Решение №ВК/6008/20 Жалоба признана обоснованной в части. от 6 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Гранит»

Дело № 021/06/64-803/2020                                                  г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 августа 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 06 августа 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<........>

в присутствии:

представителя уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам<........>

представителя заказчика – Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики;

представителя заявителя ООО «Гранит» - <........>

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гранит» (далее – ООО «Гранит», Общество, Заявитель) на положения аукционной документации заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций (изв. №0115200001120001310), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 27.07.2020 обратилось ООО «Гранит» с жалобой на положения аукционной документации заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций (изв. №0115200001120001310) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Гранит» указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о Контрактной системе в связи с тем, что:

  • установленная, заказчиком, обязанность по предоставлению выписки из реестра российской промышленной продукции с реестровой записью на этапе исполнения контракта, а не в составе заявки участника закупки, нарушает статью 66 Закона о контрактной системе;

  • в описание объекта закупки включен товар, не включенный в перечень Постановления Правительство Российской Федерации от 30.04.2020 №616;

  • требования, установленные к котлу пищеварочному, являются избыточными и ограничивающими круг потенциальных участников аукцион.

На основании вышеизложенного, ООО «Гранит» просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.

Представители Заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе в своих действиях не признали, указали, что документация сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

20.07.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0115200001120001310 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций, с начальной (максимальной) ценой контракта 214 145 863,23 руб. Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.

На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с извещением о проведении аукциона, объектом закупки является: поставка оборудования для пищеблоков.

В пункте 7.1 Информационной карты документации об аукционе Заказчиком установлено требование об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно:

«Установлено Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»».

В пункте 10.1 Информационной карты документации об аукционе Заказчиком установлено требование к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе, в том числе: «документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона № 44 - ФЗ, а именно выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719, или копии таких документов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами».

Вышеуказанное требование установлено Заказчиком во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616), которое вступило в силу с 01.05.2020.

Так, согласно положениям пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее — Перечень).

Заказчиком установлен в описании объекта закупки код ОКПД2 «машины посудомоечные промышленного типа» - 28.29.50.000; «оборудование для промышленного приготовления или подогрева пищи» - 28.93.15.120; «машины для переработки мяса, овощей и теста (оборудование для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания)» - 28.93.17.110.

Код, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) — 28.29.50.000, 28.93.15.120, 28.93.17.110 входит в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).

Между тем, требования к техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке установлены Разделом №1 Технического задания аукционной документации (далее — Таблица).

Так, Техническим заданием аукционной документации Заказчиком установлены следующие характеристики товара, в том числе:

- по пунктам: 2 «пароконвектомат в комплекте», 3«плита электрическая (тип 1) в комплекте», 4 «плита электрическая (тип 2) в комплекте», 9 «конвекционная печь в комплекте» и 13 «машина посудомоечная в комплекте», предусмотрена поставка оборудования в комплекте с водоумягчителями и зонтами вытяжными.

Водоумягчители по коду ОКПД2 относятся к «оборудованю для фильтрования или очистки воды прочее, не включенное в другие группировки» — 28.29.12.119. Зонты вытяжные по коду ОКПД2 относятся к «оборудованию и установки для фильтрования или очистки воздуха» — 28.25.14.110.

Из Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) следует, что вышеуказанные коды ОКПД2 в Перечне отсутствуют.

Таким образом, запрета на допуск водоумягчителей и зонтов вытяжных Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 не содержит, а, следовательно не требуется от Поставщика предоставления документов подтверждающих, что поставляемый товар произведен на территории Российской Федерации.

В виду того, что водоумягчители и зонты вытяжные не попадают под действие требований Постановления Правительства РФ № 616 от 30.04.2020, а также то, что предметом одного контракта не могут быть промышленные товары, включенные и не включенные в Перечень, Заказчиком необоснованно включены в предмет закупки водоумягчители и зонты вытяжные, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заказчиком не представлено подтверждающих документов и иных доказательств того, что водоумягчители и зонты вытяжные поставляются исключительно в комплекте с вышеуказанными товарами (пароконвектомат в комплекте, плита электрическая (тип 1) в комплекте, плита электрическая (тип 2) в комплекте, конвекционная печь в комплекте,машина посудомоечная в комплекте).

Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя по включению в предмет закупки товаров, не включенных в перечень Постановления Правительство Российской Федерации от 30.04.2020 №616, обоснованным.

Относительно довода Заявителя об избыточных требованиях к котлу пищеварочному, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, Заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Следовательно, при формировании технического задания Заказчику, в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик, услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Пунктом 6 раздела 1 Технического задания аукционной документации установлен котел пищеварной электрический, со следующими характеристиками:

- Номинальный объём котла, л. - Не менее 160

- Номинальная потребляемая мощность, кВт. - Не менее 18

- Номинальное напряжение, В – 400

- Частота тока, Гц – 50

- Количество ТЭН-ов, шт. - Не менее 6

- Время разогрева воды в варочном котле с 20 ℃ до 95 ℃, мин - Не более 60

- Давление в пароводяной «рубашке», кПа (кгс/см2) - Не более 60(0,6)

- Объём заливаемой воды в пароводяную «рубашку», л - не более 12

- На столешнице должно иметься отверстие для отвода жидкости, попадающей на столешницу.

- Режим работы, шт - Не менее 3

- Материал корпуса и чаши - Нержавеющая аустенитная сталь

- Форма сосуда - Цельнотянутая цилиндрическая диаметром не менее 650 мм

- Регулируемые по высоте ножки – Наличие

- Длина, мм - Не менее 840 и не более 1000;Ширина, мм - Не менее 1000 и не более 1050;Высота, мм - Не более 900

- Год выпуска (изготовления) не ранее 2019 года.

При этом исходя из принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленное пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы требование об объективном описании объекта закупки не может сводиться к формальному воспроизведению заказчиком в документации о закупке объективно существующих (возможных) показателей товара, а должно быть мотивированным, основанным на реальных, необходимых при выполнении соответствующих государственных или муниципальных функций, потребностях заказчика, которые заказчик в силу возложенной на него обязанности объективного описания объекта закупки, должен быть готов обосновать. При этом объективное описание объекта закупки не должно затруднять (исключать) возможность однозначного восприятия соответствующего требования потенциальными участниками закупки, а также возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях.

В таблице, устанавливающей требования заказчика к котлу пищеварному электрическому, указаны требования в части указания участником закупки материала корпуса, чаши и формы сосуда котла пищеварного.

Однако представителем заказчика при рассмотрении дела не была обоснована потребность заказчика в соответствующих характеристиках материала корпуса и формы сосуда, и их влияние на эксплуатацию изделия.

Таким образом, установленные заказчиком в разделе I Технического задания аукционной документации требования к техническим характеристикам материала корпуса, чаши и формы сосуда котла пищеварочного, не обоснованы реальными потребностями заказчика.

Учитывая изложенное, Комиссия признает довод обоснованным, а в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Гранит» обоснованной в части включения в предмет закупки товаров, не включенных в перечень Постановления Правительство Российской Федерации от 30.04.2020 №616 и избыточных требований к котлу пищеварочному, а в действиях Заказчика нарушение пункта 1  части  1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленных нарушений Чувашское УФАС России считает необходимым выдать Заказчику предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Гранит» обоснованной в части включения в предмет закупки товаров, не включенных в перечень Постановления Правительство Российской Федерации от 30.04.2020 №616 и избыточных требований к котлу пищеварочному.

    1. Признать в действиях заказчика Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций (изв. №0115200001120001310) нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по Чувашской Республике – Чувашии предписание об устранении выявленного нарушения.

 

<........>

Связанные организации

Связанные организации не указаны