Решение №ВК/4644/23 Решение по делу № 021/01/17-1003/2022 от 31 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 021/01 /17-1003/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена 18 июля 2023 года

Изготовлено в полном объеме 31 июля 2023 года

г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/17-1003/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

"..."
 

в отсутствие на заседании Комиссии заявителя — "..."

в отсутствие на заседании Комиссии ответчика - индивидуального предпринимателя Федотова Олега Николаевича (надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела);

в отсутствие на заседании Комиссии ответчика — индивидуального предпринимателя Ендерова Александра Владимировича (надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела);

в отсутствие на заседании Комиссии заинтересованного лица — Чернова Ивана Юрьевича (надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела);

в отсутствие на заседании Комиссии заинтересованного лица — конкурсного управляющего ООО «Промметалл» "..." (надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела);

в отсутствие на заседании Комиссии заинтересованного лица — "..." (надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела);

в отсутствие на заседании Комиссии заинтересованного лица — "..." (надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела),

рассмотрев дело № 021/01/17-1003/2022 по признакам нарушения Индивидуальным предпринимателем Федотовым Олегом Николаевичем и Индивидуальным предпринимателем Ендеровым Александром Владимировием пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение "..." (вх. № 8923-ЭП/22 от 18.08.2022) на действия конкурсного управляющего и организатора торгов при проведении публичного предложения по продаже имущества должника по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Из обращения следует, что между участниками торгов усматривается сговор на торгах. Заявитель в заседании комиссии Чувашского УФАС России доводы, изложенные в обращении, поддержал.

Из письменных пояснений ответчика следует, что "..." не являлся участником дела о банкротстве ООО «ПРОММЕТАЛЛ», в том числе в статусе кредитора, в связи чем заявителем не доказано наличие защищаемого права и интереса, который мог бы быть восстановлен в случае признания торгов недействительными. Между тем, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Кроме того, действия "..." в период проведения торгов не являлись добросовестными, так как он пытался вступить в сговор с иными участниками торгов с целью приобретения автомобиля по минимальной цене, что подтверждается перепиской одного из мессенджеров «Интернет», а именно WhatsApp.

Из письменных пояснений конкурсного управляющего следует, что имущество реализовывалось на основании решения кредиторов. При этом, ранее действия Организатора торгов были рассмотрены комиссией Чувашского УФАС России по жалобе "...", по результатам рассмотрения жалоба была признана необоснованной.

Изучив документы и сведения, полученные в ходе рассмотрения настоящего дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 20 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 утверждены порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Приказ N 495).

Таким образом, при проведении торгов Организатору торгов необходимо руководствоваться положениями Закона о банкротстве и Приказом N 495.

Пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве, решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Как следует из положений пункта 5.1 Приказа N 495, определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2021 по делу № А43-20943/2017 о несостоятельности (банкротстве) ООО "ПРОММЕТАЛЛ" (ОГРН 1095262005068, ИНН 5262240993, адрес: 603022, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Студенческая, дом 17, корпус А) временным управляющим общества назначен "...".

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.02.2022 по делу № А43-20943/2017 ООО "ПРОММЕТАЛЛ" (ОГРН 1095262005068, ИНН 5262240993, адрес: 603022, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Студенческая, дом 17, корпус А) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден "..."

28.06.2022 между конкурсным управляющим ООО «Промметалл» - "..." и ИП Федотовым Олегом Николаевичем заключен договор оказания услуг по организации торгов.

Согласно пункту 1.1. указанного договора "..." обязуется оказать Заказчику комплекс услуг, направленных на продажу Имущества ООО «Промметалл» на торгах, в порядке статей 110, 138 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» , а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги.

Пунктом 1.8 Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества определено, что Организатором торгов по продаже имущества должника выступает Индивидуальный предприниматель Федотов Олег Николаевич.

01.07.2022 организатором торгов на электронной торговой площадке ООО «Центр дистанционных торгов» опубликовано извещение № 131718 о проведении открытого аукциона по продаже имущества должника ООО "Промметалл", легковой автомашины MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", год выпуска 2016, с начальной ценой продажи 1 665 000 руб.

Дата и время начала предоставления заявок 04.07.2022 в 10 час. 00 мин.

Дата и время окончания предоставления оформления участия в торгах 11.08.2022 в 11 час. 00 мин.

Согласно протоколу об определении участников торгов № 131718 на участие в торгах подано 20 заявок, 17 из которых допущены к участию в торгах, 3 - не допущены. В том числе были поданы заявки на участие в торгах от следующих участников:

"..." (ответчик);

"..." (заинтересованное лицо);

"..." (заявитель).

Заявки указанных участников допущены к участию в торгах.

В соответствии со сведениями, представленными электронной торговой площадкой ООО «Центр дистанционных торгов», первое предложение о цене в 11:00:24 15.08.2022 сделано "..." — 1 665 000 руб., после чего, начиная с 11:00:29 до 11:05:00 того же дня "..." сделано 46 предложений о цене, с примерным интервалом между предложениями 5 сек., доведя предложение о цене до 5 494 500 руб.

Учитывая незначительный временной интервал, в который осуществлено 46 предложений о цене и отсутствие в этот период ценовых предложений иных участников, Комиссия не исключает возможное применение участником торгов-"..." программного обеспечения, позволяющего использовать аукционного робота, однако, в соответствии с письмом торговой площадки, АО «ЦДТ» не имеет доступа к ним. Между тем возможное применение аукционного робота может объяснить отсутствие возможности подачи ценовых предложений у иных участников.

В связи со значительным увеличением ценового предложения, иные участники торгов утратили интерес к торгам. Однако в последующем "..." отказался от заключения договора, в связи с чем, победителем торгов был признан "...", сделавший последнее предложение о цене торгов до "..."-"..." руб.

16.09.2022 между "..." и конкурсным управляющим ООО «Промметалл» - "..." заключен договор купли-продажи легковой автомашины MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", год выпуска 2016, по цене договора 1 665 000 руб.

Вместе с тем установлено, что "..." 09.08.2022 заключен агентский договор с "...", согласно пункту 1.1 которого "..." в соответствии с условиям договора обязуется по поручению "..." за вознаграждение совершить от имени и за счет принципала юридические и фактические действия, необходимые для участия в торговой процедуре: торги по продаже имущества ООО «Промметалл», проводимых на электронной торговой площадке «Центр Дистанционных Торгов» по адресу в сети интернет https://bankrot.cdtrf.ru/, организатор торгов "...", а именно: лот 1 легковая автомашина MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", год выпуска 2016. В соответствии с пунктом 3.1 Договора за исполнение настоящего договора "..." уплачивает "..." агентское вознаграждение в размере 5 000 руб. за каждый лот в случае победы.

Однако несмотря на наличие указанного договора договор купли-продажи легковой автомашины MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", год выпуска 2016, заключен не с "...", а с "..."

Комиссией Чувашского УФАС России проведен анализ торгов и установлено следующее:

Участник/организатор торгов

Порядковый номер в журнале заявок

Дата и время представления и регистрации заявок

логин

e-mail

Номер контактного телефона

"..."

48

09.08.2022 14:10:16

"..." "..."

"..."

"..."

49

09.08.2022 15:39:01

"..." "..."

"..."

"..."

Организатор торгов

 

 

"..."

"..."

 

В целях установления абонентов, которым принадлежат номера телефонов в заявках "..."., в ПАО «Мегафон» и ПАО «Вымпелком» истребована информация об абонентах, имеющих в период с 01.01.2019 по дату ответа на запрос информации номера телефонов "..." (наименование юридического лица или ФИО физического лица, адрес, договор о связи).

Согласно представленным ответам номер телефона "..." в период с 13.05.2022 по настоящее время выделен ООО «ФОН» (ИНН7743818416) на основании договора об оказании услуг связи 100265427 от 13.05.2020, номер телефона "..." на дату 01.01.2019 и по дату ответа зарегистрирован за "..." на основании договора об оказании услуг связи № 573763236 от 11.11.2015

Согласно выписке из ЕГРЮЛ единственным учредителем и генеральным директором ООО «ФОН» является "...".

Установлено, что, исходя из сведений об ИНН, Организатор торгов "..." является генеральным директором ООО «ФОН».

Для установления возможной связи между участниками торгов "...", а также организатором торгов антимонопольным органом истребована информация из удостоверяющего центра - ООО «Компания «Тензор».

В соответствии c Заявлением "..." от 13.07.2022, а также с листом ознакомления с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, выданном на имя "...", со сроком действия сертификата с 12.07.2022 12:07:43 по 13.10.2023 12:17:43 адрес электронной почты пользователя указан: "..."

Согласно Заявлению "..." от 09.11.2021, а также листу ознакомления с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, выданном на имя "...", со сроком действия сертификата с 09.11.2021 09:56:57 по 09.02.2023 10:09:57 адрес электронной почты пользователя указан: "..."

Аналогичный адрес указан и в Заявлении ООО «ФОН» от 16.02.2021, а также в листе ознакомления с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, выданном на имя ООО «ФОН» со сроком действия сертификата с 16.02.2021 13:36:55 по 16.05.2022 13:46:55.

Вместе с тем согласно информации, предоставленной ООО «Яндекс», электронный почтовый адрес "..." зарегистрирован 15.01.2010 00:29:03 с IP 109.188.248.40 с использованием следующих данных: Имя: "...", Фамилия: "...". Данные указанные пользователем о себе: Имя: "...", Фамилия: "...", Страна: ru, подтвержденные номера : "..."

Из анализа указанной информации следует, что при подаче заявления на получение квалифицированного сертификата "..." указан электронный почтовый адрес "...", регистрацию которого осуществлял организатор торгов "...", с указанием подтвержденного номера: "..." и указанного, в том числе, в заявке на участие в торгах "..."

Электронные почтовые адреса "..." (указан в заявке "..."), "..." (указан в заявке "...") зарегистрированы 10.12.2013 в 15:32:03 и 15:35:09 с IP 109.173.98.123 с использованием следующих данных: Имя: "..." Фамилия: "...". Данные указанные пользователем о себе: Имя: "...", Фамилия: "...", Страна: ru. Подтвержденным номером телефона электронного почтового адреса "..." являлся номер: "..." При этом, аналогичный номер указан в качестве подтвержденного и по электронному почтовому адресу "..."

Согласно сведениям, предоставленным ПАО «Мобильные ТелеСистемы», номер телефона "..." на основании договора о предоставлении услуг связи МТС от 11.01.2012 зарегистрирован за "...".

Кроме того авторизация с 01.12.2021 по 29.11.2022 по всем трем электронным адресам:"..." осуществлялась с одного IP-адреса: 85.234.30.50.

При изучении IP – адресов, используемых участниками торгов, установлено совпадение IP – адресов:

Наименование участника

IP-адрес подачи заявок участниками

IP-адрес подачи ценовых предложений участниками

"..."

89.151.179.3

89.151.179.3

"..."

89.151.179.3

89.151.179.3

Использование единой инфраструктуры, а именно одних и тех же IP-адресов, свидетельствует о наличии связи между участниками торгов и об их регулярном взаимодействии между собой, в частности при участии в торгах.

IP-адрес – это уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенный по протоколу IP.

IP-адрес называют статическим (постоянным, неизменяемым, публичным), если он назначается пользователем в настройках устройства, либо если назначается автоматически при подключении устройства к сети и не может быть присвоен другому устройству.

IP-адрес называют динамическим (непостоянным, изменяемым), если он назначается автоматически при подключении устройства к сети и используется в течение ограниченного промежутка времени, указанного в сервисе назначавшего IP-адрес.

При проверке адреса местонахождения, контактных телефонов, адресов электронной почты, контактных лиц участников аукциона установлено совпадение IP-адреса 89.151.179.3, который принадлежит провайдеру ПАО «Ростелеком».

Вместе с этим, "..." осуществлялся вход в личный кабинет электронной торговой площадки «Центр дистанционных торгов» 13.07.2022 и 14.07.2022 по следующему IP-адресу: 95.181.199.16.

Согласно сведениям, представленным ПАО «Ростелеком», IP-адрес: 95.181.199.16 по состоянию на 13.07.2022 принадлежал абоненту ООО «ФОН» (ИНН 7743818416), адрес установки пользовательского устройства (телефонного аппарата): 428027, г. Чебоксары, пр-кт И.Яковлева, д. 19. При этом, согласно Договору от 28.06.2022, заключенному между конкурсным управляющим ООО «Промметалл» - "..." и ИП Федотовым Олегом Николаевичем на оказание услуг по организации торгов, указанный адрес определен в качестве почтового у одной из стороны договора, а именно "..."

Кроме того, Комиссией Чувашского УФАС России проанализированы иные торги, по которым совместными участниками выступили "..."

Так, на участие в торгах с реестровым № 119731, информация о которых размещена на электронной торговой площадке ООО «Центр дистанционных торгов», 26.03.2022 (продажа земельного участка площадью 133 кв.м, адрес (местонахождение): Россия, Чувашия Чувашская Республика, р-н Шемуршинский, с. Шемурша, ул. Космовского, кадастровый (условный) номер: 21:22:100125:37, находится в долевой собственности, размер доли: 1/3. лот №1) подано 3 заявки, в том числе от "..."

В заявке "..." указаны следующие данные: электронный адрес "...", телефон: "...", вход в личный кабинет осуществлен 08.04.2022 с IP-адреса: 85.234.30.50.

В заявке "..."указаны следующие данные: электронный адрес "..." телефон: "...", вход в личный кабинет осуществлен 08.04.2022 с IP-адреса: 85.234.30.50.

На участие в торгах с реестровым № 157716, информация о которых размещена на электронной торговой площадке ООО «Центр дистанционных торгов» 23.01.2023 (продажа легкового автомобиля, марка: FORD, модель: FOCUS, год изготовления: 2012 г.в., "...", г/н: B737ТА, двигатель №: СУ62577, мощность двигателя, л. с. (кВт): 125 (92) Лот №1) подано 3 заявки, в том числе от "..."

В заявке "..." указаны следующие данные: электронный адрес "..." телефон: "...", вход в личный кабинет осуществлен 01.03.2023 с IP-адреса: 89.151.178.102.

В заявке "..." указаны следующие данные: электронный адрес "...", телефон: "...", вход в личный кабинет осуществлен 17.02.2023 с IP-адреса: 89.151.178.102.

Из указанного следует, что "...", как при участии в торгах по продаже имущества должника ООО " Промметалл", легковой автомашины MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", год выпуска 2016, так и иных торгах, где они не стали победителями, использовали единую инфраструктуру, при этом, как следует из результатов проанализированных торгов, целью участия в торгах по реализации имущества ООО «Промметалл» явилось ограничение соперничества между участниками на торгах и приобретение автомобиля по начальной его цене.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов и (или) заказчиками деятельности их участников, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 3 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» отмечено, что согласованность действий хозяйствующих субъектов может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. О согласованности действия может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно однообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. Подход, заключающийся в оценке картины аукциона и поведения его участников, применяется также при доказывании антиконкурентных соглашений.

Сведения о наличии письменного соглашения между организатором торгов "..."  и участниками торгов "..." отсутствуют, однако, из совокупности имеющихся и проанализированных документов и информации следует, что между ними заключено соглашение в устной форме.

Соглашение, достигнутое в устной форме, не может и не должно быть документально подтверждено. О наличии устного соглашения свидетельствует установленная определенная нетипичная модель поведения, направленная на реализацию имущества ООО «Промметалл» по минимальной цене и ограничение соперничества участников. Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов («Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной форме», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 16.03.2016).

Аукцион представляет собой разновидность торгов, то есть конкурентной процедуры, предполагающей состязание участников с тем, чтобы получить право заключения договора посредством предложения наиболее выгодных для заказчика условий.

Конкурирующие хозяйствующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за возможность приобретения объекта торгов по выгодной стоимости, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

Как следует из совокупности документов и информации, организатор торгов, а также его участники вступили в устное антиконкурентное соглашение, целью которого являлась возможность приобретения автомобиля MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", год выпуска 2016 по минимально низкой цене, равной начальной цене продажи.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", вышеуказанные нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства, должны учитываться судами при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.

Изложенное должно учитываться, в том числе, при толковании норм Закона о защите конкуренции, устанавливающих полномочия антимонопольных органов. Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Вместе с тем, по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования (далее - обязательные процедуры), например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе.

Иные торги, проведенные с нарушением положений, установленных законом, к сфере антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Закона не относятся, что не исключает предъявление заинтересованными лицами исков о признании таких торгов и сделок, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий недействительности (например, на основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса, статей 61.8, 139 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства".

Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Чувашским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому во временной интервал исследования с 01.07.2022 (дата объявления торгов) по 16.09.2022 (дата заключения договора по результатам торгов) конкурентами на право заключения договора купли-пропажи легковой автомашины MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", являлись следующие хозяйствующие субъекты: Индивидуальные предприниматели Балыков Дмитрий Петрович (ИНН 212913533300), Цепилов Александр Владимирович (ИНН 250105051793), Ендеров Александр Владимирович (ИНН 212303566947), Котельников Никита Олегович (ИНН 701701522060), Интанкин Сергей Игоревич (ИНН 695004964489), Перепечаев Илья Александрович (525628711788), Волгин Иван Анатольевич (ИНН 132608004597), ООО «Профдострой» (ИНН 5225004758).

Таким образом, рассматриваемое поведение организатора и участников торгов свидетельствует о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В соответствии с открытыми источниками информации, размещенными в сети Интернет, на сайте auto.ru, РОЛЬФ Автопрайм Премиум 15.11.2022 опубликовано объявление о продаже автомобиля MERCEDES-BENZ GLE 300 I (W166), год выпуска 2016, пробег 51 866 км., цвет коричневый, 2 владельца: юридическое лицо: 30.09.2016-16.09.2022, физическое лицо 16.09.2022-25.11.2022, стоимость автомобиля "..." руб. Характеристики указанного автомобиля соответствуют характеристикам реализованного на спорных торгах автомобиля. При этом указанный автомобиль выставлен на продажу по цене, значительно превышающей его реализацию на торгах.

Указанное подтверждается информацией, представленной Управлением Федеральной налоговой службой России по Чувашской Республики согласно которой, 16 сентября 2022 между "...", заключен договор купли-продажи MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", год выпуска 2016, то есть в тот же день, когда был заключен договор по итогам проведенных торгов, из чего можно сделать вывод о том, что указанный автомобиль приобретался "..." не для личного пользования, а для целей перепродажи и соответственно извлечения прибыли в рамках осуществления коммерческой деятельности.

Вместе с тем согласно Налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) "..." за 2022 год "..." в 2022 году продан указанный автомобиль ООО «Рольф Эстейт Санкт-Петербург» за "..." руб, что значительно превышает цену его реализации на торгах. Из чего можно сделать вывод что, при добросовестном поведении участников торгов, указанный автомобиль мог быть приобретен по цене выше начальной цены договора, а недобросовестное поведение организатора торгов "..." и участников торгов "..." привели к тому, что иные участники не смогли принять участие в аукционе и сделать ценовое предложение, наиболее соответствующее рыночной стоимости автомобиля, в связи с чем, транспортное средство было реализовано по цене значительно ниже его рыночной стоимости, что и являлось целью заключения антиконкурентного соглашения. Кроме того, из анализа состояния конкуренции на товарном рынке следует, что участниками торгов, в том числе, являлись хозяйствующие субъекты, которые подали заявки на участие в аукционе, также, с целью последующей перепродажи автомобиля по более высокой цене и извлечения прибыли в рамках осуществления ими коммерческой деятельности, а действия организатора торгов "..." и участников торгов "..." привели к ограничению добросовестного соперничества хозяйствующих субъектов на торгах.

При этом, как указывалось ранее, "..." 09.08.2022 заключен агентский договор с "...", следовательно, им осуществляется деятельность, приносящая доход. Согласно выписке из ЕГРИП "...." зарегистрирован в качестве Индивидуального предпринимателя 30.06.2021.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Таким образом, "..." является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции.

Следовательно, действия организатора торгов - индивидуального предпринимателя Федотова О.Н. и ИП Ендерова А.В., осуществляющего деятельность по приобретению имущества должника для иного лица на возмездной основе, ограничили доступ иных хозяйствующих субъектов к участию в торгах, что не может не влиять на состояние конкуренции на товарном рынке реализации имущества должников и не может удовлетворять интересы кредиторов от реализации имущества, поскольку подобные действия привели к продаже имущества по минимальной цене.

Вместе с тем, "..."  с 17.02.2020 по настоящее время является физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» (далее — Закон № 422-ФЗ) физические лица, применяющие специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» - это физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 Закона № 422-ФЗ. Таким образом, физические лица, которые применяют специальный налоговый режим и не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, не относятся к хозяйствующим субъектам по смыслу пункта 5 части 4 Закона о защите конкуренции.

Запреты, установленные Законом о защите конкуренции в отношении хозяйствующих субъектов, не распространяются на физических лиц, которые применяют специальный налоговый режим и не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Следовательно, указанные антимонопольные запреты не распространяются на "...", который применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». При этом действия "...", по значительному увеличению ценового предложения и по последующему отказу от заключения договора по предложенной цене, способствовали устранению конкуренции на торгах и повлекли заключение договора с "..." по начальной его цене, что и являлось конечной целью заключенного между организатором торгов "..." и участников торгов "..." антиконкурентного соглашения.

Таким образом, вышеизложенные факты совместной подготовки организатора торгов ИП Федотова О.Н. и участии в торгах ИП Ендерова А.В. привели к созданию преимущественных условий участия и победы в торгах ИП Ендерова А.В. и ограничение конкуренции на торгах по отношению к иным хозяйствующим субъектам, претендующим на право приобретения имущества.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Индивидуальному предпринимателю Федотову Олегу Николаевичу и Индивидуальному предпринимателю Ендерову Александру Владимировичу направлено заключение об обстоятельствах дела от 30.05.2023 ВК/3231/23, однако, письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела не представлены.

На основании изложенного, Комиссия считает, что при проведении торгов по реализации имущества ООО «Промметалл» между Индивидуальным предпринимателем Федотовым Олегом Николаевичем и Индивидуальным предпринимателем Ендеровым Александром Владимировичем заключено запрещенное пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение, имеющее своей целью ограничение конкуренции и приобретение автомобиля MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", год выпуска 2016 по минимально низкой цене.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Соглашение было заключено и реализовывалось индивидуальными предпринимателями в период проведения аукциона и после заключения договора. Таким образом, в связи с завершением процедуры проведения рассматриваемых торгов и заключением договора купли-продажи автомобиля с иным лицом Комиссия приходит к выводу о том, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать Индивидуального предпринимателя Федотова Олега Николаевича и Индивидуального предпринимателя Ендерова Александра Владимировича нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении антиконкурентного соглашения при проведении торгов по реализации имущества ООО «Промметалл», имеющее своей целью ограничение конкуренции и приобретение автомобиля MERCEDES-BENZ GLE 300 4MATIC, идентификационный номер "...", год выпуска 2016 по минимально низкой цене.

2. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения и реализации антиконкурентного соглашения не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии: "..."

 

 

 

 

2023-5119

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны