Решение №ВК/5944/23 Решение по делу № 021/01/16-578/2023 от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 021/01 /16-578/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена 19 августа 2023 года

Изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 года

г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/16- 578/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

в присутствии на заседании Комиссии заявителя — Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики — "..." (по доверенности от 21.10.2022);

в присутствии на заседании Комиссии представителя ответчика ООО «Держава» - "..." (по доверенности от 09.08.2023);

в присутствии на заседании Комиссии представителя ответчика Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики — "..." (по доверенности № 511 от 18.08.2023);

в присутствии на заседании Комиссии лица, обладающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах — "...";

в отсутствие на заседании Комиссии заинтересованного лица — администрации города Шумерля Чувашской Республики (надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела);

в отсутствие на заседании Комиссии заинтересованного лица — ООО «Виктория» (надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела);

рассмотрев материалы дела № 021/01/16-578/2022, возбужденного в отношении Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью «Держава» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении устного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа на рынок выполнения работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, на территории городского парка,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики поступила Выписка из заключения о результатах внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств г. Шумерля за 2022 год, утвержденного решением коллегии Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 24.03.2023 № 16 (вх. № 2776-ЭП/23 от 11.04.2023) из которой следует, что УПРАВЛЕНИЕМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШУМЕРЛЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ проведены торги с реестровым № 0815500000522005350 на выполнение работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, на территории городского парка с начальной ( максимальной) ценой контракта 4 999 598,06 руб. по результатам которых победителем признано ООО «Держава» с ценой контракта "..." руб. (снижение составило 11,5%). 22.06.2022 между победителем торгов и Управлением заключен контракт. Срок исполнения контракта по 01.09.2022 г. Соглашением о расторжении муниципального контракта № 0815500000522005350 342349 от 22 июня 2022 года на выполнение работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, на территории городского парка от 06.10.2022 указанный контракт расторгнут. На момент расторжения муниципального контракта стороны выполнили обязательства на общую сумму "..." руб. Однако в последующем между Управлением и ООО «Держава» заключено 4 контракта на выполнение работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба» в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от № 44-ФЗ, а именно: от 05.09.2022 № 391442 по текущему ремонту здания на сумму "..." тыс. рублей, срок выполнения работ с момента подписания контракта по 30.09.2022; от 10.11.2022 № 423375 по текущему ремонту (демонтажные работы) здания на сумму "..." тыс. рублей, срок выполнения работ - с момента подписания контракта по 20.11.2022; от 10.11.2022 № 423385 по текущему ремонту (покраска фасада) здания на сумму "..." тыс. рублей, срок выполнения работ - с момента подписания контракта по 20.11.2022 ; от 24.11.2022 № 429014 по текущему ремонту здания на сумму "..." тыс. рублей, срок выполнения работ - с момента подписания контракта по 30.11.2022 . Работы по вышеуказанным контрактам выполнены на сумму "..." тыс. рублей и оплачены в полном объеме.

Изучив документы и сведения, полученные в ходе рассмотрения настоящего дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

31.05.2022 Уполномоченным учреждением КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗАКУПОК ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000522005350 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, на территории городского парка, с начальной (максимальной) ценой контракта 4 999 598,06 руб. Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.

Заказчиком по указанным торгам выступило УПРАВЛЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШУМЕРЛЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0815500000522005350 от 10.06.2022 на участие в торгах поступило две заявки. Обе заявки признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации. По результатам торгов победителем признано ООО «Держава» с ценой контракта "..." руб.(снижение составило 11,5%), вторым участником предложена цена ".." руб., (снижение составило 11 %).

22.06.2022 между победителем торгов и Управлением заключен контракт со сроком исполнения обязательств по 01.09.2022 г. (пункт 4.2 Контракта от 22.06.2022).

В соответствии с Приложением № 1 к контракту от 22.06.2022 Обществу необходимо выполнить следующие виды и объемы работ:

 

пп

Наименование работ

Ед. изм.

Объем

Ремонт кровли

1.

Перекладка кирпичного карниза при высоте 4 кирпича

106

2.

Разрборка покрытий кровель из листовой стали

100 м2

6,28

3.

Установка стропил

м3

5,28

4.

Установка обрешетки с прозорами из досок и брусков

100 м2

12,56

5.

Обработка деревянных конструкций антисептиком-антипиреном

100 м2

6,28

6.

Монтаж кровли из металлочерепицы

100 м2

6,28

7.

Устройство пароизоляции из полиэтиленовой пленки в один слой

100 м2

6,28

8

Устройство пароизоляции из полиэтиленовой пленки в один слой

100 м2

0,51

9.

Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках вручную

1т груза

40

10.

Перевозка грузов автомобилями –самосвалами до 8 км

40

Ремонт фасада

11.

Ремонт штукатурки гладких фасадов по камню и бетону

100 м2

19,3

12.

Устройство и разборка лесов наружных высотой до 16 м

100 м2

23,4

 

05.09.2022 между Администрацией и ООО «Держава» заключен контракт на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на выполнение работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, на территории городского парка. В соответствии с пунктом 2.1 указанного контракта цена контракта составила "..." руб.

06.10.2022 Соглашением о расторжении муниципального контракту № 0815500000522005350 342349 от 22 июня 2022 года на выполнение работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, на территории городского парка контракт расторгнут по соглашению сторон.

Согласно пункту 3 данного Соглашения на момент расторжения муниципального контракта от 22.06.2022 стороны выполнили обязательства на общую сумму "..." руб.

В последующем, между Администрацией и ООО «Держава» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключены три контракта на выполнение работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, на территории городского парк, а именно: 10.11.2022 контракт № 423375 с ценой "..." руб., 10.11.2022 контракт № 423385 с ценой "..." руб., 10.11.2022 контракт № 429017 с ценой "..." руб. Исходя из Локальных смет, являющихся неотъемлемой частью контрактов, выполнению подлежали работы по ремонту фасада. Общая стоимость работ составила "..." руб. С учетом, контракта от 05.09.2022, цена контрактов заключенных с ООО «Держава, как с единственным поставщиком составила "..." руб.

При рассмотрении дела Комиссией, Ответчики пояснили, что вынуждены были расторгнуть Контракт от 22.06.2022 ввиду обнаружения скрытых повреждений фасада, что требовало выполнения дополнительных видов работ, которые не входили в локальную смету к Контракту от 22.06.2022.

Вместе с тем, Комиссия находит данный довод обоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 раздела 3 Общего журнала работ № 1 на выполнение работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, на территории городского парка ООО «Держава 23.06.2022 выполнены следующие виды работ:

1. разборка покрытий кровель из листовой стали;

2. разборка деревянных элементов конструкций крыш обрешетки из брусов с прозорами;

3. разборка стропил со стойками и подкосами из брусьев и бревен;

4. разборка слуховых окон полукруглых и треугольных;

5. разбока облицовки стен из сайдинга;

6. разборка пристройки (центральный вход);

7. установка и разборка наружных инвентарных лесов высотой до 16 м.;

8. отбивка штукатурки с поверхности стен.

Согласно Акту № 01/2022 от 23.06.2022 «О необходимости выполнения дополнительных работ», составленного в присутствии представителей заказчика — Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля и генерального подрядчика — ООО «Держава», в ходе производства работ в здании бывшего кинотеатра «Дружба» (фасад) возникли следующие не предусмотренные проектно-сметной документацией работы:

1. сплошное нанесение слоя грунтовки «Бетонконтакт» по кирпичной кладке стен фасада- 783 м.2;

2. сплошная набивка штукотурной сетки ЦПСВ, яч 20х20-783 м.2;

3. разборка пристроят на входной группе;

4. разборка облицовки стен из ПВХ сайдинга (входная группа) 148,062 м.2.

В соответствии с Проколом совещания администрации города Шумерля «О ходе выполнения работ по текущему ремонту кинотеатра «Дружба» по муниципальному контракту № 0815500000522005350 342349 от 22 июня 2022 от 01.07.2022 с участием представителей администрации города Шумерля, Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля и ООО «Держава» решено заложить оконные проемы, находящиеся в аварийном состоянии, в количестве 4 ед.; заменить наружную деревянную дверь (непригодную к эксплуатации) на металлический противопожарный дверной блок, в количестве 1 ед.; произвести валку деревьев и кустарников по периметру здания кинотеатра, в количестве 8 ед.; произвести сплошное шпаклевание фасада с применением стекловолокнистой сетки, с последующей окраской фасада в два слоя. Данные работы необходимо выполнить в летний период времени, когда перепады между дневными и ночными температурами минимальны; выполнить работы по устройству водосточной системы.

Проанализировав указанную информацию, Комиссия пришла к выводу о том, что муниципальный контракт № 0815500000522005350 342349 от 22 июня 2022 года на выполнение работ по текущему ремонту здания бывшего кинотеатра «Дружба», расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, на территории городского парка расторгнут по соглашению сторон, в связи с выявлением при разборе фасада здания скрытых его повреждений и необходимости выполнения дополнительных видов работ, которые не входили в локальную смету к указанному контракту.

При этом из пояснений представителя УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШУМЕРЛЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ следует, что необходимость заключения контрактов № 391442 от 15.09.2022 № 423375 от 10.11.2022, № 423385 от 10.11.2022, № 429017 от 10.11.2022 в пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе была вызвана необходимостью выполнения работ в летний период времени, когда перепады между дневными и ночными температурами минимальны, а конкурентные процедуры являются более длительными.

Указанные пояснения подтверждаются пунктом 3.6.15. Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004" (утв. Госстроем России) согласно которому, отдельные виды работ (ремонт кровли, герметизация стыков, наружное благоустройство, ремонт фасада), которые не могут быть выполнены вследствие неблагоприятных погодных условий, переносятся на более благоприятный для качественного выполнения этих работ период.

Следовательно, при выполнении ремонта фасада здания важно определить время для его проведения. Время года – один из ключевых факторов, который следует учитывать при планировании ремонта фасада. Весна и лето обычно являются наиболее подходящим временем для проведения данных работ. В это время подходящая температура и сухая погода способствуют качественной долговечности покрытий и фасадных материалов. Зима и осень являются периодами, когда проведение таких работ становится проблематичным. Низкие температуры, высокая влажность и интенсивные осадки негативно сказываются на качестве ремонта и долговечности использованных материалов. Кроме того, холод может замедлить высыхание штукатурки и краски, что может привести к возникновению трещин и прочих дефектов на поверхности фасада.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта;

Ранее Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон № 94-ФЗ) был установлен запрет на приобретение одноименных товаров, работ, услуг в рамках одной номенклатурной группы при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ.

При этом Закон № 94-ФЗ утратил силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 01.01.2014.

Более того, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений.

С учетом изложенного, по мнению ФАС России, само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (статья 16 Закона о защите конкуренции).

Аналогичная позиция поддержана Минфином России в письме от 08.06.2022 № 24- 0107/54275. В соответствии с Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. Согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами ограничивающего соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

При этом, сам факт заключения договоров без проведения конкурентных процедур не может использоваться в качестве единственного доказательства нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Данные обстоятельства могут быть положены в основу доказательства наличия антиконкурентного соглашения только в совокупности с другими доказательствами, подтверждающими факт сговора. Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10- 2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения. Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции — органа власти (организации, осуществляющий функции органов власти) и хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов). Так, данный вывод подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.12.2019 № Ф05-19097/2019 по делу № А40- 258627/18- 92-2830, в котором указано, что соглашение (исходя из пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции) является согласованным волеизъявлением двух или более участников.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной 4 власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора 5 судебной практики от 16.03.2016).

При этом достаточность доказательств в каждом случае определяется на основе оценки всей совокупности фактов, в том числе исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества.

Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции при квалификации тех или иных действий в качестве соглашения обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения - органа власти и хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем, Комиссия полагает, что в материалах рассматриваемого дела отсутствуют какие-либо доказательств, указывающие на наличие волеизъявления всех сторон соглашения, а также сведения, указывающие на ограничение конкуренции и создании преимущественных условий иным хозяйствующим субъектам путем заключения антиконкурентного соглашения. При этом на необходимость заключения контрактов органом местного самоуправления, как с единственным поставщиком ООО «Держава» повлияло обнаружение скрытых повреждений фасада при выполнении работ по контракту от 22.06.2022, что требовало выполнения дополнительных видов работ, которые не входили в локальную смету к Контракту от 22.06.2022 и его выполнения в теплый период времени.

Пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) лица.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА

1. Прекратить рассмотрение дела в отношении Управления градостроительства и городского хозяйства администрации города Шумерля Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью «Держава» по пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

"..."

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Администрация г. Шумерля
ИНН 2125002448, ОГРН 1022103028837
Контрольно-счетная палата Чувашской Республики
ИНН 2130012667, ОГРН 1072130000194
ООО "ДЕРЖАВА"
ИНН 2125003071, ОГРН 1142138000234
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВИКТОРИЯ"
ИНН 2103002162, ОГРН 1152132010084