Решение №НВ/2364/20 Жалоба признана обоснованной в части. от 25 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Дело № 021/07/3-331/2020

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 25 марта  2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016 № 38 в составе:

<…><…><…>;

в присутствии представителей от заказчика – муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей государственной службы и управления» города Канаш Чувашской Республики<…>,

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Альянс,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альянс» (далее – ООО «Альянс», Заявитель, Общества) на действия закупочной комиссии Заказчика - муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей государственной службы и управления» города Канаш Чувашской Республики (далее- МАОУ «Лицей государственной службы и управления» г. Канаш,  Заказчик)  при проведении аукциона в электронной форме  на капитальный ремонт фасада здания МАОУ "Лицей государственной службы и управления" по адресу: Чувашская Республика, г.Канаш, ул.О.Кошевого, д.3 (изв. № 32008898813), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 12.03.2020 обратилось ООО «Альянс» с жалобой на действия закупочной комиссии Заказчика - МАОУ «Лицей государственной службы и управления» г. Канаш  при проведении аукциона в электронной форме  на капитальный ремонт фасада здания МАОУ "Лицей государственной службы и управления" по адресу: Чувашская Республика, г.Канаш, ул.О.Кошевого, д.3 (изв. № 32008898813) (далее – аукцион).

Из жалобы следует, что требования, установленные в документации об открытом аукционе  (далее – документации) нарушают действующее законодательство, а именно:

- Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования указанные в   инструкции  по предоставлению  сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых  участником закупки  товаров  (материалов) (далее – Инструкция), а именно  отсутствует символ «;»;

- Заказчиком установлены требования к товару  не в соответствии с действующим ГОСТом.

Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении аукциона не признал, указав на необоснованность доводов заявителя.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ и услуг МАОУ «Лицей государственной службы и управления» г. Канаш, утверждённое наблюдательным советом  МАОУ «Лицей государственной службы и управления» г. Канаш Чувашской Республики согласно протоколу от 15 ноября 2018 года (далее - Положение).

Проведение процедуры закупки путем проведения открытый аукцион  в электронной форме, регламентируется главой 5.4 Положения.

Согласно пункту  4.2.2 Положения Закупка путём проведения аукциона может осуществляться Заказчиком для закупок любых товаров, работ, услуг, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает пять миллионов рублей, а также в случае принятия Закупочной комиссией решения о проведении конкурентной закупки в форме аукциона вне зависимости от начальной (максимальной) цены договора (цены лота), как правило, при соблюдении следующих условий:

1) Закупка путём проведения запроса предложений может осуществляться

Заказчиком для закупок любых товаров, работ, услуг, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет от трех до пяти миллионов рублей включительно, а также в случае принятия Закупочной комиссией решения о проведении конкурентной закупки в форме запроса предложений вне зависимости от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) с учетом положений ч. 3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, как правило, при соблюдении следующих условий:

2) Заказчику важно улучшить условия исполнения договора (договоров) по

сравнению с установленными в документации о закупке по нескольким критериям;

3) Заказчик считает целесообразным для своевременного и полного удовлетворения потребностей учреждения в товарах, работах, услугах сформировать и разместить в единой информационной системе извещение о закупке и документацию о закупке не менее чем за 7 (семь) рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений;

Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Пунктом 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Заказчиком - МАОУ «Лицей государственной службы и управления» г. Канаш 19.02.2020 в 12 час 33 мин.  на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32008898813 о проведении аукциона в электронной форме  на капитальный ремонт фасада здания МАОУ "Лицей государственной службы и управления" по адресу: Чувашская Республика, г.Канаш, ул.О.Кошевого, д.3. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 18 045 030,00 руб.

По доводу заявителя о том, что заказчиком ненадлежащим образом установлены требования указанные в Инструкции, а именно  отсутствует символ «;» Комиссией установлено следующее.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно  Инструкции в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа «точка с запятой», союза «или», слова «либо», - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов «точка с запятой», «запятая», - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом «точка с запятой».

Таким образом, комиссия приходит к выводу, что в Инструкции имеется трактование символа «точка с запятой», в связи с чем довод заявителя является необоснованным.

По доводу заявителя, о том, что Заказчиком установлены требования к товару  не в соответствии с действующим ГОСТом, Комиссия установила следующее.

Пунктом 2.3. ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправкой)» (далее-ГОСТ 8486-86) предусмотрено, пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сортов изготовляют сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%) и сырыми антисептированными. В период с 1 мая по 1 октября изготовление сырых антисептированных и сырых пиломатериалов допускается по согласованию с потребителем (заказчиком).  Влажность пиломатериалов 4-го сорта не нормируется. Антисептирование - по ГОСТ 10950.

Согласно пункту 2.5 ГОСТ 8486-86 Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов  не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм по ГОСТ 7016.

Согласно Инструкции Слово «до» означает менее установленного и не включает крайнее максимальное значение.

При этом, пунктом 4 Технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания МАОУ «Лицей государственной службы и управления» г. Канаш (далее-техническое задание) установлено требование к техническим характеристикам товаров (материалов оборудования):

4

Пиломатериал

Пиломатериал хвойных пород обрезной или необрезной сухой предназначенные для использования в народном хозяйстве. Ширина 40 мм. Сорт отборный; 1; 2 или 3. Толщина 35 мм. Пиломатериал должен иметь кромки, опиленные перпендикулярно пластям и с обзолом не более допустимого по соответствующей нормативно-технической документации. Длина до 12,5 м. Влажность до 30 %. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1600 мкм. Брусок должен соответствовать ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия», ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры», ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения».

 

При этом, пунктом 19 Технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания МАОУ «Лицей государственной службы и управления» г. Канаш (далее-техническое задание) установлено следующее требование к техническим характеристикам товаров (материалов оборудования):

19

Пиломатериал

Пиломатериал хвойных пород обрезной или необрезной сухой предназначенные для использования в народном хозяйстве. Ширина 80 мм. Сорт отборный; 1; 2 или 3.Толщина 80 мм. Пиломатериал должен иметь кромки, опиленные перпендикулярно пластям и с обзолом не более допустимого по соответствующей нормативно-технической документации. Длина до 12,5 м. Влажность до 30 %. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1600 мкм. Брусок должен соответствовать ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия», ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры», ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения».

 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные в пункте 4, 19 Технического задания  требования к техническим характеристикам товаров (материалов оборудования) «Пиломатериал» не соответствуют ГОСТу 8486-86.

В таблица 5  пункта 5.2.1 ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» (далее-ГОСТ 530-2012) приведена средняя плотность кирпича и камня в зависимости от класса средней плотности должна соответствовать значениям,
 

   

Класс средней плотности изделия

Средняя плотность, кг/м

0,7

До 700

0,8

710-800

1,0

810-1000

1,2

1010-1200

1,4

1210-1400

2,0

1410-2000

2,4

2010-2400

 

В пункте 5.2.7 ГОСТа 530-2012 предусмотрено, Кирпич и камень должны быть морозостойкими и в зависимости от марки по морозостойкости в насыщенном водой состоянии должны выдерживать без каких-либо видимых признаков повреждений или разрушений - растрескивание, шелушение, выкрашивание, отколы (кроме отколов от известковых включений) - не менее 25; 35; 50; 75; 100; 200 или 300 циклов попеременного замораживания и оттаивания.
Виды повреждений изделий после испытания на морозостойкость приведены в приложении Б. Марка по морозостойкости клинкерного кирпича должна быть не ниже F75, лицевых изделий - не ниже F50. Допускается по согласованию с потребителем поставлять лицевые изделия марки по морозостойкости F35.

Согласно  пункту 10 Технического задания  установлено следующее требование к техническим характеристикам товаров (материалов оборудования):

 

10

Кирпич керамический одинарный

Штучное изделие – одинарный полнотелый или пустотелый рядовой или лицевой кирпич керамический применяется для кладки на строительных растворах и облицовки несущих, самонесущих и ненесущих стен и других элементов зданий и сооружений. Должен соответствовать ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические». Номинальный размер 250х120х65 мм. В кирпиче должны отсутствовать пустоты или пустотность должна быть не более 13 %. Средняя плотность в диапазоне 810 - 1000 кг/м3. Кирпич повышенной группы эффективности должен обеспечивать эксплуатационные характеристики кладки. Марка прочности кирпича свыше М50 и не более М150. Марка по морозостойкости свыше F35 менее F75. Класс средней плотности 0,7; 1,0; 1,2; 1,4. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф в изделиях должна быть не более 370 Бк/кг. Предел прочности при изгибе не менее 0,8 МПа. Кирпич должен выдерживать без каких либо признаков повреждений или разрушений не менее 50 циклов попеременного замораживания и оттаивания.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные в пункте 10 Технического задания  требования к техническим характеристикам товаров (материалов оборудования) «Пиломатериал» не соответствуют ГОСТу 530-2012.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТа 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» (далее – ГОСТ 26633-2015) бетон - искусственный камневидный строительный материал, получаемый в результате формования и твердения рационально подобранной и уплотненной бетонной смеси.

Согласно пункту 4.3.2 ГОСТ 26633-2015  Классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.

В соответствии с пунктом 5.3 (далее – ГОСТ 530-2012)  приемку бетона по прочности проводят для каждой партии изделий и конструкций по ГОСТ 18105, высокопрочных бетонов - по ГОСТ 31914.

Пунктом 6.1 ГОСТа 26633-2015  Прочность бетона определяют по ГОСТ 10180, ГОСТ 22783, ГОСТ 28570, ГОСТ 22690, ГОСТ 17624, ГОСТ 31914. Прочность бетона контролируют и оценивают по ГОСТ 18105 и ГОСТ 31914.

Пунктом 5.10 ГОСТа 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности» прочность бетона определяют по результатам испытаний образцов по ГОСТ 10180 и ГОСТ 28570 или неразрушающими методами по ГОСТ 17624 и ГОСТ 22690. Прочность бетона сборных конструкций в проектном возрасте и прочность бетона на растяжение определяют только по контрольным образцам.

Согласно пункте 12 Технического задания установлено следующее требование к техническим характеристикам товаров (материалов оборудования):

12

Бетон

Конструкционный легкий или тяжелый или мелкозернистый бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 включительно кг/м3 на цементных вяжущих и плотном крупном и мелком заполнителе. Класс прочности на сжатие более В 12,5. Давление воды, при котором не наблюдается просачивание воды не менее 0,4 МПа. Марка морозостойкости по первому базовому методу более F150. Марка водонепроницаемости не менее W2. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф в материалах, применяемых для изготовления бетонных смесей, не должна превышать предельных значений, установленных ГОСТ 30108. Показатель морозостойкости бетона, соответствующий числу циклов замораживания и оттаивания образцов, определенному при испытании базовыми методами, при которых характеристики бетона сохраняются в нормируемых пределах и отсутствуют внешние признаки разрушения (трещины, сколы, шелушение ребер образцов) – не более 75. Средняя прочность бетона не более 196 кгс/см2. Должен соответствовать ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые».

Анализ вышеуказанных требований позволяет прийти к выводу о том, что конкретные значения показателей по вышеуказанным позициям в соответствии действующими требованиями государственных стандартов определяются на основании проведения соответствующих испытаний.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика по установлению требований к техническим характеристикам товаров ненадлежащим образом вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе и признает довод заявителя обоснованным

Таким образом, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Альянс» обоснованной в части установления требований к товару  несоответствующими действующим ГОСТам, а в действиях заказчика нарушение части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и полагает о необходимости выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Альянс» на действия закупочной комиссии Заказчика - муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей государственной службы и управления» города Канаш Чувашской Республики при проведении аукциона в электронной форме  на капитальный ремонт фасада здания МАОУ "Лицей государственной службы и управления" по адресу: Чувашская Республика, г.Канаш, ул.О.Кошевого, д.3 (изв. № 32008898813) обоснованной в части установления требований к товару  несоответствующим действующим ГОСТам;

2. Признать в действиях  Заказчика - муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей государственной службы и управления» города Канаш Чувашской Республики нарушившей часть 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать закупочной комиссии Заказчика - муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Лицей государственной службы и управления» города Канаш Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                                            <…>

 

<…>  

     

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны