Решение №НВ/5633/20 Жалоба признана необоснованной. от 24 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
ООО «Аптечки первой помощи отраслевые медицинские»
Дело № 021/06/64-759/2020 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 22 июля 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 июля 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017
№ 4 в составе:
<…>
в присутствии от заказчика – БУ «Городская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии – <…>, представителей по доверенности,
в отсутствие представителя заявителя – ООО «Аптечки первой помощи отраслевые медицинские», надлежащим образом извещённых о времени, месте и форме рассмотрения жалобы,
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Аптечки первой помощи отраслевые медицинские» (далее – ООО «АППОМЕД», Заявитель) на положения аукционной документации заказчика при поведении электронного аукциона на поставку противогазов гражданских фильтрующих (изв. № 0315500000320000078), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 16.07.2020 обратилось ООО «АППОМЕД» с жалобой на положения аукционной документации заказчика – БУ «Городская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии при проведении электронного аукциона на поставку противогазов гражданских фильтрующих (изв. № 0315500000320000078) (далее – Электронный аукцион).
В жалобе Общество сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
- технические характеристики требуемых к поставке противогазов ГП-7Б (ГП-7ВМБ) соответствуют только модели единственного производителя, а именно: «Бриз - Кама», что, по мнению заявителя, приводит к ограничению количества участников закупки;
- заказчиком использованы тест-вещества, которые не предусмотрены ГОСТ 12.4.235-2012 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка (Издание с Поправкой)».
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является БУ «Городская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии.
09.07.2020 года заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0315500000320000078 о проведении электронного аукциона на поставку противогазов гражданских фильтрующих, с начальной (максимальной) ценой контракта 122 498,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По доводу заявителя о том, что технические характеристики требуемых к поставке противогазов ГП-7Б (ГП-7ВМБ) соответствуют только модели единственного производителя, а именно: «Бриз - Кама», Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Объектом поставки объявленной закупки является поставка противогазов гражданских фильтрующих.
Описание объекта закупки, а также требования к поставляемым товарам, и требования к их функциональным и техническим характеристикам (потребительским свойствам) установлено Техническим заданием Технической части документации об электронном аукционе.
Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности характеристик, указанных в техническом задании противогазу ГП-7Б (ГП-7ВМБ) соответствуют только модели единственного производителя - «Бриз - Кама»
Представителями заказчика пояснено, что производство противогазов с указанными характеристиками могут осуществлять, как минимум, два предприятия: АО «АРТИ-Завод», ООО «Бриз-Кама», которые представляют три модели гражданских противогазов – ГП-7Б с ГП-7кБ, ГП-7БТ с ГП-7кБ Оптим, ГП7БТ с ГП-9кБ Оптим-360.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Кроме того, заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя о том, что заказчиком использованы тест-вещества, которые не предусмотрены ГОСТ 12.4.235-2012, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.
Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.
Техническим заданием аукционной документации установлено, что
время защитного действия ФКС по основным (АХОВИД), при концентрации (СО) воздействующих веществ (мг/дм3) должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.235 -2012, и иметь показатели по хлорциану (С0-5,0) – не менее 25 мин.
Время защитного действия ФКС по тест-веществам (ОВ) по декану (С0 -0,05) – не менее 1600 мин.
Согласно пункту 4.1.1 ГОСТ 12.4.235-2012 противогазовые фильтры марок А, В, Е, К, АХ, SX имеют следующую защиту:
- Противогазовые фильтры марки А предназначены для защиты от органических газов и паров с температурой кипения свыше 65°С, установленных изготовителем.
- Противогазовые фильтры марки В предназначены для защиты от неорганических газов и паров, за исключением оксида углерода, установленных изготовителем.
- Противогазовые фильтры марки Е предназначены для защиты от диоксида серы и других кислых газов, установленных изготовителем.
- Противогазовые фильтры марки К предназначены для защиты от аммиака и его органических производных, установленных изготовителем.
- Противогазовые фильтры марки АХ предназначены для защиты от органических газов и паров с температурой кипения не более 65°С, установленных изготовителем.
- Противогазовые фильтры марки SX предназначены для защиты от определенных газов и паров, установленных изготовителем, в том числе от моноксида углерода (СО).
- Противогазовые фильтры, входящие в состав комбинированных фильтров специальной марки NOP3, предназначены для защиты от оксидов азота; противогазовые фильтры, входящие в состав комбинированных фильтров специальной марки HgРЗ, предназначены для защиты от паров ртути. Комбинированные фильтры специальных марок NOP3 и HgР3 должны включать противоаэрозольный фильтр РЗ согласно ЕН 143 и могут включаться в сочетание противогазовых фильтров различных марок.
Представителями заказчика пояснено, что хлорциан относится к неорганическим газам и парам (класс В), декан относится к фосфорорганическим соединениям и их аналогам (класс SX). Противогазовые фильтры марок А В E K AX SX имеют защиту от данных веществ.
Модели гражданских противогазов – ГП-7Б с ГП-7кБ, ГП-7БТ с ГП-7кБ Оптим, ГП7БТ с ГП-9кБ Оптим-360 имеют защиту от хлорциана и декана.
Наряду с этим, заявитель в своей жалобе не поясняют, каким образом, сформированные требования к объекту электронного аукциона нарушают их права и законные интересы, либо препятствуют их участию в данном электронном аукционе.
Комиссия считает необходимым отметить, что бремя доказывания обоснованности жалобы возлагается на заявителя жалобы, учитывая что в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил. В связи с чем указанный довод Комиссия считает не подтвержденным.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию:
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок..
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок (часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе (часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе срок окончания подачи заявок установлен – 17.07.2020 в 10 час. 00 мин.; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 17.07.2020; дата проведения аукциона в электронной форме – 20.07.2020.
Однако, протокол рассмотрения первых частей заявок, оператору электронной площадки в установленные законом сроки не направлен и на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок не размещен.
Таким образом, не направление протокола рассмотрения первых частей заявок оператору электронной площадки ОАО "ЕЭТП" в установленный законом срок, является нарушением части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «АППОМЕД» необоснованной, а по итогам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика - нарушение части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе..
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО «АППОМЕД» на положения аукционной документации заказчика при поведении электронного аукциона на поставку противогазов гражданских фильтрующих (изв. № 0315500000320000078) необоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика – БУ «Городская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии нарушение части 7 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
3. Выдать Заказчику – БУ «Городская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.