Определение №04-05/1768 Рассмотрение дела № 03/04-АМЗ-2019 назначено на 12 апреля. от 14 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 3/04-АМЗ-2019   

 

14 марта 2019                                                                                 г. Чебоксары

 

Председатель Комиссии  Чувашского УФАС России «…» по рассмотрению дела № 03/04-АМЗ-2019 о нарушении  антимонопольного законодательства, в отношении ПАО АКБ «Авангард»  по признакам нарушения части пункта 7 части  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении финансовой организацией – ПАО АКБ «Авангард» необоснованно высокой цены финансовой услуги ООО «Комбинат школьного питания №2».

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии поступило обращение ООО «Комбинат школьного питания №2» на действия ПАО АКБ «Авангард», выразившиеся в увеличении комиссии  за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами  с 1 % до 2,7 % по договору банковского счета от  01.02.2012.

Обращение обусловлено следующим.

ООО «Комбинат школьного питания № 2» является исполнителем контрактов на оказание услуг по организации горячего питания, заключенных 27 августа 2018 г. с МБОУ «СОШ № 2», МБОУ «СОШ № 27», МБОУ «СОШ № 29», МБОУ «СОШ № 31», МБОУ «СОШ № 39» МБОУ «СОШ № 48», МБОУ «СОШ № 45», МБОУ «Гимназия № 1», МБОУ «СОШ № 54» МБОУ «СОШ № 62» по результатам проведения конкурса с ограниченным участием, протокол от 10.08.2018.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Технического задания на оказание услуг к контрактам от 27.08.2018 г. ООО «Комбинат школьного питания № 2» имеет право пользоваться помещением на услуги по организации горячего питания учащимся и преподавателям общеобразовательных организаций.

В связи с тем, что уполномоченным оператором по выпуску и обслуживанию Единой карты учащегося выбран ПАО АКБ «Авангард»,                 ООО «Комбинат школьного питания № 2» при оказании услуг горячего питания в муниципальных общеобразовательных организациях на территории города Чебоксары вынужден пользоваться услугами ПАО АКБ «Авангард» для зачисления оплаты питания на счет организации.

Дополнительным соглашением от 15.08.2017 г. к договору банковского счета от 01.02.2012 г. комиссия за зачисление денежных средств на счет               ООО «Комбинат школьного питания № 2» по операциям с банковскими картами была определена в размере 1,0% от зачисляемой суммы.

03 сентября 2018 года ПАО «Банк Авангард» в одностороннем порядке увеличил комиссию за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами в 2,7 раза, в связи с чем,  размер комиссии составил 2,7%.

Заявитель указывает, ООО «Комбинат школьного питания №         2» как и иные организации, предоставляющие услуги общественного питания в муниципальных общеобразовательных организациях, не имеет возможности выбрать иной банк для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание, у которого размер комиссии за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами является рыночным.

Вместе с тем, исходя из информации, размещенной на официальных сайта, заявитель указывает, что размер комиссии, взимаемой банками  за зачислении денежных средств на счет клиента по операциям с банковскими картами составляет  от 1,89 до 2 %.

Таким образом, увеличение тарифа по договору, заключенному с                   ПАО АКБ «Авангард» на 170% ООО «Школьный комбинат питания №2» считает не обоснованным.

По информации ПАО АКБ «Авангард» установлено, что он  осуществляет функции уполномоченного оператора Единой карты учащегося (далее - ЕКУ) на основании договора на осуществление функций уполномоченного оператора Единой карты учащегося от 22 ноября 2017 года (далее - Договор), заключенного между Банком и Управлением образования Администрации города Чебоксары по итогам открытого конкурса по выбору уполномоченного оператора ЕКУ, проведенного в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

В соответствии с п. 1.2 Договора ПАО АКБ «Авангард»  выступает инвестором создания инфраструктуры, необходимой для обеспечения применения ЕКУ: терминальное оборудование и оборудование в столовых в муниципальных общеобразовательных организациях, оборудование на входе в общеобразовательные организации, оборудование в муниципальных организациях дополнительного образования и иных учреждениях, личные кабинеты пользователя.

Также на основании п. 2.3.12 Договора ПАО АКБ «Авангард»  обязан обеспечить для учащихся возможность безналичной оплаты питания по ЕКУ в любой муниципальной общеобразовательной организации, расположенной на территории муниципального образования города Чебоксары вне зависимости от места учебы данного учащегося.

Согласно п. 2.4.1 и 2.4.2 Договора в целях обеспечения работы приложений ЕКУ ПАО АКБ «Авангард»  вправе заключать договоры с организациями, предоставляющими услуги по питанию учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях.

ПАО АКБ «Авангард»  вправе самостоятельно устанавливать стоимость расходов по обслуживанию ЕКУ и инфраструктуры, необходимой для работы приложений ЕКУ, предъявлять указанные расходы для возмещения организациям, предоставляющим услуги по питанию учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях, в рамках заключаемых с ними договоров в соответствии с пунктом 2.4.1 Договора.

С целью развития инфраструктуры, необходимой для обеспечения применения ЕКУ, ПАО АКБ «Авангард»  была установлена комиссия за зачисление денежных средств на счет клиента по операциям с ЕКУ, приложением ЕКУ по оплате питания в муниципальных общеобразовательных организациях на территории муниципального образования города Чебоксары (в процентах от зачисляемой суммы, взимается при каждом зачислении) - в размере 2,7%.

Комиссия по иным операциям устанавливается согласно Тарифам по операциям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (далее - Тарифы).

Поскольку ООО «Комбинат школьного питания №2» является одной из организаций, предоставляющих услуги по питанию учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях в рамках программы ЕКУ, комиссия по соответствующим операциям составляет 2,7 %.

Комиссия за начисление денежных средств обществу установлен в размере 2,7% за каждую операцию согласно Приказу №515а от 24.08.2018 (копия приказа не представлена).

Увеличение размера комиссии было произведено в соответствии с Договором банковского счета.

Школьную столовую можно отнести к классу столовых, кафе. В отличие от обычной столовой, где банки устанавливает только POS-терминал, для того чтобы организовать безналичную оплату питания в школьных столовых. Банк за свой счет провел интернет-каналы и осуществляет ежемесячную оплату интернет-каналов, передал оборудование для технологии электронных журналов, установил терминалы оплат и компьютерные кассы.

Кроме того, в отличие от традиционной услуги эквайринга, в которой банки- эквайеры не взаимодействуют с плательщиками - держателями карт. Банк проводит большую организационную работу с родителями, разъясняя им сущность расчетов по безналичной оплате, фактически осуществляя банковское обслуживание родителей, как владельцев банковских счетов, и школьников, как держателей карт, что, в свою очередь требует больших расходов для Банка.

Таким образом, ПАО АКБ «Авангард» указывает, что понес и несет существенные расходы на создание и обслуживание платежной инфраструктуры в школах.

Кроме того, ПАО АКБ «Авангард» поддерживает большую сеть инфраструктуры по приему денежных средств от родителей, предоставляя им услуги бесплатно.

В этой связи ПАО АКБ «Авангард», указал, что с учетом увеличения размера комиссии до 2,7 %, банк не вышел на текущую окупаемость.

          Таким образом, ПАО АКБ «Авангард»  представил не экономическое обоснование  установление стоимости тарифа для ООО «Школьный комбинат питания №2», а только перечислил комплекс мер, направленный на реализацию исполнения функций уполномоченного оператора ЕКУ.  

         В силу чего, Чувашским УФАС России в адрес Банка повторно направлен запрос о предоставлении информации в части экономического обоснования стоимости тарифа в размере 2,7 %, установленного для ООО «Комбинат школьного питания №2».

         Однако, письмом от 05.03.2019 №37/1610/872 ПАО АКБ «Авангард» вновь не представил экономическое обоснование.

Пунктом 7 части  1  ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006                  «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги.

Согласно в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в    части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для признания действий субъектов, нарушающими требования   части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

По результатам проведённого Чувашским УФАС России анализа рынка услуг безналичного расчета за школьное питание образовательными учреждениями на территории города Чебоксары в 2018 году  доминирующее положение занимает ПАО АКБ «Авангард».

         В силу изложенного в действия ПАО АКБ «Авангард» усматриваются признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»

         На основании изложенного,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 03/04-АМЗ-2019 к рассмотрению на 12 апреля 2019 года в  10 часов 00 минут (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 2).

2. Привлечь к рассмотрению в деле в качестве заявителя –                             ООО «Комбинат школьного питания №2» (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т Московский, д. 17);

3. Привлечь к рассмотрению в деле в качестве ответчика – ПАО АКБ «Авангард»  (115035, Москва, ул. Садовническая, д. 12, стр. 1);

4. Привлечь к рассмотрению в деле в качестве заинтересованного лица – управление администрации г. Чебоксары ( 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т Московский, д. 8)

5. Сторонам представить письменные мотивированные пояснения, документы ( при наличии) по изложенному вопросу.

 

Явка ответчиков по делу или его уполномоченного представителя обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны