Предупреждение №ВК/295/24 Предупреждение от 22 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Чувашское УФАС России) 30.10.2023 (вх. 8872/23) поступило обращение ООО «Море» на действия ООО «Жилград» по факту уклонения от заключения договора водоснабжения.

Из обращения следовало, что ООО «Море» на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: с. Батырево, ул. Ленина, дом 17.

Указанное здание имеет внутренний водопровод и оборудование, подключено к системе водоснабжения и водоотведения.

Ранее ООО «Море» осуществляло оплату за водоснабжение ресурсноснабжающей организации ООО «Батыревское ЖКХ».

В настоящий момент ресурсноснабжающей организацией на территории Батыревского района является ООО «Жилград», что подтверждается письмом главы Батыревского муниципального округа от 25.09.2023 № 469.

ООО «Море» неоднократно обращалось с заявлением к ООО «Жилград» о заключении договора водоснабжения, а именно 04.09.2023 и 11.09.2023. Однако, обращения надлежащим образом рассмотрены не были, проект договора направлен лишь 09.12.2023.

Основанием для выдачи настоящего предупреждения послужили следующие факты.

Установлено, что администрацией Батыревского муниципального округа Чувашской Республики в рамках концессионного соглашения, актом приема передачи объекты водоснабжения 27.06.2023 переданы ООО «Жилград», до подписания концессионного соглашения, объекты водоснабжения по договору аренды, находились в пользовании у ООО «Жилград».

Постановлением от 02.10.2023 №1187 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с.Батырево Батыревского муниципального округа Чувашской Республики» ООО «Жилград» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с.Батырево Батыревского муниципального округа Чувашской Республики.

Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам сообщено, что для ООО «Жилград» тарифы на 2023 год на питьевую воду и водоотведение для потребителей Чувашской Республики не установлены.

ООО «Жилград» представлена информация о том, что несмотря на то, что заявки ООО «Море» от 11.09.2023 и 19.12.2023 не соответствовали положениям Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила №644), а именно не содержали информации, установленной пп. б-е п. 16, пп. г-е п. 17 Правил 644, ему 09.12.12.2023 и 19.12.2023 направлен для подписания типовой проект договора.

В пояснениях от 09.01.2024 ООО «Море» указало, что поступивший на электронную почту 09.12.2023 договор не содержал информации о форме оплаты ресурса и порядке учета холодной воды, а также не был подписан со стороны сетевой организации и не содержал приложений к договору.

19.12.2023 ООО «Море» повторно обращалось в ООО «Жилград» с требованием заключить договор. Договор от 19.12.2023 ООО «Море» не получен.

Вопросы технологического присоединения объектов к системе водоснабжения регламентированы Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130 (далее - Правила № 2130).

Исходя из п.19 Правил №2130 следует, что при смене правообладателя земельного участка, которому выданы технические условия, новый правообладатель земельного участка вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив в письменной форме исполнителя о смене правообладателя с приложением копий документов, подтверждающих такую смену.

Лицо, указанное в пункте 11 настоящих Правил, которое получило технические условия в отношении подключаемого объекта, обязано передать технические условия лицу, указанному в пункте 9 настоящих Правил, имеющему право обратиться к исполнителю с заявлением о подключении в отношении соответствующего подключаемого объекта.

Указанные мероприятия ООО «Море» после приобретения спорного помещения в собственность инициированы не были, однако направление ООО «Жилград» в адрес ООО «Море» проекта договора поставки ресурса, с учетом судебного решения А79-6221/2021 подтверждают факт надлежащего технологического присоединения объекта ООО «Море» к системе водоснабжения.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно статье 2 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Порядок и условия заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения регламентированы Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее - Правила 644).

В силу части 3 статьи 13 Федерального закона 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договор водоснабжения является публичным договором.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

Разделом II Правил 644 определен порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров транспортировки воды, договоров транспортировки сточных вод.

Из п. 4 Правил №644 следует, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Пункт 5 Правил №644 указывает, что если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией

Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации), что прямо следует из п. 8 Правил 644.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана заключить с абонентом договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в сроки и порядке, которые установлены Правилами 644, при этом абонент обязан заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в порядке и сроки, которые установлены указанными Правилами.

Из пункта 9 Правил №644 следует, что заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления.

Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.

При направлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) абоненту предложения о заключении договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) направляет абоненту в 2 экземплярах проект соответствующего договора, отвечающий условиям типовых договоров.

Таким образом, положения Правил №644 не содержат отлагательных условий либо оснований для отказа в заключении договора холодного водоснабжения.

Как установлено, в рамках концессионного соглашения, акта приема передачи объекты водоснабжения с.Батырево переданы ООО «Жилград» 27.06.2023.

До подписания концессионного соглашения, объекты водоснабжения по договору аренды, находились в аренде у ООО «Жилград».

Постановлением от 02.10.2023 №1187 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с.Батырево Батыревского муниципального округа Чувашской Республики» ООО «Жилград» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с.Батырево Батыревского муниципального округа Чувашской Республики.

Исходя из. п. 6 Постановления следует, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исходя из официального сайта уполномоченного органа (https://batyr.cap.ru/doc/laws/2023/10/06/main_legistation-n1187) следует, что Постановление №1187 вступило в силу 06.10.2023.

Следовательно, именно с 06.10.2023 на ООО «Жилград» распространяются положения Правил №644 в части обязательного заключения договоров водоснабжения.

При этом, установлено, что обращения ООО «Жилград» были направлены в адрес ООО «Море» 04.09.2023 и 11.09.2023, то есть до наделения Общества статусом гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с.Батырево Батыревского муниципального округа Чувашской Республики.

На указанный момент времени у ООО «Жилград» отсутствовала обязанность в части обязательности направления и заключения договора поставки ресурса с ООО «Море», ввиду отсутствия статуса гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с.Батырево Батыревского муниципального округа Чувашской Республики.

Следовательно, непредставление ответов на обращения ООО «Море» в части заключения договоров поставки ресурса до 06.10.2023 не образуют нарушения антимонопольного законодательства и находятся в сфере гражданско-правовых отношений.

Одновременно, направление такого договора после 06.10.2023 является для ООО «Жилград» обязательным.

Установлено, что заявление ООО «Море» ни от 11.09.2023, ни от 19.12.2023 не соответствовали положениям Правил №644, а именно не содержало информации, установленной пп. б-е п. 16, пп. г-е п. 17 Правил 644.

Несмотря на изложенное от ООО «Жилград» ему 09.12.09.12.2023 и 19.12.2023 направлен для подписания типовой проект договора.

Из изложенного следует, что ООО «Жилгад» фактически согласилось с корректностью направляемой ООО «Море» заявки.

При этом, из письма ООО «Жилград» от 11.01.2024 №4 в адрес ООО «Море» следует, что договор может быть заключен только после установления тарифа уполномоченным органом.

Таким образом, ООО «Жилград» указывает, что договор заключается с отлагательным условием, что не соответствует положениям Правил №644, а также Федеральному закону 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Как следует из п. 2 ст. 421 ГК, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, могут содержаться в типовых договорах, положениях и иных документах, издаваемых Правительством Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

Особенность публичного договора состоит в том, что к нему применяются правила, отличные от общих норм договорного права. Эти правила предполагают для коммерческой организации наличие, в том числе, запрета на необоснованный отказ от заключения договора, т.е. отказ при наличии у организации возможности предоставить товары (работы, услуги) (п. 3 ст. 426 ГК РФ).

Таким образом, отказ от заключения публичного договора может иметь место только при отсутствии возможности его заключения.

В противном случае поведение такого лица рассматривается как необоснованное уклонение от заключения договора.

Все нормы ст. 426 ГК императивны. Это подтверждает обоснованную жесткость законодательного подхода к устранению экономического неравенства в гражданских правоотношениях.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции») установлен запрет экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Федерального закона от «О защите конкуренции»).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Федерального закона от «О защите конкуренции» необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Федеральным законом «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в т.ч. в сфере услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Следовательно, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

Постановлением от 02.10.2023 №1187 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с.Батырево Батыревского муниципального округа Чувашской Республики» ООО «Жилград» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с.Батырево Батыревского муниципального округа Чувашской Республики.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от «О защите конкуренции», ООО «Жилград» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в силу прямого указания в законе.

Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с водоснабжением и водоотведением, Общество обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от «О защите конкуренции», в т.ч. не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. В соответствии с Приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» предупреждения выдаются в случае выявления признаков нарушения пунктов 3,5,6,8 части 1 статьи 10 и статей 14.1-14.8, ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, действия ООО «Жилград», выразившиеся в направлении ООО «Море» (письмо от 11.01.2024 №4) проекта договора холодного водоснабжения и водоотведения с отлагательным условием - заключением только после установления тарифа уполномоченным органом противоречит Правилам №664, а также Федеральному закону 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и имеет признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 5 части 1 статьи 10 статьи настоящего Федерального закона.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с Приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» предупреждения выдаются в случае выявления признаков нарушения, в том числе, пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу изложенного, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает ООО «Жилград» о необходимости прекращения в срок до 26 февраля 2024 года действий, выразившихся в направлении проекта договора холодного водоснабжения и водоотведения с отлагательным условием - заключением только после установления тарифа уполномоченным органом, путем, осуществления действий, направленных на заключение договора холодного водоснабжения с ООО «Море» в соответствии с Правилами №644.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения уведомить антимонопольный орган, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее, предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

"..."

   

Связанные организации

Директору ООО "Жилград" Антонову С.Г.
ИНН 2130213155, ОГРН 1192130009235