Решение №НВ/1436/24 Решение от 19 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ИП Хирева М.В

 

Дело № 021/06/49-192/2024 г. Чебоксары

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

в присутствии представителей от: заказчика – БУ «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн» Минздрава Чувашии- "..."

представителей по доверенности, уполномоченного учреждения – Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» - "...", заявителя –индивидуальный предприниматель Хирев Михаил Викторович

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя Хирева Михаила Викторовича (далее —ИП Хирев М.В., Заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Платформа для системы стабилографии), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524001831), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Чувашское УФАС России 07.03.2023 поступила жалоба ИП Хирева М.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - БУ «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн» Минздрава Чувашии (далее - Заказчик) на поставку медицинского изделия (Платформа для системы стабилографии), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524001831) (далее – электронный аукцион).

Заявитель указывает, что в техническом задании прописаны излишние требования к товару, что приводит к уменьшению числа поставщиков, имеющих возможность принять участие, а именно: показатель «Угол наклона платформы изменяется» не несет в себе никакой функциональной значимости, при этом ограничивает количество участников.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе, выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений и обязать Заказчика внести изменения в документацию по электронному аукциону № 0815500000524001831.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, считают, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

28.02.2024 в ЕИС размещено извещение № 0815500000524001831 об осуществлении электронного аукциона.

Объект закупки — поставка медицинского изделия (Платформа для системы стабилографии), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

  • описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

  • требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

  • перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

  • на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик должен при описании объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, оказываемой услуги, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Заявителем в жалобе указано, что установленные Заказчиком в описании объекта закупки характеристика «Угол наклона платформы изменяется», ведет к ограничению количества участников.

В Приложении №1 к извещению, установлены характеристики Платформы для системы стабилографии.

В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены Правила формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно п. 7 Правил случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а в случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара, оказании услуг, выполнении работ.

Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком при планировании и осуществлении закупки, указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара, использован Каталог товаров, работ, услуг.

В извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.50.190 Платформа для системы стабилографии .

Заказчиком применено КТРУ - 32.50.50.190-00000447 Платформа для системы стабилографии .

Используемая Заказчиком позиция КТРУ 32.50.50.190-00000447 не содержит каких либо характеристик товара.

Заказчик заявил, что соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 21ноября 2011 Г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утвержден Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 тюля 2020г. №788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых». Оснащение Амбулаторного отделения осуществляется в соответствие со стандартом оснащения амбулаторного отделения медицинской реабилитации взрослых (приложение N 18 к Порядку) и включает в себя:

Наименование вида Номенклатурной классификации медицинских изделий:

- Платформа для системы стабилографии, Код вида Номенклатурной классификации медицинского изделия – 228390.

Заказчик использовал КТРУ 32.50.50.190-00000447 Платформа для системы стабилографии.

Характеристики товара, согласно коду КТРУ отсутствуют. В связи с необходимостью полного и объективного описания объекта закупки с учетом положений пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 Заказчик указал дополнительную информацию о характеристиках товара в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

Действующее законодательство о контрактной системе РФ не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности, а именно оказание медицинских услуг надлежащего качества.

С помощью стабилографии возможно оценить функциональное состояние человека, диагностировать двигательные расстройства, осуществлять процесс реабилитации и т.д.

В основе аппарата находятся сенсоры, - способные осуществлять электронное преобразование движений с любым углом и прилагаемой нагрузкой, которые совершает высокотехнологичная отклоняющаяся электронная платформа. Когда пациент наклоняет мобильную платформу, плата сбора данных, находящаяся сверху, преобразует каждое отдельное движение в электрические импульсы и посылает их непосредственно в персональный компьютер. После того как системное программное обеспечение обработает электрические импульсы, на экране компьютера появляется траектория, соответствующая угловым отклонениям платформы или воздействующей на нее нагрузке. Полученные результаты полезны как для пациента, так и для медицинского персонала. Такая продолжительная наглядная обратная связь позволяет пациенту сравнивать то, что он «ощущает» на проприоцептивном и кинестетическом уровне с тем, что происходит на самом деле на моторном уровне. Практически пациент может составить правильную карту своих проприоцептивных и кинестетических ощущений.

Активное сопротивление, вызываемое отклоняющейся платформой, может изменяться при помощи четырех замедляющих поршней. Эта возможность позволяет терапевту задавать работу на тоническом или трофическом мышечном уровне, в зависимости от поставленных требований.

Кроме активного сопротивления, в отклоняющейся платформе можно изменять секторы, проводя различные виды тренировки мышц, в зависимости от недостатков тонического или трофического характера, в соответствии с наблюдениями терапевта.

Возможность изменения устойчивости отклоняющейся платформы позволяет медицинскому персоналу модифицировать требуемое для пациента суставное и нейромышечное воздействие, в зависимости от его состояния или заданной траектории реабилитации.

Важно помнить, что в ходе реабилитации возможность изменять сопротивление силы помогает медицинскому персоналу приспособить аппарат к типу упражнений или к состоянию пациента.

С учетом изложенного, Заказчиком при описании применены дополнительные показатели, требования, отражающие потребности заказчика. Установленные дополнительные характеристики, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки являются значимыми для заказчика, обусловлены целями оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам учреждения и безопасностью медицинского персонала.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу № А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, следовательно, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Следовательно, любой участник электронных аукционов имеет возможность приобрести товар по указанным позициям с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данных электронных аукционов (поставщик, посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.

В материалы дела Заявителем не было представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия участия в закупке и необоснованном ограничении количества участников закупки.

Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 24 января 2022 г. 2403-08/4090 ”О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:

  • заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляетописание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);

  • предусмотренные п. 5 Правил использования каталога запреты на указаниедополнительных характеристик не применяются.

Таким образом, поскольку позиция каталога КТРУ 32.50.50.190-00000447 не содержит описания объекта закупки, заказчиком правомерно самостоятельно осуществлено описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Спорные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям лечебного учреждения, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.

Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а также доказательств того, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, описание объекта закупки составлено в соответствии с положениями Закона о контрактной системе

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС признает жалобу ИП Хирева М.В. необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Хирева М.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - БУ «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн» Минздрава Чувашии (далее - Заказчик) на поставку медицинского изделия (Платформа для системы стабилографии), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524001831) необоснованной.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

2024-1638

 

 

Связанные организации

БУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ
ИНН 2129009300, ОГРН 1022101269354
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490