Решение №НВ/9945/2020 Жалоба признана необоснованной. от 25 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-1420/2020                                                                   г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России в составе:

<…> <…> <…>;

В присутствии представителя от заказчика – <…>,

заявителя –общества с ограниченной ответственностью «АЗС-комплекс» <…>;

победителя закупки ООО «Нефтепродукт» <…>;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЗС-комплекс» (далее – ООО «АЗС-комплекс», Заявитель, Общества) на документацию Заказчика - Акционерного общества «Зеленстрой» (далее- АО «Зеленстрой», Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку нефтепродуктов (ГСМ) для нужд АО «Зеленстрой» на 1 квартал 2021(извещение № 32009780971), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 17.12.2020 обратилось ООО «АЗС-комплекс» с жалобой на документацию Заказчика - АО «Зеленстрой» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку нефтепродуктов (ГСМ) для нужд АО «Зеленстрой» на 1 квартал 2021(извещение № 32009780971) (далее – запрос котировок).

Из жалобы следует, что требования, установленные в документации о запросе котировок (далее – документации) нарушают действующее законодательство, а именно:

-требования, указанные в техническом задании вводят участником в заблуждение.

Представители Заявитель на заседание комиссии доводы жалобы поддержал, просил признать жалобу обоснованной, Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении запроса предложений не признал, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению, а также на отмену процедуры закупки.

Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Зеленстрой» (Протокол № 9 от «14» февраля 2019 г.) (далее - Положение).

Заказчиком – АО «Зеленстрой» 09.12.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32009780971 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку нефтепродуктов (ГСМ) для нужд АО «Зеленстрой» на 1 квартал 2021(извещение № 32009780971). Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 1 569 900,00 руб.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запросов котировок регламентируется Главой 9 Положения.

В части 20 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно пункту 1.1 Раздела 1 Главы 9 Положения под запросом котировок в электронной форме понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

По доводу Заявителя о том, требования, указанные в техническом задании вводят участником в заблуждение, комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Главы 9 Положения Информация о проведении запроса котировок в электронной форме, включает в себя извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, документы, проект договора.

Пунктом 2.2 раздела 2 Главы 9 Положения предусмотрено, что Извещение о проведении и документы запроса котировок в электронной форме, утверждается Заказчиком и должны соответствовать требованиям, установленным в настоящем Положением.

Согласно пункту 2.4 Раздела 2 Главы 9 Положения порядок предоставления документов по запросу котировок в электронной форме предусматривается в документации о закупке.

В силу пункта 3.2. раздела 3 Главы 9 Положения в извещении о проведении запроса котировок должны быть указаны сведения предусмотренные разделом 1 главы 6 настоящего Положения.

Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке (пункт 1.1 раздеа 1 Главы 6 Положения)

 

 

Согласно пункту 2.1 Раздела 2 Главы 6 Положения при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные требования содержит часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках

Согласно пункту 2.2. раздела 2 главы 6 Положения в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

Аналогичные требования содержит пункт 1части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 Технического задания вид оказываемых услуг: Поставка нефтепродуктов (ГСМ) для нужд АО «Зеленстрой».

Пунктом 2 Технического задания установлено Наименование и количество товара:

 

п/п

Наименование товара

Характеристика товара

Ед.

изм.

Кол-во

Цена за 1 л. с учетом НДС, руб.

Стоимость товара с НДС, руб.

1.

Бензин Нормаль-80 (зимний)

ГОСТ Р 51105-97

л.

12 000

37,70

452 400,0

2.

Дизельное топливо (зимний)

ГОСТ 32511-2013

л.

25 000

44,70

1 117 500,0

 

При этом представитель Заказчика пояснил, что отсутствие более детальных требований к товару означает, что заказчика удовлетворяет товар с более детальной характеристикой. Прописанные в документации однозначные требования к товару дают четкое понимание закупаемого товара и таким образом не вводят в заблуждение участника закупки. Кроме того, заявитель, являлся участником запроса котировок, его заявка была признана соответствующей Документации о закупке в электронной форме на поставку нефтепродуктов (ГСМ) для нужд АО «Зеленстрой» на 1 квартал 2021 г. Закупочная комиссия, рассмотрев заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями и условиями, установленными в закупочной документации присвоила заявке Заявителя второе место.

Проанализировав вышеуказанные требования, Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик описал предмет закупки таким образом, чтобы не ограничивать круг участников.

Кроме того, комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «АЗС-комплекс» необоснованной.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «АЗС –комплекс»» на документацию Заказчика - АО «Зеленстрой» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку нефтепродуктов (ГСМ) для нужд АО «Зеленстрой» на 1 квартал 2021(извещение № 32009780971) необоснованной.

 

Заместитель руководителя

Начальник отдела                                                                                  <…>

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны