Определение №04-05/1768 Рассмотрение дела № 03/04-АМЗ-2019 назначено на 12 апреля. от 14 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 3/04-АМЗ-2019
14 марта 2019 г. Чебоксары
Председатель Комиссии Чувашского УФАС России «…» по рассмотрению дела № 03/04-АМЗ-2019 о нарушении антимонопольного законодательства, в отношении ПАО АКБ «Авангард» по признакам нарушения части пункта 7 части статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении финансовой организацией – ПАО АКБ «Авангард» необоснованно высокой цены финансовой услуги ООО «Комбинат школьного питания №2».
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии поступило обращение ООО «Комбинат школьного питания №2» на действия ПАО АКБ «Авангард», выразившиеся в увеличении комиссии за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами с 1 % до 2,7 % по договору банковского счета от 01.02.2012.
Обращение обусловлено следующим.
ООО «Комбинат школьного питания № 2» является исполнителем контрактов на оказание услуг по организации горячего питания, заключенных 27 августа 2018 г. с МБОУ «СОШ № 2», МБОУ «СОШ № 27», МБОУ «СОШ № 29», МБОУ «СОШ № 31», МБОУ «СОШ № 39» МБОУ «СОШ № 48», МБОУ «СОШ № 45», МБОУ «Гимназия № 1», МБОУ «СОШ № 54» МБОУ «СОШ № 62» по результатам проведения конкурса с ограниченным участием, протокол от 10.08.2018.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Технического задания на оказание услуг к контрактам от 27.08.2018 г. ООО «Комбинат школьного питания № 2» имеет право пользоваться помещением на услуги по организации горячего питания учащимся и преподавателям общеобразовательных организаций.
В связи с тем, что уполномоченным оператором по выпуску и обслуживанию Единой карты учащегося выбран ПАО АКБ «Авангард», ООО «Комбинат школьного питания № 2» при оказании услуг горячего питания в муниципальных общеобразовательных организациях на территории города Чебоксары вынужден пользоваться услугами ПАО АКБ «Авангард» для зачисления оплаты питания на счет организации.
Дополнительным соглашением от 15.08.2017 г. к договору банковского счета от 01.02.2012 г. комиссия за зачисление денежных средств на счет ООО «Комбинат школьного питания № 2» по операциям с банковскими картами была определена в размере 1,0% от зачисляемой суммы.
03 сентября 2018 года ПАО «Банк Авангард» в одностороннем порядке увеличил комиссию за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами в 2,7 раза, в связи с чем, размер комиссии составил 2,7%.
Заявитель указывает, ООО «Комбинат школьного питания № 2» как и иные организации, предоставляющие услуги общественного питания в муниципальных общеобразовательных организациях, не имеет возможности выбрать иной банк для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание, у которого размер комиссии за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами является рыночным.
Вместе с тем, исходя из информации, размещенной на официальных сайта, заявитель указывает, что размер комиссии, взимаемой банками за зачислении денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами составляет от 1,89 до 2 %.
Таким образом, увеличение тарифа по договору, заключенному с ПАО АКБ «Авангард» на 170% ООО «Школьный комбинат питания №2» считает не обоснованным.
По информации ПАО АКБ «Авангард» установлено, что он осуществляет функции уполномоченного оператора Единой карты учащегося (далее - ЕКУ) на основании договора на осуществление функций уполномоченного оператора Единой карты учащегося от 22 ноября 2017 года (далее - Договор), заключенного между Банком и Управлением образования Администрации города Чебоксары по итогам открытого конкурса по выбору уполномоченного оператора ЕКУ, проведенного в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
В соответствии с п. 1.2 Договора ПАО АКБ «Авангард» выступает инвестором создания инфраструктуры, необходимой для обеспечения применения ЕКУ: терминальное оборудование и оборудование в столовых в муниципальных общеобразовательных организациях, оборудование на входе в общеобразовательные организации, оборудование в муниципальных организациях дополнительного образования и иных учреждениях, личные кабинеты пользователя.
Также на основании п. 2.3.12 Договора ПАО АКБ «Авангард» обязан обеспечить для учащихся возможность безналичной оплаты питания по ЕКУ в любой муниципальной общеобразовательной организации, расположенной на территории муниципального образования города Чебоксары вне зависимости от места учебы данного учащегося.
Согласно п. 2.4.1 и 2.4.2 Договора в целях обеспечения работы приложений ЕКУ ПАО АКБ «Авангард» вправе заключать договоры с организациями, предоставляющими услуги по питанию учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях.
ПАО АКБ «Авангард» вправе самостоятельно устанавливать стоимость расходов по обслуживанию ЕКУ и инфраструктуры, необходимой для работы приложений ЕКУ, предъявлять указанные расходы для возмещения организациям, предоставляющим услуги по питанию учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях, в рамках заключаемых с ними договоров в соответствии с пунктом 2.4.1 Договора.
С целью развития инфраструктуры, необходимой для обеспечения применения ЕКУ, ПАО АКБ «Авангард» была установлена комиссия за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с ЕКУ, приложением ЕКУ по оплате питания в муниципальных общеобразовательных организациях на территории муниципального образования города Чебоксары (в процентах от зачисляемой суммы, взимается при каждом зачислении) - в размере 2,7%.
Комиссия по иным операциям устанавливается согласно Тарифам по операциям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (далее - Тарифы).
Поскольку ООО «Комбинат школьного питания №2» является одной из организаций, предоставляющих услуги по питанию учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях в рамках программы ЕКУ, комиссия по соответствующим операциям составляет 2,7 %.
Комиссия за начисление денежных средств обществу установлен в размере 2,7% за каждую операцию согласно Приказу №515а от 24.08.2018 (копия приказа не представлена).
Увеличение размера комиссии было произведено в соответствии с Договором банковского счета.
Школьную столовую можно отнести к классу столовых, кафе. В отличие от обычной столовой, где банки устанавливает только POS-терминал, для того чтобы организовать безналичную оплату питания в школьных столовых. Банк за свой счет провел интернет-каналы и осуществляет ежемесячную оплату интернет-каналов, передал оборудование для технологии электронных журналов, установил терминалы оплат и компьютерные кассы.
Кроме того, в отличие от традиционной услуги эквайринга, в которой банки- эквайеры не взаимодействуют с плательщиками - держателями карт. Банк проводит большую организационную работу с родителями, разъясняя им сущность расчетов по безналичной оплате, фактически осуществляя банковское обслуживание родителей, как владельцев банковских счетов, и школьников, как держателей карт, что, в свою очередь требует больших расходов для Банка.
Таким образом, ПАО АКБ «Авангард» указывает, что понес и несет существенные расходы на создание и обслуживание платежной инфраструктуры в школах.
Кроме того, ПАО АКБ «Авангард» поддерживает большую сеть инфраструктуры по приему денежных средств от родителей, предоставляя им услуги бесплатно.
В этой связи ПАО АКБ «Авангард», указал, что с учетом увеличения размера комиссии до 2,7 %, банк не вышел на текущую окупаемость.
Таким образом, ПАО АКБ «Авангард» представил не экономическое обоснование установление стоимости тарифа для ООО «Школьный комбинат питания №2», а только перечислил комплекс мер, направленный на реализацию исполнения функций уполномоченного оператора ЕКУ.
В силу чего, Чувашским УФАС России в адрес Банка повторно направлен запрос о предоставлении информации в части экономического обоснования стоимости тарифа в размере 2,7 %, установленного для ООО «Комбинат школьного питания №2».
Однако, письмом от 05.03.2019 №37/1610/872 ПАО АКБ «Авангард» вновь не представил экономическое обоснование.
Пунктом 7 части 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги.
Согласно в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Для признания действий субъектов, нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.
По результатам проведённого Чувашским УФАС России анализа рынка услуг безналичного расчета за школьное питание образовательными учреждениями на территории города Чебоксары в 2018 году доминирующее положение занимает ПАО АКБ «Авангард».
В силу изложенного в действия ПАО АКБ «Авангард» усматриваются признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»
На основании изложенного,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 03/04-АМЗ-2019 к рассмотрению на 12 апреля 2019 года в 10 часов 00 минут (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 2).
2. Привлечь к рассмотрению в деле в качестве заявителя – ООО «Комбинат школьного питания №2» (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т Московский, д. 17);
3. Привлечь к рассмотрению в деле в качестве ответчика – ПАО АКБ «Авангард» (115035, Москва, ул. Садовническая, д. 12, стр. 1);
4. Привлечь к рассмотрению в деле в качестве заинтересованного лица – управление администрации г. Чебоксары ( 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т Московский, д. 8)
5. Сторонам представить письменные мотивированные пояснения, документы ( при наличии) по изложенному вопросу.
Явка ответчиков по делу или его уполномоченного представителя обязательна.
Председатель Комиссии «…»