Решение №ВК/6616/21 Решение № 021/07/3-977/2021 от 28 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/3-977/2021
г. Чебоксары
28 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.08.2021 № 87 в составе:
Председателя Комиссии:
"..."
Членов Комиссии:
"..."
в присутствии от заказчика – государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики – "..."
в отсутствие представителя заявителя – автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики на действия комиссии Заказчика – государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении запроса котировок в электронной форме на обучение студентов профессии 11442 Водитель автомобиля, обязательной к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена 20.02.04 «Пожарная безопасность» (извещение № 32110606573), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 20.09.2021 обратилось автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики с жалобой на действия закупочной комиссии Заказчика - государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении запроса котировок в электронной форме на обучение студентов профессии 11442 Водитель автомобиля, обязательной к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена 20.02.04 «Пожарная безопасность» (извещение № 32110606573).
Из жалобы следует, что в соответствии с итоговым протоколом запроса котировок в электронной форме от 09.09.2021 комиссия Заказчика необоснованно отклонила заявку Заявителя, в связи с несоответствием содержания, формы, оформления и состава заявки на участие в закупочной процедуре требованиям подпункта 2 пункта 23.4 Извещения, поскольку в составе заявки отсутствуют документы, предусмотренные пунктами 8.1, 8.2, 9.1. и 9.2 Технического задания Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Кроме того, Заявитель указывает на избыточное требование о предоставлении рабочих программ, указанных в 8.1, 8.2, 9.1. и 9.2 Технического задания Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит провести проверку правомерности указанных действий заказчика и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении запроса котировок в электронной форме не признал, указав на необоснованность жалобы заявителя.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, утвержденным Решением Наблюдательного совета Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии (протокол № 2 от «11» февраля 2021 г.) (с изменениями, утверждёнными Решением Наблюдательного совета Чебоксарского экономико-технологического колледжа Минобразования Чувашии (протокол № 1 от «28» июня 2021 г.)) (далее – Положение).
01.09.2021 в 15 час. 00 мин. Заказчиком размещено на официальном сайте извещение № 32110606573 о проведении запроса котировок в электронной форме на обучение студентов профессии 11442 Водитель автомобиля, обязательной к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена 20.02.04 «Пожарная безопасность», с начальной (максимальной) ценой договора 1 779 666,89 рублей. Одновременно размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
По доводу заявителя о том, что комиссия Заказчика необоснованно отклонила заявку автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, в связи с несоответствием содержания, формы, оформления и состава заявки на участие в закупочной процедуре требованиям подпункта 2 пункта 23.4 Извещения, поскольку в составе заявки отсутствуют документы, предусмотренные пунктами 8.1, 8.2, 9.1. и 9.2 Технического задания Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, Комиссия установила следующее.
В соответствии с итоговым протоколом запроса котировок в электронной форме от 09.09.2021 заявке № 20218 (автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики) отказано в доступе к участию в запросе котировок в электронной форме по основанию непредставления документов, предусмотренных пунктами 8.1, 8.2, 9.1. и 9.2 Технического задания Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 Технического задания Извещения Заказчиком установлено, что участник запроса котировок в электронной форме в составе заявки представляет согласованную с УГИБДД МВД России для согласования с Заказчиком:
8.1. рабочую программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «С» объемом 248 часов, включающую теоретическое обучение (нагрузка во взаимодействии с преподавателем) – 176 часов; учебная практика (вождение) – 72 часа.
8.2. рабочую программу профессиональной переподготовки водителей транспортных средств с категории «В» на категорию «С» объемом 84 часа, включающую теоретическое обучение (нагрузка во взаимодействии с преподавателем) – 46 часов; учебная практика (вождение) – 38 часов.
В соответствии с пунктом 8 Технического задания Извещения Заказчиком установлено, что участник запроса котировок в электронной форме в составе заявки представляет для согласования Заказчиком:
9.1. рабочую программу самостоятельной подготовки студентов, не имеющих водительского удостоверения, объемом 88 часов;
9.2. рабочую программу самостоятельной подготовки студентов, имеющих водительское удостоверение категории «В», объемом 23 часа.
Пунктом 23.4. Извещения определено, что комиссия отклоняет заявку на участие в запросе котировок в электронной форме:
1) если участник закупки, представивший заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
2) если заявка на участие в запросе котировок в электронной форме не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Установлено, что заявка № 20218 (автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики) не содержит документов, предусмотренных пунктами 8.1, 8.2, 9.1. и 9.2 Технического задания Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Принимая во внимание, что Заявитель не представил в своей заявке вышеуказанные документы, Комиссия приходит к выводу, что комиссия заказчика отклонила заявку автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики по данному основанию правомерно.
Довод заявителя о том, что Заказчиком установлено избыточное требование о предоставлении рабочих программ, указанных в 8.1, 8.2, 9.1. и 9.2 Технического задания Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, Комиссия признает необоснованным в силу следующего.
Представителем Заказчика пояснено, что согласование рабочих программ является необходимым условием для соблюдения законодательства об образовании и не заключается в отклонении участников по неустановленным причинам.
Согласование рабочих программ направлено на приведение в соответствие указанных программ в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. № 354 и утвержденных у Заказчика учебных программ.
Таким образом, предоставление только лицензии на право осуществление образовательной деятельности и заключения УГИБДД МВД РФ по ЧР не достаточно для реализации образовательной программы подготовки студентов 4 курса профессии 11442 Водитель автомобиля, обязательной к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена 20.02.04 Пожарная безопасность.
Кроме того, пунктом 3 Технического задания Извещения о запросе котировок предусмотрено, что обучение студентов осуществляется в рамках Договора о сетевой форме реализации части образовательной программы. Исполнитель обязуется подписать, указанный в настоящем пункте, Договор, форма которого является частью Извещения о запросе котировок.
Пунктом 1.2 проекта Договора о сетевой форме реализации образовательных программ Образовательная программа утверждается Базовой организацией совместно с Организацией-участником.
Пунктом 6 Приказа Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2020 г. Регистрационный № 59764) предусмотрено, что «Сетевая образовательная программа в соответствии с договором о сетевой форме утверждается базовой организацией самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником (образовательными организациями-участниками).
В случае, когда сетевая образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно, образовательная организация-участник разрабатывает, утверждает и направляет базовой организации для включения в сетевую образовательную программу рабочие программы реализуемых ею частей (учебных предметов, курсов дисциплин (модулей), практики, иных компонентов), а также необходимые оценочные и методические материалы.».
В соответствии с пунктами 11 и 18 Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» Образовательные программы среднего профессионального образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим профессиям, специальностям среднего профессионального образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Образовательные организации ежегодно обновляют образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Представителем Заказчика пояснено, что образовательная программа для обучения студентов 4 курса профессии 11442 Водитель автомобиля, обязательной к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена 20.02.04 Пожарная безопасность, утверждена приказом Колледжа от 07.09.2018 г. № 361, образовательная программа на 2021/2021 учебный год обновлена приказом Учреждения от 23.08.2021 г. № 299.
Кроме того, учебный план для обучения студентов 4 курса профессии 11442 Водитель автомобиля, обязательной к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена 20.02.04 Пожарная безопасность, в котором закреплена и распределена учебная нагрузка, утвержден 29.06.2018 года.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушение требований Закона о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики необоснованной.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Нива» Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики на действия комиссии Заказчика – государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении запроса котировок в электронной форме на обучение студентов профессии 11442 Водитель автомобиля, обязательной к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена 20.02.04 «Пожарная безопасность» (извещение № 32110606573) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
2021-7662