Решение №А79-9419/2020 Постановление суда. от 31 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владимир 

 

«31» мая 2022 года                                                           Дело № А79-9419/2020

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2022.

Полный текст постановления изготовлен 31.05.2022.

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.01.2022 по делу                                            № А79-9419/2020,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» (ОГРН 1142130001430, ИНН 2130132322) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 02.07.2020 № 021/01/17-682/2019,

при участии в деле третьих лиц – общества с ограниченной ответственностью «Траст-Вега», Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью «ГрандСити», индивидуального предпринимателя Филипповой Ирины Владимировны, акционерного общества «Специализированное автохозяйство», общества с ограниченной ответственностью «Чистый город», муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальных услуг Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики», общества с ограниченной ответственностью «Резерв-Н», общества с ограниченной ответственностью «Экосервис», общества с ограниченной ответственностью «Ядринжилремсервис», общества с ограниченной ответственностью «Сундырь», акционерного общества «Управление отходами» (переименовано в акционерное общество «Ситиматик»).

 

 В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» –
Чекмасова С.В. по доверенности от 11.05.2022 сроком действия 1 год;

Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии   – Лисицына М.Н. по доверенности 11.01.2022 сроком действия до 31.12.2022.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

 

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр», Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Управление, антимонопольный орган) 01.07.2019 и 02.07.2019 поступили обращения общества с ограниченной ответственностью «ГрандСити» (далее – ООО «ГрандСити») и индивидуального предпринимателя Филипповой Ирины Владимировны (далее – ИП Филиппова И.В.) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в виде заключения обществом с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» (далее – Общество, ООО  «МВК «Экоцентр», региональный оператор) и обществом с ограниченной ответственностью «Траст-Вега» (далее – ООО  «Траст-Вега») соглашения, направленного на ограничение конкуренции, при проведении аукциона № 0400700005819000020 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).

Антимонопольным органом установлено, что между Министерством строительства, архитектуры, и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Министерство) и ООО «МВК «Экоцентр» (региональный оператор) 27.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.

В соответствии с указанным соглашением региональный оператор обязуется организовать и осуществлять деятельность на территории Чувашской Республики в соответствии территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, на всей территории Чувашской Республики. Тем самым в зоне деятельности регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» образуется 100 процентов ТКО, подлежащих удалению на территории Чувашской Республики.

 

 

 

ООО «МВК «Экоцентр» 20.05.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0400700005819000020 на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г. Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г. Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района.

Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составила 537 659 866 руб. 34 коп.

По окончании срока подачи заявок в указанном аукционе поступила одна единственная заявка от общества с ограниченной ответственностью «Траст-Вега» (далее - ООО «Траст-Вега») от 04.06.2019, которая признана соответствующей требованиям законодательства. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 10.06.2019 аукцион признан несостоявшимся.

Между ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Траст-Вега» 25.06.2019 заключен контракт № 17 на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г. Чебоксары (Ленинского района, шт. Новые Лапсары), г. Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района.

В день заключения контракта от 25.06.2019 № 17 и на следующий день после его заключения ООО «Траст-Вега» заключило договоры оказания услуг по транспортированию ТКО на вышеуказанных территориях с соисполнителями: акционерным обществом «Спецавтохозяйство» (далее – АО «Спецавтохозяйство»), обществом с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее – ООО «Чистый город»), обществом с ограниченной ответственностью «Ядринжилремсервис» (далее – ООО «Ядринжилремсервис»), обществом с ограниченной ответственностью «Мой Дом» (далее – ООО «Мой Дом»), ООО «ГрандСити», индивидуальным предпринимателем Федоровым А.Е. (далее – ИП Федоров А.Е., акционерным обществом «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств» (далее – АО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств»), акционерным обществом «Управление отходами» (далее – АО «Управление отходами»).

ООО «Траст-Вега» письмами от 25.12.2019 уведомило соисполнителей о прекращении с 01.01.2020 действия договоров оказания услуг по транспортированию ТКО в связи с расторжением контракта от 25.06.2019 № 17 с региональным оператором, а также просило соисполнителей с 01.01.2020 заключить договоры по транспортированию ТКО с региональным оператором - ООО «МВК «Экоцентр».

Согласно дополнительному соглашению  от 31.12.2019 № 2 к контракту от 25.06.2019 № 17  ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Траст-Вега» расторгли указанный контракт по взаимному соглашению сторон.

Управление пришло к выводу о наличии между ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Траст-Вега» соглашения, направленного на ограничение конкуренции на рынке оказание услуг по транспортированию ТКО.

Решением Управления от 02.07.2020 по делу № 021/01/17-682/2019 ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Траст-Вега» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), что выразилось в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по транспортированию ТКО и созданию преимущественных условий деятельности для ООО «Траст-Вега» при организации и проведении аукциона в электронной форме № 0400700005819000020 на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г.Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары),  г.  Чебоксары (Калининского района),  Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района.

ООО «МВК «Экоцентр»  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления от 02.07.2020 по делу № 021/01/17-682/2019.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Траст-Вега», Министерство, ООО «ГрандСити», ИП Филиппова И.В. АО «Специализированное автохозяйство», ООО «Чистый город», муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальных услуг Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики» (далее - МУП «ЖКУ Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР»), общество с ограниченной ответственностью «Резерв-Н» (далее – ООО «Резерв-Н»), общество с ограниченной ответственностью «Экосервис» (далее – ООО «Экосервис»), ООО «Ядринжилремсервис», общество с ограниченной ответственностью «Сундырь», АО «Управление отходами» (переименовано в акционерное общество «Ситиматик») (далее – АО«Ситиматик»).

Решением от 10.01.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции принят в качестве доказательства аналитический отчет, который является недопустимым доказательством по делу, поскольку подписан ненадлежащим лицом. ООО «МВК «Экоцентр» указывает на то, что представленный аналитический отчет не содержит выводов о наличии либо отсутствии доминирующего положения.

ООО «МВК «Экоцентр» настаивает на том, что им не совершались действия, которые являются предметом антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ.

Как отмечает заявитель апелляционной жалобы, у регионального оператора отсутствует безусловная обязанность по проведению аукциона в отношении всех территорий, на которых образуются ТКО в зоне деятельности регионального оператора, если это не предусмотрено соответствующим соглашением.

ООО «МВК «Экоцентр» утверждает, что каких-либо требований или сведений, которыми региональный оператор обязан руководствоваться для определения размера, состава территорий при заключении договоров с операторами ТКО на вывоз ТКО, в том числе при формировании лотов, соглашением не установлено.

Представитель ООО «МВК «Экоцентр» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

АО «Ситиматик» в отзыве на апелляционную жалобу высказало свою позицию по делу, полагает, что основания для отмены судебного акта отсутствуют.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона № 135-Ф3 целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В части 1 статьи 3  Федерального закона № 135-Ф3 указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу статей 23, 39, 41 Федерального закона № 135-Ф3 антимонопольный орган в пределах своей компетенции вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимать решения по фактам таких нарушений.

В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона № 135-Ф3 под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4  Федерального закона № 135-Ф3, к которым относятся, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

   В абзаце втором пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования (далее - обязательные процедуры), например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

  Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 этого закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора (далее - Правила № 1133).

Правилами № 1133 установлен порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

  Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

 В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных подпунктом «а» пункта 3 названных Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

 Из взаимосвязанного толкования пунктов 3 (подпункт «а») и 10 Правил № 1133 следует, что региональный оператор, в зоне деятельности которого образуется более 30 процентов твердых бытовых отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, обязан сформировать на торгах цены на транспортирование не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в указанной зоне деятельности регионального оператора.

Из материалов дела следует, что в зоне деятельности регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» образуется 100 процентов ТКО, подлежащих удалению на территории Чувашской Республики.

 В данном случае на момент организации и объявления о проведении спорного аукциона (извещение о проведении электронного аукциона № 0400700005819000020) ООО  «МВК «Экоцентр» не были проведены торги в отношении 100% территории Чувашской Республики, не определена ни цена за транспортирование ТКО, ни перевозчик, осуществляющий транспортирование ТКО в отношении одной из территорий (то есть 50-процентный барьер, установленный пунктом 10 Правил №1133, не был преодолен Обществом).

 Таким образом, поскольку на момент организации и проведения аукциона № 0400700005819000020 обязанность регионального оператора по проведению торгов не исполнена в отношении всей территории Чувашской Республики, рассматриваемые торги в отношении обозначенной территории (г. Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г. Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района) для регионального оператора являлись обязательными.

    Следовательно, антимонопольный контроль рассматриваемых торгов правомерно осуществлен Управлением.

    Доводы апелляционной жалобы об обратном противоречат установленным по делу обстоятельствам.

  В силу пункта 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе  запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

  Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что ООО «МВК «Экоцентр» 21.03.2019 направило в Министерство на предварительное согласование аукционную документацию на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г.Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г. Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Моргаушского муниципального района, Ядринского муниципального района.

Письмом от 30.04.2019 № 19/18-4679 Министерство после устранения замечаний Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам согласовало доработанную документацию.

Однако, 08.05.2019 ООО «МВК «Экоцентр» снова направило в Министерство блики на предварительное согласование проект аукционной документации на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г. Чебоксары (Ленинского района, шт. Новые Лапсары), г.Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, но при этом удалив из состава лота Моргаушский район.

В день поступления проекта аукционной документации письмом от 14.05.2019 № 19/18-5000 Министерство согласовало указанную документацию без замечаний.

В последующем ООО «МВК «Экоцентр» было объявлено 22 аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе 20.05.2019 объявлен аукцион № 0400700005819000020 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории г.Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г. Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района.

При этом согласно письму Министерства от 17.06.2020 № 19/18­6943 указанный орган не располагает информацией о причинах и времени включения территории Мариинско-Посадского муниципального района в состав аукционной документации.

Таким образом, в предмет электронного аукциона № 0400700005819000020 вошла территория Мариинско-Посадского муниципального района, которая не была включена в проект аукционной документации, согласованной в Министерстве.

НМЦК по электронному аукциону № 0400700005819000020 сформирована ООО «МВК «Экоцентр» на основании коммерческих предложений, представленных ИП Филипповой И.В. от 17.01.2019, ООО «ГрандСити» от 18.01.2019, ООО «Траст-Вега» от 25.01.2019 по запросу от 11.09.2019 № 5501.

При этом, запрос Общества не содержал всей существенной информации в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567.

   Исходя из пунктов 7, 8 Правил № 1133 организатор аукциона (региональный оператор) обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 названных Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

  Согласно пункту 9 Правил № 1133 услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на три лота (территории).

   Под «территорией» следует понимать часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, территории одного или нескольких населенных пунктов в муниципальном образовании (в зависимости от принятого административно-территориального деления в субъекте Российской Федерации) с учетом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона, а также законодательства Российской Федерации о защите конкуренции.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22.09.2020 № 1036 утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, в Чувашской Республике.

В территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике выделены 2 административных района, 5 городских округов, 7 городских поселений, 284 сельских поселений, на которых образуются отходы (источники образования отходов). Для эффективной организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами Чувашская Республика представляет собой единую зону деятельности регионального оператора, которая поделена на 9 зон деятельности операторов по обращению с ТКО.

Деление единой зоны деятельности регионального оператора на зоны деятельности операторов по обращению с ТКО осуществлено, в том числе с учетом источников образования ТКО, объектов сбора, накопления, обезвреживания, обработки, утилизации (использования), размещения отходов, мест размещения мусороперегрузочных станций, мусоросортировочных станций, а также схем потоков ТКО.

Деление единой зоны деятельности регионального оператора на 9 зон деятельности операторов по обращению с ТКО предусмотрено текущей  территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, а не только перспективным сценарием, как ошибочно полагает заявитель апелляционной жалобы.

Муниципальные образования, являющиеся предметом рассматриваемого аукциона, входят в различные зоны деятельности операторов по обращению с ТКО, указанные в текущей территориальной схеме обращения с отходами в Чувашской Республике.

 Таким образом, лот по спорному аукциону сформирован без учета территориальной схемы обращения с отходами в Чувашской Республике.

  Повторно исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанций приходит к выводу о том, что при проведении закупки на оказание услуг по транспортированию ТКО для регионального оператора в территориях г.Чебоксары (Ленинского района, пгт. Новые Лапсары), г. Чебоксары (Калининского района), Новочебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Красноармейского муниципального района, Цивильского муниципального района, Ядринского муниципального района, Мариинско-Посадского муниципального района (извещение о проведении электронного аукциона № 0400700005819000020) Обществом неправомерно сформирован единый лот в части объединения столь большого количества муниципальных образований в одну закупку, что свидетельствует о наличии нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку существенно ограничило возможности участвовать в данных торгах иных хозяйствующих субъектов.

Действия ООО «МВК «Экоцентр» по объединению в один лот оказание услуг, осуществляемых на нескольких территориях муниципальных образований Чувашской Республики, территориально удаленных друг от друга, привели к установлению значительного размера обеспечения заявки и обеспечения договора, составляющего в общей сложности 56 454 285 руб. 96 коп., что, в свою очередь, привело к ограничению круга потенциальных участников торгов по причине отсутствия реальной финансовой возможности внесения обеспечения заявки (соответствующие пояснения дали потенциальные участники аукциона), а также отсутствия возможности фактического осуществления исполнения объемов работ (услуг).

При этом, установлено предоставление организатором торгов (обществом) единственному участнику торгов (ООО Траст-Вега») займов в период необходимости внесения участником торгов денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, что свидетельствует об отсутствии у победителя аукциона реальных денежных средств для участия в аукционе, как и у других потенциальных участников аукциона.

Управлением также представлены доказательства наличия давней  устойчивой финансовой связи между ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Траст-Вега».

   Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии разумных экономических или обусловленных законодательством причин для такого укрупнения лота.

Проведение региональным оператором электронного аукциона укрупненным лотом при отсутствии такой необходимости нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения контракта и оказания услуг, а также приводит к ограничению конкуренции при проведении торгов.

