Решение №05-04/4058 Жалоба признана необоснованной. от 6 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №021/01/18.1-212/2019

 

г. Чебоксары                                                                                                     06 июня 2019 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 06 июня 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 №40 в составе:

«…»

при отсутствии представителя организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

при присутствии   заявителя – ООО  «АвтоУспех»:

- «…»

 

рассмотрев жалобу ООО «АвтоУспех» на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «АвтоУспех» от 27.05.2019  (вх. от 27.05.2019 № 05-04/3039) на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. Заявитель указывает, что  организатором торгов в конкурсной документации указано требование о предоставлении документов, обосновывающих оснащение автобусов оборудованием для безналичной оплаты проезда, что на взгляд заявителя, является нарушением действующего законодательства.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщениях, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 26.3 Закона).

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих признаках организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) относятся решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ).

Часть 4 статьи 11 220-ФЗ определяет полномочия уполномоченного органа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта РФ по установлению, изменению, отмене.

Правоотношения, связанные с организацией процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом в Чувашской Республике урегулированы Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации  пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48).

В силу статьи 1 Закона № 48 организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом является орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (далее – уполномоченный орган).

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 48 перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.

В силу части 4 статьи 4 Закона № 48 договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.

Таким образом, любые действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, в силу обязательности его проведения подлежат контролю со стороны антимонопольного органа в процессуальном порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Законом Чувашской Республики от 29 декабря 2003 г. № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» установлено, что при осуществлении регулярных перевозок перевозчики обеспечивают реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.

Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике, утвержденные Постановлением, предусматривают требования к перевозчикам, в число которых входит соответствие транспортных средств автомобильного транспорта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.

 

Приказом Минтранса Чувашии от 26.04.2019 № 02-03/62 «О проведении открытого конкурса» объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике по следующим лотам:

Лот № 1 пригородный автобусный маршрут № 206 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Богатырево - Унгасемы»:

Лот № 2 пригородный автобусный маршрут № 120 «Чебоксары (Контур (Ядринское ш., 3, г. Чебоксары) - Шомиково (о/л «Березка»)»;

Лот № 3 пригородный автобусный маршрут № 127 «Чебоксары (Контур (Ядринское ш.. 3. г. Чебоксары) - Тренькино - Ильинка»;

Лот № 4 пригородный автобусный маршрут № 253 «Чебоксары (Контур (Ядринское ш.. 3. г. Чебоксары) - СПК «Волга»);

Лот № 5 пригородный автобусный маршрут № 245 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Юськасы (через Ишаки)»;

Лот № 6 пригородный автобусный маршрут № 116 «Чебоксары (АВ «Пригородный») - Эльбарусово» сезонный* (с 1 апреля по 30 октября);

Лот 7 пригородный автобусный маршрут № 4 «Коллективный сад (Канашский район) - ДРСУ (Канашский район)»:

Лот 8 пригородный автобусный маршрут № 9 «Канаш (Канашский автовокзал) - Лесхоз»;

Лот 9 пригородный автобусный маршрут № 10 «Строительный техникум (Канаш) - Коллективный сад (Канашский район)» сезонный* (1 апреля по 30 октября);

Лот 10 пригородный автобусный маршрут № 325 «Чебоксары (ул. Тополиная) - Кугеси (ул. Шоршелская)»;

Лот 11 междугородный автобусный маршрут № 562 «Чебоксары (Конгер (Ядринское ш., 3, г. Чебоксары) - Тоганаши»;

Лот № 12 междугородний автобусный маршрут № 630 «Ядрин (ДКП г. Ядрин) - Шумерля (ДКП г. Шумерля)»;

Лот № 13 междугородный автобусный маршрут № 542 «Чебоксары (АВ «Центральный») - Комсомольское (ДКП с.Комсомольское)».

 

Данным приказом утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. Приказом Минтранса Чувашии от 21.05.2019 №02-03/91 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 26.04.2019 № 02-03/62» внесены изменения в части срока приема документов (срок  с 30 мая 2019 года по 29 мая 2019 года заменен на с 30 апреля 2019 года по 29 мая 2019 года).

 

В соответствии с приложением №5 к конкурсной документации указано на оснащение в соответствии с условиями открытого конкурса (ремни безопасности, тахограф (с указанием даты последней калибровки), оборудование для безналичной оплаты проезда)**, оборудование для перевозки маломобильных групп населения и т.д.)***. В данной таблице имеется отсылка, что оборудование для безналичной оплаты проезда подтверждается приложением копий соответствующих документов (если указанное оснащение предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации).

Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и» багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон от 13.07.2015 №220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 3 Закона от 13.07.2015 №220-ФЗ система безналичной оплаты проезда является характеристикой транспортного средства, влияющего на качество перевозок.

Согласно части 4 статьи 24 Закона от 13.07.2015 №220-ФЗ Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 №534 утверждена Шкала для оценки критериев, применяемых при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (далее - Шкала). Шкала не предусматривает оценку характеристики транспортного средства как система безналичной оплаты проезда.

Следовательно, при наличии на транспортном средстве системы безналичной оплаты проезда перевозчик вправе представить соответствующие документы.

 

Решением Верховного Суда Чувашской Республики oi 04.04.2019 по делу №За-65/2019 признан недействующим пункт 1.1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 №566.

Таким образом, конструкция формулировки конкурсной документации не противоречит нормам действующего законодательства.

 

Конкурсной документацией заявитель (участник торгов) не лишен был возможности обратиться за разъяснением условий конкурсной документации, о чем также указывается в правоприменительной практике, в частности, в решении Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.07.2018 по делу №А79-2350/2018.

 

В связи с вышеизложенным, Комиссия признает жалобу необоснованной.

 

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «АвтоУспех» необоснованной.

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АвтоУспех» необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                        «…»

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны