Решение №СИ/3332/21 Решение по жалобе ООО "Партнер-Нефть" от 19 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

"..."

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-467/2021

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России в составе:

"..."

 

при участии от:

заказчика – Акционерного общества «Спецавтохозяйство», "...", представителя по доверенности № 25 от 04.08.2020,

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Партнер-Нефть», "...", представителя по доверенности № 5/20-ю от 16.01.2020,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Парнер-Нефть» (далее – ООО «Партнер-Нефть», Заявитель) на действия закупочной комиссии Заказчика – Акционерного общества «Спецавтохозяйство» (далее – АО «Спецавтохозяйство», Заказчик) при проведении запроса котировок на поставку товара: «Дизельное топливо Евро, Сорт С летнее, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5)» для нужд АО «Спецавтохозяйство» на II и III квартал 2021 года (изв. № 32110203400), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 30.04.2021 обратилось ООО «Партнер-Нефть» с жалобой на действия Закупочной комиссии Заказчика – АО «Спецавтохозяйство» при проведении запроса котировок на поставку товара: «Дизельное топливо Евро, Сорт С летнее, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5)» для нужд АО «Спецавтохозяйство» на II и III квартал 2021 года (изв. № 32110203400).

В жалобе ООО «Партнер-Нефть» указывает на нарушения Закупочной комиссией Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно:

- в техническом задании указано излишнее требование, которое создало поле для злоупотребления при допуске заявок к участию в закупке и повлекло необоснованный отказ в допуске заявки ООО «Партнер-нефть».

Заявитель просит провести проверку действий Заказчика и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Представитель Заказчика нарушение процедуры подведения итогов запроса предложений в электронной форме не признал.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Специализированное автохозяйство», утвержденный советом директоров АО «Спецавтохозяйство» «19 » декабря 2018 г. (Протокол № 5 от «19 » декабря 2018 г.) (далее - Положение).

Заказчиком – АО «Спецавтохозяйство» 17.04.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32110203400 о проведении запроса котировок на поставку товара: «Дизельное топливо Евро, Сорт С летнее, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5)» для нужд АО «Спецавтохозяйство» на II и III квартал 2021 года. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 5 400 000,00 руб.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запросов котировок регламентируется Главой 6 Положения.

В части 21 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок..

Согласно части 2 статьи 4 Положения запрос котировок - форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках определено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Пунктом 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: иные сведения, определенные положением о закупке.

Аналогичные требования содержит пункт 9 части 1 статьи 12 Положения.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Положения Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с настоящим Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 3 статьи 11 Положения Заказчик вправе установить к участникам закупки иные обязательные и дополнительные требования в пределах норм закона № 223-ФЗ, иных федеральных законов и нормативно-правовых актов. Дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям отражаются в документации о закупке.

В пункте 12 Извещения о проведении запроса котировок на определение поставщика и заключения договора на поставку товара: «Дизельное топливо Евро, Сорт С летнее, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5)» для нужд АО «Спецавтохозяйство» на II и III квартал 2021 года (далее – Извещение) перечислены документы, предоставляемые участником запроса котировок.

Так в подпункте 8 пункта 12 Извещения указано о необходимости предоставления предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара с указанием точных характеристик требуемого товара, с учетом иных требований указанных в приложение №3 к извещению.

В подпункте 3.5 пункта 3 Приложения № 3 к Извещению указаны требования к парку автотранспорта Поставщика, согласно которому Парк автотопливозаправщиков Поставщика услуги должен составлять не менее трёх транспортных средств на случай внезапной поломки в рейсе транспортного средства и необходимости его срочной замены для предотвращения остановки участка по причине отсутствия топлива. Указанная техника должна принадлежать Поставщику на праве собственности, аренды, лизинга или ином законном основании. Наличие техники подтверждается регистрационными документами на транспортные средства, копиями договоров аренды, лизинга и/или иных документов, подтверждающих право владения, ПТС (в случае наличия) и должно быть предоставлено в составе заявки на участие в закупочной процедуре (вторая часть).

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 2041425 от 27.04.2021 заявка участника № 3 (ООО «Партнер-Нефть») отклонена закупочной комиссией Заказчика по следующим основаниям: «Несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки, а именно: - отсутствует в составе заявки документы, согласно требованиям пп.8 п.12 Извещения иные требования указанные в Приложение №3 к Извещению, п. 3.5 пп.3 п.2 Технической части «Требования к парку авто-транспорта Поставщика»»

На заседании комиссии, представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии в Парке автотопливозаправщиков Поставщика услуги не менее трёх транспортных средств установлено на случай внезапной поломки в рейсе транспортного средства и необходимости его срочной замены для предотвращения остановки участка по причине отсутствия топлива.

Представитель Заявителя, на заседании комиссии пояснил, что в Извещении отсутствует образец заполнения предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара. Вышеуказанное создало поле для злоупотреблений при допуске заявок к участию в Закупке и повлекло за собой необоснованный отказ в допуске заявки ООО «ПАРТНЕР-НЕФТЬ» к участию в Закупке. Кроме того, приёмка нефтепродуктов осуществляется Заказчиком в 2 ёмкости по 10 кубическим метров. Общий объем емкостей Заказчика составляет 20 кубических метров. Нефтепродукты принимаются Заказчиком из автотопливозаправщиков объёмом 5 кубических метров. Одномоментно (с учётом обязательного к наличию неснижаемого остатка топлива в емкостях Заказчика) Заказчик может принять 3 автотопливозаправщиков объёмом 5 кубических метров. Закупка топлива дизельного в количестве 125000 литров (125 кубических метров) проводилась Заказчиком на 2 и 3 квартал 2021 г. Соответственно потребность Заказчика в топливе составляет 125 кубических метров / 25,7 недель - 4,86 кубических метра в неделю (0,69 кубических метра в день), то есть один рейс автотопливозаправщика объемом 5 куб. м. с перекрывает недельную потребность Заказчика в топливе. Полная загрузка ёмкостей Заказчика позволяет до 28 дней обойтись без завоза дизельного топлива.

Комиссия Чувашского УФАС России, заслушав пояснения сторон, проанализировав Положение и Извещение отмечает, что согласно части 3 статьи 11 Положения Заказчик вправе установить к участникам закупки иные обязательные и дополнительные требования в пределах норм закона № 223-ФЗ, иных федеральных законов и нормативно-правовых актов. Однако Заказчик, в обоснование вышеуказанного требования, не указал в соответствии с какими нормативно-правовыми актами установил его необходимость.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что, требование установленное подпункте 3.5 пункта 3 Приложения № 3 к Извещению о наличии не менее трёх транспортных средств в парке автотопливозаправщиков автотранспорта Поставщика является излишним и может привести к ограничению конкуренции.

В подтверждении правомерности выводов Комиссии свидетельствует тот факт, что по результатам рассмотрения заявок 2 заявки из 3 были отклонены в связи с не подтверждением заявленного Заказчиком требования о наличии не менее трёх транспортных средств в парке автотопливозаправщиков автотранспорта Поставщика.

Таким образом, отклонение заявки является следствием утверждения в Закупочной документации ненадлежащих требований к участникам закупочной процедуры.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, доводы, изложенные в жалобе признаются обоснованным.

На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Парнер-Нефть» обоснованной, а в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и полагает о необходимости выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Партер-Нефть» на действия Закупочной комиссии Заказчика – Акционерного общества «Спецавтохозяйство» при проведении запроса котировок на поставку товара: «Дизельное топливо Евро, Сорт С летнее, экологического класса К5 (ДТ-Л-К5)» для нужд АО «Спецавтохозяйство» на II и III квартал 2021 года (изв. № 32110203400) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика - Акционерного общества «Спецавтохозяйство» нарушившей пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Заказчику - Акционерному обществу «Спецавтохозяйство» предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

2021-3926

 

 

Связанные организации

ООО "ПАРТНЕР-НЕФТЬ"
ИНН 2130156933, ОГРН 1152130008722
АО "Спецавтохозяйство"
ИНН 2130017432, ОГРН 1072130006024