Решение №ВК/522/22 Решение от 28 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 021/05/28-1284/2021

26 января 2022 г. г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии:

"..."

члены Комиссии:"...", рассмотрев дело № 021/05/28-1284/2021, возбужденное в отношении ПАО ПКБ «Металлинвестбанк» (ИНН 7709138570, КПП 770601001, ОКПО 17535627, ОГРН 1027700218666, адрес: 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 47, стр. 2) по признакам нарушения требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе - представителя ПАО ПКБ «Металлинвестбанк» "..." (доверенность от 26.10.2021 № 7412),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чувашским УФАС России (далее также Управление, антимонопольный орган), в порядке части 2 статьи 36 Закона рекламе возбуждено дело по признакам нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ПАО ПКБ «Металлинвестбанк». Основанием для возбуждения дела явился результат проведения Чувашским УФАС России контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению требований Закона о рекламе при размещении наружной рекламы в границах г. Чебоксары (акт фиксации размещения информации от 07.12.2021 б/н, с проведением фотосьемки и видеозаписи). В этой связи, Чувашским УФАС России выявлено следующее. На отдельно стоящей щитовой рекламной конструкции, расположенной по адресу г.Чебоксары, Президетский б-р, д.1, вдоль проезжей части дороги (30-я дорога) от «Ярмарки», после остановки общественного транспорта «ТК «Центральный», распространялась рекламная информация следующего содержания:

.

 

«ВРЕМЯ КОПИТЬ! ОТКРОЙТЕ ВКЛАД ДО 10 ⃰ % МЕТАЛЛИНВЕСТБАНК www.metallinvestbank.ru Пр-т Ленина, д.7, помещение № 12 8 800 250 - 97 – 97 * ВКЛАД «ДОХОДНЫЙ ГОД». СУММА ОТ 100 000 РУБ. СРОК 367 ДНЕЙ РАЗДЕЛЕН НА ПРОЦЕНТНЫЕ ПЕРИОДЫ. ДЛЯ КАЖДОГО ПЕРИОДА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНАЯ % СТАВКА (% ГОДОВЫХ):

ПЕРИОД 1 – 10,0% С ДАТЫ ОТКРЫТИЯ ВКЛАДА ПО ПОСЛЕДНИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕНЬ 2-ГО МЕС.;

ПЕРИОД 2 – 8,5% С 1-ГО КАЛЕНДАРНОГО ДНЯ 3-ГО МЕС. – ПО ПОСЛЕДНИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕНЬ 4-ГО МЕС.;

ПЕРИОД 3 – 7,5% С 1-ГО КАЛЕНДАРНОГО ДНЯ 5-ГО МЕС. – ПО ДАТУ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ВКЛАДА.

ПОД МЕСЯЦЕМ ПОНИМАЕТСЯ КАЛЕНДАРНЫЙ МЕСЯЦ, ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ СЧИТАЕТСЯ С ДАТЫ ОТКРЫТИЯ ВКЛАДА ПО ПОСЛЕДНЕЕ ЧИСЛО МЕСЯЦА, В КОТОРОМ ОТКРЫТ ВКЛАД.

ВЫПЛАТА %% В КОНЦЕ СРОКА. ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ ПО СТАВКЕ ВКЛАДА «ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ». ПОПОЛНЕНИЕ И ЧАСТИЧНОЕ ИЗЪЯТИЕ ВКЛАДА НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПРОЛОНГАЦИЯ

НА НОВЫЙ СРОК ПО ДЕЙСТВУЮЩИМ НА МОМЕНТ ПРОЛОНГАЦИИ СТАВКАМ ПО ДАННОМУ ВКЛАДУ. ПАО АКБ «МЕТАЛЛИНВЕСТБАНК». ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ 2440 ОТ 21.11.14».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, по смыслу Закона о рекламе (пункт 2 статьи 3), может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Содержание вышеуказанной информации, соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 3акона о рекламе. Вместе с тем, Чувашским УФАС России, с учетом возложенных полномочий, установлено, что вышеназванная рекламная информация и выбор объекта для ее размещения (щитовая рекламная конструкция г.Чебоксары, Президетский б-р, д.1, вдоль проезжей части дороги (30-я дорога)), осуществлен ПАО ПКБ «Металлинвестбанк».

При этом, согласно представленной информации ПАО ПКБ «Металлинвестбанк» (далее также – общество, банк), установлено, что размещение рекламы состоялось в соответствии с агентским договором от 27.01.2016 № МИ 27/01/16, заключенным между банком и ООО "Медиа Импакт" (ИНН 772 765273, 251301,г. Москва, Старопетровский проезд, д.7А, стр.6).

Кроме того, аналогичная реклама, на момент возбуждения дела, имела места размещения в иных субъектах Российской Федерации, а именно:

г. Валуйки, ул. 1 Мая, 41 а

г. Борисоглебск, ул. Матросовская, 70

г. Воронеж, Вл. Невского, 40, ЖК Северная Корона

г. Россошь, ул. Пролетарская, 235, ст. А

г. Навашино, проспект Корабелов (район ж\д вокзала)

г. Навашино, Трудовая ул. напротив территории Бывшего Молокозавода

г. Выкса, Пушкина пер. с Романова

г. Выкса, ул. Кр. Зори х ул. Вавилина

г. Кстово, пл. Ленина, 3 (главный выезд от ТЦ Атолл и Пирамида)

г. Пермь, ул. Космонавта Леонова – ул. Геологов

г. Кунгур, ул.Свободы,75

г. Чусовой, ул.Мира 2.

В силу пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 (далее – Правила), в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

Руководствуясь вышеизложенной нормой Правил, учитывая конкретное месторасположение рассматриваемой рекламы, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе, Чувашское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении Управления полномочиями по рассмотрению настоящего дела в отношении ПАО ПКБ «Металлинвестбанк».

ФАС России, руководствуясь пунктом 7 Правил, наделило Чувашское УФАС России полномочиями по рассмотрению дела в отношении ПАО ПКБ «Металлинвестбанк» по факту распространения вышеуказанной рекламы на вышеназванном объекте, с признаками нарушения требований, определенных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе (вх. от 23.12.2021 № 13245/21).

Из представленных в дело материалов и пояснений ПАО ПКБ «Металлинвестбанк» следует, что данной рекламой общество предлагало банковский продукт в виде срочного банковского вклада «ДОХОДНЫЙ ГОД» на условиях, указанных, в том числе, в настоящей рекламе.

Таким образом, по мнению банка, реклама на рассматриваемом объекте, с вышеназванной информацией, содержала все условия, определяющие возможность осуществления срочного банковского вклада «ДОХОДНЫЙ ГОД», необходимые в силу действующего законодательства,

Вместе с тем, банком представлены материалы и пояснения, из которых следовало, что рассматриваемая реклама на указанном объекте должна была размещаться в период с 01.11.2021 по 31.12.2021 в соответствии с требованиями дополнительных соглашений, датированных 2021 годом, относящихся к вышеназванному договору. При этом, в связи с тем, что рассматриваемая реклама явилась предметом реагирования антимонопольного органа, 15.12.2021 банк произвел демонтаж спорной рекламы, о чем свидетельствовали, в том числе, представленные в материалы дела доказательства в виде фотоматериала. Кроме того, согласно информации банка, демонтаж рекламы был осуществлен и на иных вышеназванных банком объектах, расположенных по вышеуказанным адресам. Оценив и проанализировав представленные в заседании Комиссии материалы и заявленные доводы лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к следующему. Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе. В силу части 1 данной статьи определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Доводы банка о добросовестности действий по размещению рекламы рассматриваемым способом, в которой, в том числе, указаны все условия предлагаемого банковского продукта и отсутствии в рекламе нарушений Закона о рекламе, не могут быть приняты Комиссией во внимание по следующим основаниям. Необходимо отметить, что поскольку распространяемая банком реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. В рассматриваемой рекламе наиболее привлекательное для потребителя условие – ВКЛАД ДО 10 ⃰ %, выполнено в ярко – синим цвете на бледном фоне, крупным, свободно читаемым шрифтом. При этом, иная, существенная информация по вкладу, в том числе: сумма денежных средств первоначального вклада, срок, на который предполагается вклад, процентные периоды (для каждого процентного периода устанавливалась отдельная процентная ставка), и иные дополнительные условия или ограничения – выполнены в бледно-серой гамме на светлом фоне, мелким, не читаемым шрифтом.

Кроме того, текст данным шрифтом невозможно разобрать одномоментно, вместе с привлекательным условием - ВКЛАД ДО 10 ⃰ %, выделенным ярко и броско, и требует серьезного напряжения зрения, в том числе, в случае оказания в непосредственной близости к рекламному щиту. Различалось и место расположения всей вышеуказанной информации, а именно: обращение к потребителю, содержащее сведения о процентной ставке по вкладу - занимало значительную часть рекламного щита, тогда как иная вышеуказанная информация, с существенными условиями о предлагаемой финансовой услуге – занимала лишь незначительную нижнюю часть данного щита. Соответственно, существенная информация о финансовой услуге, в силу соотношения используемого размера шрифта, расположения на рекламном щите, в том числе, ее цветового решения, являлась трудночитаемой, требующей напряжения свойств человеческого зрения, что указывало на ее недоступность для потребителя. Кроме того, указанная рекламная конструкция располагалась непосредственно вдоль проезжей части дороги, и таким образом, мелкий, плохо читаемый шрифт рекламы, с существенными условиями финансовой услуги, также не мог быть воспринят всеми категориям потребителей надлежащим образом. С учетом месторасположения рекламного щита, потенциальными потребителями данной рекламы, в основном, являлись водители и пассажиры транспортных средств, которые находились в движении, что дополнительно усложняло прочтение, понимания и уяснения текста, поскольку время считывания информации, при этом, ограничено. Потребители могли увидеть лишь часть условий, выполненных крупным шрифтом, а информация мелким шрифтом оставалась недоступной. Данные обстоятельства подтверждаются фото и видео материалами, составленными антимонопольным органом при проведении контрольного мероприятия. Имеющиеся в деле материальные доказательства, указывают на то, что для потребителей (водителей, пассажиров) объективно доступна лишь информация, выполненная в ярком, крупном формате – о процентной ставке по вкладу, информация, выполненная в бледном, мелком виде – о существенных условиях по данному вкладу, оставалась для них уже скрытой. При изложенных обстоятельствах, с учетом способа и особенности места размещения рассматриваемой рекламы, а также свойств человеческого зрения, все необходимые существенные условия в предоставлении финансовой услуги не могли восприниматься потребителями в должной мере, что могло приводить к искажению смысла рекламы и вводить ее потребителей в заблуждение. При этом, оценка такой рекламы должна осуществляется и с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, в том числе, в различных областях финансовых услуг. Узнавая о скрытых аспектах предлагаемой финансовой услуги уже на стадии заключения договора по ее оформлению, потребителю может оказаться сложнее отказаться от невыгодных для него условий, поскольку он уже пришел в банк и рассчитывал на реализацию оформления вклада для получения денежных средств. Используя подобную рекламу, банк злоупотребляет правом, что является недопустимым, нарушающим законодательство. В силу пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" определено следующее. Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). Рассматриваемая реклама формально содержала все необходимые условия, но была сложна для восприятия (мелкий шрифт, цветовая гамма, месторасположение указанной информации). В этой связи, суды применяют подход, вышеуказанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: формальное присутствие в рекламе условий предлагаемой услуги, не позволяющих потребителю воспринимать их ввиду того, что они выполнены мелким нечитаемым шрифтом, не может рассматриваться как наличие этих условий. Нечитаемая информация считается отсутствующей, а реклама считается ненадлежащей. Таким образом, принимая во внимание все аспекты размещения рекламы финансовых услуг, с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также местоположения рекламной конструкции, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама произведена в нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Ответственность за нарушение указанной нормы Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Как следовало из материалов дела, и не опровергалось ПАО ПКБ «Металлинвестбанк», лицом, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы являлось ПАО ПКБ «Металлинвестбанк». На этом основании, ответственность за выявленное нарушение требований Закона о рекламе возлагается на ПАО ПКБ «Металлинвестбанк». При этом, материалами дела установлено, что размещение рассматриваемой рекламы на вышеуказанных объектах, на момент рассмотрения дела прекращено. Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В связи с тем, что распространение рекламы осуществлялось в определенный период времени и на момент рассмотрения дела прекращено, Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания выдачи ПАО ПКБ «Металлинвестбанк» предписания о прекращении нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА: 

 

1. Признать рекламу, распространяемую на отдельно стоящей щитовой рекламной конструкции, расположенной по адресу г.Чебоксары, Президетский б-р, д.1, вдоль проезжей части дороги (30-я дорога) от «Ярмарки», после остановки общественного транспорта «ТК «Центральный», в период с 01.10.2021по 15.12.2021, следующего содержания:

«ВРЕМЯ КОПИТЬ! ОТКРОЙТЕ ВКЛАД ДО 10 ⃰ % МЕТАЛЛИНВЕСТБАНК www.metallinvestbank.ru Пр-т Ленина, д.7, помещение № 12 8 800 250 - 97 – 97

* ВКЛАД «ДОХОДНЫЙ ГОД». СУММА ОТ 100 000 РУБ. СРОК 367 ДНЕЙ РАЗДЕЛЕН НА ПРОЦЕНТНЫЕ ПЕРИОДЫ. ДЛЯ КАЖДОГО ПЕРИОДА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНАЯ % СТАВКА (% ГОДОВЫХ):

ПЕРИОД 1 – 10,0% С ДАТЫ ОТКРЫТИЯ ВКЛАДА ПО ПОСЛЕДНИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕНЬ 2-ГО МЕС.;

ПЕРИОД 2 – 8,5% С 1-ГО КАЛЕНДАРНОГО ДНЯ 3-ГО МЕС. – ПО ПОСЛЕДНИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕНЬ 4-ГО МЕС.;

ПЕРИОД 3 – 7,5% С 1-ГО КАЛЕНДАРНОГО ДНЯ 5-ГО МЕС. – ПО ДАТУ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ВКЛАДА.

ПОД МЕСЯЦЕМ ПОНИМАЕТСЯ КАЛЕНДАРНЫЙ МЕСЯЦ, ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ СЧИТАЕТСЯ С ДАТЫ ОТКРЫТИЯ ВКЛАДА ПО ПОСЛЕДНЕЕ ЧИСЛО МЕСЯЦА, В КОТОРОМ ОТКРЫТ ВКЛАД.

ВЫПЛАТА %% В КОНЦЕ СРОКА. ДОСРОЧНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ ПО СТАВКЕ ВКЛАДА «ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ». ПОПОЛНЕНИЕ И ЧАСТИЧНОЕ ИЗЪЯТИЕ ВКЛАДА НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПРОЛОНГАЦИЯ

НА НОВЫЙ СРОК ПО ДЕЙСТВУЮЩИМ НА МОМЕНТ ПРОЛОНГАЦИИ СТАВКАМ ПО ДАННОМУ ВКЛАДУ. ПАО АКБ «МЕТАЛЛИНВЕСТБАНК». ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ 2440 ОТ 21.11.14»,

ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, Закона о рекламе. 2. Признать ПАО ПКБ «Металлинвестбанк» (ИНН 7709138570, КПП 770601001, ОКПО 17535627, ОГРН 1027700218666, 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 47, стр. 2) нарушившим часть 7 статьи 5 Закона о рекламе. 3. Не выдавать ПАО ПКБ «Металлинвестбанк» предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе. 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО ПКБ «Металлинвестбанк».

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-574

 

 

Связанные организации

ПАО АКБ "МЕТАЛЛИНВЕСТБАНК"
ИНН 7709138570, ОГРН 1027700218666