участия, заявления доводов и возражений, ведение видео- и аудиозаписи заседания комиссии антимонопольного органа.

Лицу, участвующему в заседании комиссии антимонопольного органа при рассмотрении дела по жалобе на действия (бездействие) участника системы закупок, Закон о контрактной системе и принятый на его основе Административный регламент гарантируют возможность получения всей необходимой информации, непосредственно затрагивающей его права и законные интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о защите конкуренции информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Кроме того, в соответствии с частью 2 указанной статьи должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну.

В то же время предоставление государственным органом любой информации к ознакомлению по запросу любого лица объективно ведет к несоблюдению баланса частных и публичных интересов, нарушению прав иных лиц на защиту принадлежащей им информации от необоснованного разглашения и, как следствие, несоблюдению конституционно закрепленного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Извещение о проведении аукциона, документация о торгах и протоколы заседания комиссии размещены на официальном сайте torgi.gov.ru. Таким образом, все изложенные документы находятся в свободном доступе и свободны для ознакомления.

Заявки лиц, а также информация о поступлении задатков указанных лиц, могут быть предоставлены на ознакомление при наличии согласия данных лицу или правообладателей данной информации, в связи с тем, что могут составлять коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Комиссия Чувашского УФАС России изучив представленные организатором торгов документы открытого аукциона, в частности, движение по счету организатора торгов с указанием поступления задатков на счет, установила, что задатки участников торгов поступили на счет организатора торгов своевременно, в срок, предусмотренный ЗК РФ.

"..." в свою очередь не представлено доказательств и сведений о том, каким образом поступление задатков участников торгов, нарушает его права.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях

заказчика нарушений помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений.

В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Комиссия Чувашского УФАС России рассмотрев ходатайство о переносе рассмотрения жалобы, в связи с необходимостью представления организатором торгов сертификата профилактической прививки против COVID-19 (далее - сертификат о вакцинации COVID-19), либо документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19 участника торгов №1 ("...") приняла решение об отказе в удовлетворении ходатайства в связи с тем, что ходатайство об истребовании указанных документов Комиссией отклонено, соответственно ходатайство о переносе рассмотрения жалобы удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 и пункта 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России,

решила:

 

Признать жалобу "..." (вх. № 12320-ЭП/21 от 02.12.2021) на действия организатора торгов - Администрация Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на право заключения аренды земельного участка (извещение № 211021/8954347/01) необоснованной.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2021-10253

 

 

Связанные организации

Администрация Юнгинского сельского поселения Моргаушского района
ИНН 2112389364, ОГРН 1052136009683