Кроме того, о цели устранения конкуренции на рассматриваемом рынке, свидетельствует то, что в день заключения контракта от 25.06.2019  № 17 и на следующий день ООО «Траст-Вега» заключило договоры оказания услуг по транспортированию ТКО на вышеуказанных территориях с соисполнителями: АО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый город», ООО «Ядринжилремсервис», ООО «Мой Дом», ООО «ГрандСити», ИП Федоровым А.Е., АО «Дирекция по строительству и эксплуатации гаражных хозяйств», АО «Управление отходами», то есть со своими потенциальными конкурентами на обслуживание невзаимосвязанных между собой территорий по цене, заведомо более низкой, чем выиграло на аукционе.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что действия ООО «МВК «Экоцентр» при подготовке к проведению и проведении электронного аукциона № 0400700005819000020 в виде формирования предмета аукциона путем объединения в один лот нескольких территориально невзаимосвязанных территорий влекут за собой необоснованное ограничение количества участников аукциона.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» Управлением подготовлен аналитический отчет от 29.05.2020, в соответствии с которым на спорных территориях деятельность по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в период с 01.10.2018 до проведения аукциона (25.06.2019)  осуществляли АО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый город», ООО «Ядринжилремсервис», МУП «ЖКУ Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР», ООО «ГринСити», ООО «Сундырь», АО «Управление отходами», ООО «Траст-Вега», ИП Филиппова И.В., ООО «Экоцентр».

По результатам изучения ответов на вопросы антимонопольного органа о возможном ограничении конкуренции, было установлено, что 8 хозяйствующих субъектов из 12 имели намерение участвовать в рассматриваемом аукционе, если бы региональный оператор не объединил данные территории в один лот и лоты были бы сформированы раздельно по муниципальным образованиям.

Основная причина, по которой опрошенные хозяйствующие субъекты не участвовали в данном аукционе, - отсутствие денежных средств для их внесения в качестве обеспечения исполнения договора в размере 53 765 986 руб. 63 коп.

При этом ООО «ГринСити», ИП Филиппова И.В., МУП ЖКУ Цивильского городского поселения Цивильского района ЧР», ООО «Резерв-Н», ООО «Экосервис», ООО «Сундырь», имевшие намерение участвовать в аукционе при формировании лотов раздельно по муниципальным образованиям, были вынуждены устраниться с рынка оказания услуг по транспортированию ТКО на указанных территориях в результате действий регионального оператора. Иные хозяйствующие субъекты, продолжающие оказывать услуги вывоза ТКО на данной территории и имевшие намерение участвовать в аукционе, - ООО «Чистый город» и АО «Специализированное автохозяйство, осуществляли указанную деятельность по договору с ООО «Траст-Вега».

Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы аналитический отчет от 29.05.2020 составлялся не в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, а в соответствии с пунктом 10.9 названного Порядка в редакции, действующей до 16.06.2020.

Содержание аналитического отчета от 29.05.2020 не противоречит требованиям названного Порядка.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в этом отчете  выводов о наличии либо отсутствии доминирующего положения хозяйствующего субъекта, а также его подписания неуполномоченным лицом подлежит отклонению, поскольку  в рамках дела №021/01/17-682/2019 Обществу вменялись не действия, связанные с доминирующим положением хозяйствующего субъекта либо его злоупотреблением (статья 10 Федерального закона № 135-Ф3, а нарушение запрета, установлено статьей 17 названного Закона.

В этой связи требования административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, к рассматриваемому случаю не применимы.

Установленные судом первой инстанции обстоятельства в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что между ООО «МВК «Экоцентр» и ООО «Траст-Вега» было заключено соглашение, в результате которого последнему были необоснованно представлены преимущественные условия и финансовое обеспечение с целью соответствия заявки данного участника условиям аукциона и обеспечение в нем его победы, путем установления в аукционной документации выгодного для потенциального победителя аукциона (ООО «Траст-Вега») условия о возможности привлечения соисполнителей к исполнению контракта, объединения в один лот объема услуг, осуществляемых на нескольких территориях муниципальных образований Чувашской Республики, территориально удаленных друг от друга и невзаимосвязанных между собой, предоставления организатором торгов участнику торгов займов в период необходимости внесения участником торгов денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.

В настоящем случае согласованные действия регионального оператора и единственного участника аукциона, совершенные в ходе подготовки, организации и проведения аукциона, а также наступившие в последующем последствия в виде ограничения количества участников торгов, свидетельствуют о достигнутом соглашении между организатором и участником торгов, которое привело к ограничению конкуренции, а, следовательно, о наличии нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ.

   В этой связи суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.

 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

 Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.

 Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.01.2022 по делу № А79-9419/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

 

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

 

Судьи                                                                                 М.Н. Кастальская

                                                                                            

                                                                                           Т.В. Москвичева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны