Решение №НВ/596/24 Решение № 021/07/3-51/2024 от 2 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Чебоксары

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 января 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 02 февраля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

при участии представителей от заказчика – акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» (далее – Заказчик) – "...", "...", "..."., "..." представителей по доверенностям,

в отсутствие представителя от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Энергоспец» (далее – ООО «Энергоспец», Заявитель, Общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения,

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Энергоспец» на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме на поставку оборудования для интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (ИСУ) для нужд АО «Чувашская энергосбытовая компания» (№ 32313152894), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 23.01.2024 обратилось ООО «Энергоспец» с жалобой на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме на поставку оборудования для интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (ИСУ) для нужд АО «Чувашская энергосбытовая компания» (№ 32313152894).

Из жалобы следует, что:

- описанию предмета закупки соответствует товар единственного производителя ООО «МИРТЕК»;

- пункт 9.1 Технических требований ведет к ограничению количества участников закупки, т. к. ставит возможность принятия участия в закупке в зависимость от третьих лиц;

- документация о закупке не позволяет определить объем характеристики, а именно в разделах 2.6., 2.14, 3.1 Таблицы №1

- документация о закупке составлена с нарушением Положения о закупке Заказчика, в частности подпункта 3 пункта 1.3.2. части 1.3. и других.

Представители Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении конкурса в электронной форме не признали, указав на необоснованность доводов заявителя.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Чувашская энергосбытовая компания», утвержденным решением Совета директоров АО «Чувашская энергосбытовая компания» от 08.09.2023, протокол № 202 от 08.09.2023 (далее - Положение о закупке).

29.12.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32313152894 о проведении конкурса в электронной форме на поставку оборудования для интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (ИСУ) для нужд АО «Чувашская энергосбытовая компания», с начальной (максимальной) ценой договора 33 196 205,46 рублей.

Заказчиком является АО «Чувашская энергосбытовая компания», организатором торгов — ООО «Трансэнергопром».

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Объектом закупки является поставка оборудования для интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (ИСУ).

Описание объекта закупки, а также требования к качеству, техническим характеристикам оборудования, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам установлены Техническим заданием Технической части документации об электронном аукционе.

Техническим заданием аукционной документации Заказчиком установлены технические характеристики и иные требования к поставляемому товару.

Относительно довода заявителя о том, что описанию объекта закупки соответствует товар одного производителя представитель Заказчика пояснил, что имеются производители и приборы учета полностью отвечающие техническим требованиям на поставку оборудования. Например: ООО «Миртек», ООО «Завод Нартис», ООО «Телекоммуникационные комплексные системы», ООО «Электролаборатория «ЭЛПЭК».

В качестве обоснования были представлены в Управление следующие документы:

1. Описание типа средства измерений №89900-23;

2. Описание типа средства измерений №61891-15;

3. Описание типа средства измерений №75607-19;

4. Описание типа средства измерений №88994-23;

5. Описание типа средства измерений №87405-22;

6. Описание типа средства измерений №90380-23;

7. Описание типа средства измерений №65634-16;

8. Описание типа средства измерений №76338-19;

9. Описание типа средства измерений №88995-23;

10. Описание типа средства измерений №87406-22;

11. Руководство по эксплуатации РЭ 26.51.63.130-073-74537069-2023;

12. Руководство по эксплуатации РИТМ.411152,01 ОРЭ;

13. Руководство по эксплуатации МИРТ.411152.150РЭ;

14. Руководство по эксплуатации МИРТ.411152.190РЭ;

15. Руководство по эксплуатации РЭ 26.51.63.130-074-74537069-2023;

16. Руководство по эксплуатации МИРТ.411152.048РЭ;

17. Руководство по эксплуатации МИРТ.411152.151РЭ;

18. Руководство по эксплуатации МИРТ.411152.191РЭ;

Представитель Заказчика дополнительно сообщил, что у производителя ООО «Инкотекс-СК» имеется прибор учета удовлетворяющий всем техническим требованиям, кроме одного показателя среднего срока службы (30 лет вместо требуемых 35), но так как этот параметр должен высчитываться из значений средней наработки на отказ, а она для указанного прибора учета составляет 320 000 часов, то получается, что средний срок службы должен быть приблизительно 36,52 лет. Возможно, при подаче документов для регистрации в государственном реестре средств измерений производитель допустил ошибку. Кроме того, у производителя АО «Электротехнические заводы «Энергомера» должны быть приборы учета, согласно ранее полученного гарантийного письма №5598/1 от 11.07.2023, полностью отвечающие техническим требованиям.

Данное письмо также представлено в Управление.

Указанные технические параметры в п. 4.1 Технических требований и в Приложении №1 к Техническим требованиям выбраны исходя из имеющегося опыта эксплуатации и исходя из интересов Покупателя. Например, средний срок службы не менее 35 лет позволяет по истечении межповерочного интервала в 16 лет проводить поверку приборов учета еще дважды, а срок службы менее 32 лет позволяет проводить поверку только один раз. Таким образом, эксплуатация приборов учета со сроком средней службы не менее указанного в Технических требованиях позволяет уменьшить расходы Покупателя на приобретение новых приборов учета в дальнейшем.

Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку представителя на заседание, не представил доказательств в подтверждении своего довода.

Изучив представленные Заказчиком доказательства, Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу, что по обжалуемым Заявителям характеристикам (габаритным размерам, количеством слотов под SIM, средней наработкой счетчика на отказ) техническим требованиям соответствует товар не менее одного производителя.

Также Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что относительно показателя среднего срока службы Заявителем не представлено доказательств в опровержении аргументов Заказчика об ошибочности расчета.

На довод Заявителя о том, что пункт 9.1 Технических требований ведет к ограничению количества участников закупки, представитель Заказчика сообщил следующее.

Согласно пунктам 140, 141 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442:

- Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета, измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной или нескольким точкам поставки.

- Под прибором учета, присоединенным к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), для целей настоящего документа понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках и (или) предоставления коммунальных услуг и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), предусмотренными пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

- С 1 января 2022 г. для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2020№890:

- п.2. По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым (вводимым) в эксплуатацию с 1 января 2022 г. для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению в соответствии с требованиями Федерального закона «0б электроэнергетике», гарантирующий поставщик обеспечивает безвозмездное предоставление возможности использования функций интеллектуальной системы учета в порядке, установленном настоящими Правилами, субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (далее - пользователь интеллектуальной системы учета).

- п.7. пользователями интеллектуальных систем учета гарантирующих поставщиков являются потребители электрической энергии, энергосбытовые организации, сетевые организации, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами.

В качестве программных средств интеллектуальной системы учета АО «Чувашская энергосбытовая компания» в настоящее время используются программные комплексы «Телескоп+» (производитель ЗАО «НПФ Прорыв») и «Пирамида 2.0» (производитель ООО «АСТЭК»), приобретенные в соответствии с утвержденной инвестиционной программой ранее.

Так как до момента проведения закупки АО «Чувашская энергосбытовая компания» не имеет возможности оценить полноту совместимости предлагаемого оборудования с имеющимися программными комплексами, в целях минимизации вероятности ситуации, когда поставляемые приборы учета либо вообще не позволяют выполнять требования законодательства РФ либо интеграция с программными комплексами проведена только частично присутствует требование в технических требованиях о наличии гарантийных писем о совместимости предлагаемого оборудования с имеющимися программными комплексами. Возможна ситуация, когда прибор учета во время проведения закупки АО «Чувашская энергосбытовая компания» только прошел процедуру интеграции в имеющиеся программные комплексы или участник закупки предполагает провести такую интеграцию уже после окончания закупочных процедур. С целью расширения количества возможных участников и была выбрана данная формулировка.

Комиссия Чувашского УФАс России соглашается с доводом заказчика, что требование о предоставлении в составе заявки писем от завода-изготовителя Продукции подтверждающее требуемые технические характеристики оборудования, советующие Постановления Правительства РФ № 890 от 19.07.2020 г., письма от ЗАО «НПФ Прорыв» о совместимости предлагаемого оборудования с программным комплексом «Телескоп+ - система коммерческого учета электроэнергии», необходимо для возможности полной оценки совместимости предлагаемого оборудования с имеющимися программными комплексами, т.е. обусловлено реальной потребностью Заказчика.

Доказательств обратного Заявителем не было представлено.

Относительно довода жалобы о том, что документация о закупке не позволяет определить объем характеристики представитель Заказчика пояснил следующее.

В соответствии с п.4 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 №890 приборы учета электрической энергии, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут передавать информацию по проводным и (или) беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий. Так как АО «Чувашская энергосбытовая компания» до момента поставки приборов учета не имеет возможности оценить какие действия необходимо совершить для конфигурирования приборов учета и посредством какого дополнительного программного обеспечения для программирования приборов учета в качестве критерия достаточности указан единственным - проведение всех необходимых пуско-наладочных работ при интеграции приборов учета в модуль ИСУ АО «Чувашская энергосбытовая компания».

Например, для интеграции счетчиков РОТЕК со встроенным GSM-модемом с использованием СИМ-карт с динамическими IP-адресами в существующий программный комплекс ИСУ «Телескоп+» требуется только программа-конфигуратор, предоставляемая заводом производителем и доступная для скачивания бесплатно.

Для интеграции счетчиков Миртек со встроенным GSM-модемом с использованием СИМ-карт с динамическими IP-адресами в существующий программный комплекс ИСУ «Телескоп+» кроме программы-конфигуратора, предоставляемой заводом производителем, но уже на правах лицензирования, требуется также промежуточное программное обеспечение М2М сервер, которое в рамках технических требований должно предоставляться бесплатно.

Для интеграции счетчиков Энергомера со встроенным GSM-модемом с использованием СИМ-карт с динамическими IP-адресами в существующий программный комплекс ИСУ «Телескоп+» понадобится программа-конфигуратор приборов учета, программа для формирования СМС-запросов для программирования встроенных GSM-модемом, сервер-ретранслятор портов и система управления базами данных для сервера-ретранслятора.

Для интеграции счетчиков Меркурий с технологией опроса LoraWAN уже необходим другой список специализированного программного обеспечения программа-конфигуратор прибора учета, программа-конфигуратор радиомодуля и размещенная на отдельных выделенных вычислительных комплексах (в нашем случае потребовалось минимум три физических сервера) программа управления радиомодемами в приборах учета SmartGrid, система управления базами данных, система создания и поддержания отказоустойчивости kubernets.

Согласно приведенной выше информации у разных производителей приборов учета реализована различная логика интеграции приборов учета в модуль ИСУ АО «Чувашская энергосбытовая компания», причем используемое программное обеспечение, как правило, не совместимо. В связи с чем для увеличения количества возможных участников и была выбрана формулировка о достаточности для проведения всех необходимых пуско-наладочных работ при интеграции приборов учета в модуль ИСУ АО «Чувашская энергосбытовая компания», так как для различных производителей этот список достаточности разный.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» является гарантирующим поставщиком на территории Чувашской Республики, тарифные зоны регулируются в соответствии с действующей нормативно-законодательной документацией. Интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2013 г. 1473-э. Зоны тарифов с 2014 г. по 2024 г. не изменялись.

Таким образом, указываемый в технических требованиях год 2023 или 2024 не изменяет утвержденные интервалы тарифных зон суток. Поскольку на территории Чувашской Республики расчет по тарифных зонам суток не востребован у населения участнику конкурса были даны пояснения, что поставляемые приборы учета должны быть запрограммированы в однотарифном режиме. При необходимости применения зонных тарифов приборы учета будут сконфигурированы персоналом АО «Чувашская энергосбытовая компания».

В технических требованиях нигде не указана необходимость в рамках данного договора оказывать услуги связи. Указано только, что СИМ-карты предоставляет Покупатель и Поставщик должен эти СИМ-карты установить в поставляемые приборы учета.

Заказчик основывал требования к объекту закупки, исходя из потребностей Общества и необходимости выполнения функций Гарантирующего поставщика по Чувашской Республике. Совокупности характеристик поставляемого товара, установленных Заказчиком в технической части Документации о закупке, обусловлены потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки для нужд Общества, требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не влекут ограничение количества участников проводимой конкурсной процедуры.

Комиссия по результатам совокупного анализа приходит к следующим выводам.

Все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о поставке товара, соответствующего условиям документации.

Кроме того, правовая позиция Президиума Верховного Суда РФ, а именно, п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указывает следующее:

"Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера".

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, требования, установленные заказчиком в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что законом не установлено ограничений по включению в документацию о конкурсе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам. Все функциональные, технические и качественные характеристики указаны в документации об электронном аукционе, и любой участник при желании, мог свободно принять участие в данном аукционе.

В описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В документации о закупке были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Возможность устанавливать условия поставки товара, выполнения работ, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Соответственно, заказчик вправе установить такие условия поставки, выполнения работ, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар на условиях, соответствующих потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

 

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

В закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.

В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности заказчика.

Необходимость отражения тех или иных требований к товару в аукционной документации и заявке продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара.

Кроме того, действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о закупках, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.

Учитывая, что Заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобах, доводы Заявителя не находит своего подтверждения и признаны необоснованными.

Относительно указанного довода Заявителя о том, что документация о закупке составлена с нарушением Положения о закупке Заказчика, в частности подпункта 3 пункта 1.3.2. части 1.3. и других, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к соедующему.

Подпунктом 3 пункта 1.3.2. части 1.3. установлено, что Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением в том числе:

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований настоящего Положения.

Вместе с тем, Заявителем не указано каким образом, установленное требование нарушает его права и интересы.

Комиссия Чувашского УФАС России также отмечает, что Заявителю установленные Заказчиком в документации описание и требования не помешали подать заявку. При подаче заявок участники закупки дают свое согласие на оказание услуг в соответствии с установленными требованиями.

Таким образом, ООО «Энергоспец» выразило свое согласие на оказание услуг в соответствии с установленными Заказчиком требованиями. Комиссия Чувашского УФАС России обращает внимание , что Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, что не подтверждает выводы Заявителя о нарушении Заказчиком в ходе проведения закупки принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.

В связи с чем, указанный довод Комиссией признан необоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «Энергоспец» необоснованной.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Энергоспец» с жалобой на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме на поставку оборудования для интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (ИСУ) для нужд АО «Чувашская энергосбытовая компания» (№ 32313152894) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

2024-672

 

 

Связанные организации

АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
ООО «Трансэнергопром»
ИНН 2128700232, ОГРН 1052128000033
АО "Чувашская энергосбытовая компания"
ИНН 2128700232, ОГРН 1052128000033
ООО «Энергоспец»
ИНН 6449089132, ОГРН 1186451001527