Решение №А79-6871/2020 Постановление суда. от 16 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

 

Нижний Новгород

Дело № А79-6871/2020

16 сентября 2021 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.

 

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,

 

при участии представителей

от индивидуального предпринимателя Евдокимовой Натальи Анатольевны:

Смирнова Ю.И. (доверенность от 17.01.2019),

от индивидуального предпринимателя Федотова Вячеслава Васильевича:

Смирнова Ю.И. (доверенность от 18.10.2018),

от индивидуального предпринимателя Евсюкова Олега Петровича:

Смирнова Ю.И. (доверенность от 07.07.2020),

 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 

 

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 19.02.2021 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021

по делу № А79-6871/2020

 

по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

о признании недействительными решений и предписаний Управления Федеральной

антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии,

 

третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, –  индивидуальные предприниматели Павлов Эдуард Валерьевич, Евдокимова Наталья

Анатольевна, Федотов Вячеслав Васильевич, Евсюков Олег Петрович и Антонов Николай Анатольевич,

 

и   у с т а н о в и л :

 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании недействительными решений и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление) от 13.07.2020 по делам № 021/10/18.1-730/2020, 021/10/18.1-731/2020, 021/10/18.1-732/2020 и 021/10/18.1-733/2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели Павлов Эдуард Валерьевич, Евдокимова Наталия Анатольевна, Федотов Вячеслав Васильевич, Евсюков Олег Петрович и Антонов Николай Анатольевич.

Решением суда от 19.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 решение суда оставлено без изменения.

Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили  положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Закон № 220-ФЗ не запрещает изменять данные реестра маршрута, данные в который вносятся по итогам проведенного конкурса. Суды не приняли во внимание нормативные правовые акты Чувашской Республики, регулирующие порядок ведения реестра маршрутов. Изменение расписания не является изменением межмуниципального маршрута или изменением реестра и не требует переоформления свидетельства по маршруту; в извещениях по спорным маршрутам время выезда первого рейса не установлено. Объявление конкурсов с данными, отличными от реестра маршрутов по классу и количеству транспортных средств, не может ограничить конкуренцию и создать препятствие для допуска на рынок перевозок. Заявитель полагает, что Управление неправомерно приняло к рассмотрению жалобу предпринимателя Павлова, не обладающего правом на обжалование действий организаторов торгов; нарушило процедуру рассмотрения антимонопольных дел. Поскольку Министерство при проведении спорных открытых конкурсов не допустило нарушений действующего законодательства, заявленные требования подлежали удовлетворению. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Предприниматели Евдокимова, Федотов и Евсюков в отзывах и их представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики – Чувашии и Первым арбитражным апелляционным  судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление 07.07.2020 поступили жалобы предпринимателя Павлова на действия организатора торгов – Министерства при проведении открытого аукциона на право осуществления перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике: № 270 «Чебоксары (Альгешево) – Новочебоксарск (Сокол)», № 234 «Чебоксары (Завод им. В.И. Чапаева) – Новочебоксарск (Сокол)», № 101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)», № 220 «Чебоксары (ул. Гладкова) –  Новочебоксарск (Иваново)».

В ходе рассмотрения жалоб Управление установило следующее. Приказом Министерства от 29.06.2020 № 02-03/115 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 270 «Чебоксары (Альгешево) – Новочебоксарск                 (Сокол)». Пунктом 2 данного приказа утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса.

Из приказа, конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса следует, что конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте № 270 «Чебоксары (Альгешево) – Новочебоксарск (Сокол)»: отправление из г. Чебоксары: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30, интервал 10 минут; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00, интервал 20 минут; отправление из г. Новочебоксарска: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30, интервал 10 минут;  с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00, интервал    20 минут.

Промежуточные остановочные пункты: с. Альгешево (Чебоксарский район) – ОАО «Чебоксарская керамика» – Ботанический сад – Питомник  – Дорисс-парк – ул. Хузангая – Эгерский бульвар – ТК «Шупашкар» – Микрохирургия глаза – Больничный комплекс – ул. Баумана – ул. Гастелло – Школа № 53 – Торговый центр «Лента» – Маштехникум – ОАО «Промтрактор» – Четра – Завод силовых агрегатов – ООО «Яхтинг» – АО «Инкост» – проспект Тракторостроителей – Пихтулино – Типсирмы – Школа № 19 – Магазин «Ника» – Юраково – Детская больница – Рынок «Новочебоксарский» – ул. Пионерская –  Дом быта «Орион» – Соборная площадь – Кинотеатр «Атал» – Магазин «Каблучок» – ул. Комсомольская – площадь Победы – Ледовой дворец «Сокол» (г. Новочебоксарск).

Требования к подвижному составу и классу: 13 автобусов, в том числе 2 резервных (средний класс, 3,4).

В реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики по состоянию на 22.05.2020 на пригородном автобусном маршруте № 270  класс транспортных средств указан как малый, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать, – 30 автобусов (в том числе 2 резервных), интервал движения – 8 минут, время выезда первого рейса – 5-00.

Однако, согласно извещению о проведении открытого конкурса требования к транспортным средствам: 13 автобусов среднего класса (в том числе 2 резервных); интервал движения – 10 минут (пиковый) и 20 минут (межпиковый); время отправления первого рейса – 06-30.

Приказом Министерства от 29.06.2020 № 02-03/114 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 234 «Чебоксары (Завод им. В.И. Чапаева) – Новочебоксарск (Сокол)». Пунктом 2 данного приказа утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса.

Согласно приказу, конкурсной документации и извещения  открытый конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте № 234 «Чебоксары (Завод им. В.И. Чапаева) – Новочебоксарск (Сокол)»: отправление из г. Чебоксары: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30, интервал 10 минут; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00, интервал 20 минут; отправление из г. Новочебоксарск: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30, интервал 10 минут; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00, интервал 20 минут.

Промежуточные остановочные пункты: Завод им. В.И. Чапаева (г. Чебоксары) – ул. Коллективная – ДК «Ровесник» – ул. Фруктовая – ул. Чернышевского – ул. Мате Залка – ул. Яноушека – Техникум связи – Мебельная фабрика – ул. Б. Хмельницкого – Центральный рынок – Русский драмтеатр – стадион «Олимпийский» – Гостиница «Россия» –  ул. П. Лумумбы – Стадион «Спартак» – Мега Молл – АО «Чебоксарский трикотаж» – Завод «Энергозапчасть» – ТЭЦ-2 – АО «Текстильмаш» – Гремячево – Аникеево – Восточный поселок – МАДИ – проспект Тракторостроителей – Пихтулино – Типсирмы – Школа № 19 – Магазин «Ника» – Юраково – Детская больница – Рынок «Новочебоксарский» –  ул. Пионерская – Дом быта «Орион» – Соборная площадь – Кинотеатр «Атал» – Магазин «Весна» – Магазин «Каблучок» – ул. Комсомольская – площадь Победы – Ледовой дворец «Сокол» (г. Новочебоксарск).

Требования к подвижному составу и классу: 14 автобусов, в том числе 2 резервных (средний класс 3,4).

Однако, в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики по состоянию на 22.05.2020 на пригородном автобусном маршруте № 234 класс транспортных средств указан как малый, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать, – 38 автобусов (в том числе 2 резервных), интервал движения – 6 минут, время выезда первого рейса – 5-00.

Из извещения о проведении открытого конкурса следует, что к транспортным средствам предъявляются следующие требования: 14 автобусов среднего класса (в том числе 2 резервных); интервалы движения – 10 минут (пиковый) и 20 минут (межпиковый); время отправления первого рейса – 06-30.

Приказом Министерства от 29.06.2020 № 02-03/112 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)», утверждена конкурсная документация (пункт 2 приказа).

Из приказа, конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса следует, что конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте № 101с «Чебоксары (Университет) – Новочебоксарск (Сокол)».

Промежуточные остановочные пункты: Университет (г. Чебоксары) – бульвар Юности – ул. Ахазова – Кооперативный институт – ОАО «Элара» – ул. Афанасьева – Дом мод – Дом Союзов – Хлопчатобумажный комбинат – АО «Чебоксарский трикотаж» – Завод «Энергозапчасть» – АО «Текстильмаш» – Гремячево – Аникеево – Восточный поселок – МАДИ – Пихтулино – Типсирмы – Школа № 19 – ул. Первомайская – Дом правосудия – Детский городок – Ельниковская роща – магазин «Каблучок» – ул. Комсомольская –  площадь Победы – Ледовой дворец «Сокол» (г. Новочебоксарск).

Требования к подвижному составу и классу: 13 автобусов, в том числе 2 резервных (средний класс 3,4).

Согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики  на пригородном автобусном маршруте                         № 101с класс транспортных средств указан – малый и средний, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать, – 35 автобусов (в том числе 2 резервных), интервал движения –   3 – 5  минут, время выезда первого                 рейса –  5-05.

Из извещения о проведении открытого конкурса следует, что требования к транспортным средствам предъявлены такие, как: 13 автобусов среднего класса (в том числе 2 резервных); интервал движения – 10 минут (пиковый) и 20 минут (межпиковый); время отправления первого рейса – 06-30.

Приказом Министерства от 29.06.2020 № 02-03/113 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 220 «Чебоксары (ул. Гладкова) – Новочебоксарск (Иваново)», утверждена конкурсная документация.

Из приказа Министерства от 29.06.2020 № 02-03/113, конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса следует, что конкурс проводится на пригородном автобусном маршруте № 220 «Чебоксары (ул. Гладкова) –  Новочебоксарск (Иваново)»: отправление из г. Чебоксары: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30, интервал 10 минут; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00, интервал 20 минут; отправление из г. Новочебоксарск: с 06-30 до 09-00 и с 16-00 до 19-30,  интервал 10 минут; с 05-00 до 06-30, с 09-00 до 16-00, с 19-30 до 23-00, интервал 20 минут.

Промежуточные остановочные пункты: ул. Гладкова (г. Чебоксары) – Ярмарка –  Центральный рынок – ул. Космонавта Николаева – Пригородный автовокзал – МТВ –  Эгерский бульвар – ул. Баумана – ОАО «Промтрактор» – Школа № 19 – Детский городок –  Магазин «Каблучок» – Иваново (г. Новочебоксарск).

Требования к подвижному составу и классу: 14 автобусов, в том числе 2 резервных (средний класс 3,4).

Между тем в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики на пригородном автобусном маршруте № 220 класс транспортных средств указан как малый, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать, – 28 автобусов (в том числе 2 резервных), интервал движения – 5 минут, время выезда первого рейса – 5-05.

В извещении о проведении открытого конкурса предъявлены следующие требования к транспортным средствам: 14 автобусов среднего класса (в том числе 2 резервных); интервал движения – 10 минут (пиковый) и 20 минут (межпиковый); время отправления первого рейса – 06-30.

Комиссия Управления пришла к выводу, что в извещениях фактически размещена недостоверная информация о предмете открытого конкурса при проведении обязательных торгов в соответствии с Законом № 220-ФЗ.

Решениями Управления от 13.07.2020 № 021/10/18.1-730/2020,                                021/10/18.1-731/2020, 021/10/18.1-732/2020 и 021/10/18.1-733/2020 жалобы признаны обоснованными. Министерство признано нарушившим часть 2 статьи 12, пункт 2 часть 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ, что выразилось в объявлении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам № 270, 234, 101с и 220 с характеристиками, отличающимися от действующего на момент объявления конкурса реестра маршрутов.

Организатору торгов – Министерству выданы предписания от 13.07.2020 № 021/10/18.1-730/2020, 021/10/18.1-731/2020, 021/10/18.1-732/2020 и  021/10/18.1-733/2020 об устранении допущенных нарушений путем отмены конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по указанным маршрутам.

Министерство оспорило решения и предписания в судебном порядке.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                      «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), Закона № 220-ФЗ, Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон № 48), постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 № 534 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике» (далее – Постановление № 534), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, признав оспариваемые акты законными и обоснованными.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В статье 18.1 Закона № 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), в том числе,  организатора торгов, при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (пункт 1 части 1 статьи 18 Закона № 135-ФЗ).

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов.  В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов  комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. В случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) антимонопольный орган принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного закона.

В силу подпункта «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Указанные положения Закона № 135-ФЗ содержат общие правила и распространяются, в том числе, на торги, проводимые при организации регулярных перевозок.

Нарушение порядка организации открытого конкурса, предусмотренного статьей 21 Закона № 220-ФЗ, влечет последствия, установленные частью 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Закон № 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры,  а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В части 2 статьи 21 Закона № 220-ФЗ, в части 1 статьи 8.1 Закона № 48 предусмотрено, что открытый конкурс на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок.

Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Законом № 220-ФЗ на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 Постановления № 534).

В пункте 19 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Карта маршрута регулярных перевозок является документом, содержащим сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона                              № 220-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных данным законом (пункты 1-11 части 1 статьи 26) сведений о маршрутах в реестры соответствующих маршрутов (изменении сведений).

Из положений статей 26, 27, 28 Закона № 220-ФЗ следует, что в реестр маршрутов регулярных перевозок включаются сведения, в том числе, о классах транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту. Данные сведения о классах транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту. Данные сведения также указываются в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карте соответствующего маршрута.

В силу части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок определен в статье 27 Закона № 220-ФЗ. Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданное юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, подлежит переоформлению в случае изменения маршрута регулярных перевозок.

Согласно части 2 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

В частях 1 и 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном организатором открытого конкурса. В извещении о проведении открытого конкурса указываются сведения о предмете открытого конкурса.

К участию в открытом конкурсе, в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона                          № 220-ФЗ, допускаются, в том числе,  юридические лица, индивидуальные предприниматели, владеющие на праве собственности или ином законном основании транспортными средствами, соответствующими требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок.

Из приведенных норм следует, что предметом открытого конкурса выступает право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по установленному маршруту регулярных перевозок. При этом транспортные средства претендента на участие в конкурсе должны соответствовать требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которых выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Суды установили, что сведения о маршрутах № 270, 234, 101с, 220, предусмотренные Законом № 220-ФЗ,  включены в реестр межмуниципальных маршрутов.

Министерство объявило конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок по указанным маршрутам. Соответственно, предмет конкурса должен соответствовать реестру. В нарушение части 2 статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 22 Закона № 220-ФЗ организатор торгов в извещении о проведении конкурса указал сведения о предмете конкурса с характеристиками, отличными от действующего на момент объявления конкурса реестра маршрутов, то есть отразил недостоверные сведения о предмете конкурса.

Суды пришли к выводу, что указание в извещении о проведении конкурса недостоверной информации о предмете конкурса вводит в заблуждение потенциальных претендентов на участие в нем, поскольку ненадлежащее доведение до неопределенного круга лиц достоверной информации о торгах создает условия, ограничивающие привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц для обеспечения конкуренции                 покупателей.

Довод Министерства о необходимости приведения реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики в соответствие с предметами объявленных конкурсов в будущем, после их проведения, суды отклонили, как основанный на ошибочном толковании закона.

Утверждение заявителя о том, что Управления отсутствовали основания для рассмотрения жалоб предпринимателя Павлова по существу, рассмотрено судами и правомерно отклонено в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, могут быть обжалованы также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Порядок рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства урегулирован главой 9 Закона № 135-ФЗ.

В силу части 2 статьи 39 Закона № 135-ФЗ основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства, в числе прочего может являться заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Вопреки доводу заявителя предприниматель Павлов подавал заявки на участие в конкурсах по спорным маршрутам.

В жалобах предприниматель Павлов указал на обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности информации о предмете конкурса. Сомнения заявителя относительно подписания жалоб предпринимателем Павловым, не подтвержденные документально, не могут являться основанием для отмены принятых судебных актов.

Довод Министерства о несоблюдении антимонопольным органом порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства отклоняется, как неподтвержденный.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что оспариваемые решения и выданные на их основании предписания являются законными и обоснованными, в связи с чем отказали Министерству в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

 

ПОСТАНОВИЛ:               

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 19.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу № А79-6871/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председательствующий

                                                 

Н.Ю. Башева

 

 

 

Судьи

 

О.В. Александрова

Н.Ш. Радченкова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны