Решение №НВ/791/20 Жалоба признана обоснованной в части. от 6 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Актино»

 

Дело № 021/06/64-72/2020                                                                               г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 февраля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 №4 в составе:

<…….>

в присутствии представителей:

от заказчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики – <…….>

от уполномоченного органа Государственной службы Чувашской Республики

по конкурентной политике и тарифам – <…….>

от общества с ограниченной ответственностью «Актино» - <…….>в присутствии третьего лица – <…….>;

рассмотрев жалобу ООО «Актино» на положения аукционной документации заказчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – Заказчик), уполномоченного органа Государственной службы Чувашской Республики  по конкурентной политике и тарифам (далее  – Уполномоченный орган) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),   

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 28.01.2020 обратилось ООО «Актино» с жалобой на положения аукционной документации Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по профессии (специальности) «Охранник 4 разряда (переподготовка, медицинское освидетельствование)» (изв. № 0115200001120000001).      

 В жалобе заявитель сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:

- Заказчик необоснованно объединил в один лот, не связанные между собой, услуги по оказанию профессионального обучения, дополнительного профессионального образования и услуги на медицинское освидетельствование лиц, направленных на обучение, в связи с чем ограничил круг потенциальных участников аукциона;

- в Техническом задании аукционной документации ни к участникам закупки, ни к составу заявки, не установлено требование о наличии стрелковых объектов для проведения занятий по огневой подготовке;

- установленное, в аукционной документации, требование к месту оказания услуг, вводит участников закупки в заблуждение;

 - установленное в Техническом задании аукционной документации требование, к участнику закупки, о предоставлении им сметы расходов с учетом расходов на медицинское освидетельствование, учебный план по программе обучения, копии действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программе профессионального обучения и  дополнительного профессионального образования с приложениями, не предусмотрено законодательством о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, ООО «Актино» просит признать жалобу обоснованной, провести проверку аукционной документации, обязать Заказчика внести в аукционную документацию соответствующие изменения.

Представители заказчика и уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе не признали, указали на отсутствие нарушений в положениях аукционной документации. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

20.01.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001120000001 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по профессии (специальности) «Охранник 4 разряда (переподготовка, медицинское освидетельствование)», с начальной (максимальной) ценой контракта 2 396 534,48 руб. Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.   

По доводу Заявителя о необоснованном объединении в один лот, не связанных между собой, услуг по оказанию профессионального обучения, дополнительного профессионального образования и услуги на медицинское освидетельствование лиц, направленных на обучение, Комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.п. 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В силу пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями  3 - 6 статьи  66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

 В соответствии с подпунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.

Как следует из материалов дела, в соответствии с описанием объекта закупки, содержащимся в технической документации об аукционе, предметом закупки является оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по профессии (специальности) «Охранник 4 разряда (переподготовка, медицинское освидетельствование)».

Так, пунктом 10.1 раздела 1 Информационной карты аукционной документации установлено, что участник закупки в составе второй части заявки должен предоставить копию действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с приложениями.

Требования к оказанию услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, установлены разделом 1 Технической части аукционной документации.

Согласно пункту 12.3 Проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукциона, ни одна из Сторон не вправе передавать все или часть своих обязательств по настоящему Контракту третьем лицам, без предварительного письменного согласия другой Стороны.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании).

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности», медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно Приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее – Положение).

Перечень, приведенный в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, включает в себя 151 работу (услугу), составляющую медицинскую деятельность, в том числе на медицинское освидетельствование.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что участник электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по профессии (специальности) «Охранник 4 разряда (переподготовка, медицинское освидетельствование)», при оказании услуг на медицинское освидетельствование, включенное в предмет закупки, должен иметь лицензию на медицинскую деятельность,  в соответствии с пунктом 46 Закона о лицензировании.

Кроме того, Комиссия отмечает, что при размещении закупки Заказчик наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

Формирование в один лот тех или иных работ не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части эффективного расходования бюджетных средств, в том числе путем обеспечения конкуренции хозяйствующих субъектов в целях формирования рыночной цены контракта.

При таких обстоятельствах, при объединении услуг в один лот Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки оказать тот или иной объем услуг  и принять участие в Аукционе.

Как следует из аукционной документации, Заказчику требуется оказание двух различных  услуг – медицинское освидетельствование и обучение, представляющих собой разные виды профессиональной деятельности, каждая из которых требует  наличие специальной лицензии. Указанные виды деятельности осуществляются в  различный период, различными специалистами.

Вместе с тем, оказание услуг по медицинскому освидетельствованию технологически и функционально не связано с оказанием услуг по дополнительному профессиональному обучению. Более того, право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

Граждане, не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица не представившие медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника.

 Результатом оказания услуги, является профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан с выдачей подтверждающего документа установленного образца.

 Таким образом, в случае отсутствия медицинского допуска у конкретного физического лица для получения статуса охранника победитель аукциона не сможет оказать в полной мере предусмотренные контрактом услуги в части обучения данного лица специальности «охранник 4 разряда» и выдачи соответствующего документа.

В то же время контрактом не предусмотрена оплата частично оказанных услуг по медицинскому освидетельствованию без оказания услуг по дополнительному профессиональному обучению.

С учетом изложенного, объединение в один лот оказания услуг по медицинскому освидетельствованию и дополнительному профессиональному обучению противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе и может привести к ограничению количества участников закупки ввиду отказа хозяйствующих субъектов от участия в закупке, в том числе по причине отсутствия лицензий на оказание всех вышеперечисленных услуг, невозможности обеспечения оказания указанных услуг в  полном объеме по независящим от него обстоятельства.

Таким образом, действия Заказчика объединившего в один лот услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию и услуги по медицинскому освидетельствованию лиц, направленных на обучение, нарушают требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя об отсутствии в аукционной документации требования о наличии стрелковых объектов для проведения занятий по огневой подготовке, Комиссия признает необоснованным, в силу следующего.

В соответствии со статьей 16 Закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.

Из приведенных положений следует, что при осуществлении частной охранной деятельности, как лицензируемого вида деятельности, закон предусматривает использование охранной организацией гражданского или служебного оружия с патронами травматического действия.

При этом, согласно Приказу Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 25.08.2014 №727 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного охранника» по программе профессиональной подготовки охранников 4 разряда, используются только специальные средства.

В Перечень видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности, установленным Приложением №2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) или частной охранной деятельности», входят: шлем защитный 1 - 3 классов защиты отечественного производства, жилет защитный 1 - 5 классов защиты отечественного производства, наручники отечественного производства "БР-С", "БР-С2", "БКС-1", "БОС", палка резиновая отечественного производства "ПР-73М", "ПР-К", "ПР-Т", "ПУС-1", "ПУС-2", "ПУС-3".

Таким образом, наличие по программе профессиональной подготовки охранников, не предусмотрено, использование оружия.

Следовательно, необходимость по включению в аукционную документацию наличие стрелковых объектов для проведения занятий по огневой подготовке, отсутствует.

Относительно довода о месте  оказания услуг, вводящем участников закупки в заблуждение, Комиссия отмечает следующее.

В извещении о проведении закупки и аукционной документации Заказчиком указано, что место оказания услуг: Чувашская Республика, г. Чебоксары. В техническом задании аукционной документации также указано, что «Образовательная организация, находящаяся за пределами города Чебоксары, берет на себя обязательство по обеспечению доставки учащихся в образовательную организацию и обратно за счет собственных средств».

Указанное требование к месту оказания услуг включает в себя однозначные и конкретные условия позволяющие участнику закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Таким образом, Комиссия признает довод Заявителя необоснованным, поскольку в рассматриваемом случае, техническое задание в части указания места оказания услуг не содержит противоречивых требований и не вводит участников закупки в заблуждение. 

Довод о необоснованном предоставлении участником закупки сметы расходов, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.

Техническим заданием аукционной документацией установлено, что на момент заключения Государственного контракта Исполнитель предоставляет смету расходов с учетом расходов на медицинское освидетельствование, учебный план по программе обучения, копию действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с приложениями, заверенную надлежащим образом.

Согласно пояснениям Заказчика, смета предоставляет собой расчет, в котором детально указывает виды услуг, их объем, стоимость предоставляемых услуг. Составление сметы защищает в первую очередь интересы Заказчика, поскольку смета позволяет детально зафиксировать стоимость как всей услуги, так и ее отдельных этапов, получить представление о составе цены, о наименовании, количестве и стоимости предоставляемых услуг.

Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит ограничений по требованию  контрагента сметы расходов.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Актино» обоснованной в части, а в действиях Заказчика нарушение  части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленных нарушений Чувашское УФАС России считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Актино» на положения аукционной документации заказчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, уполномоченного органа Государственной службы Чувашской Республики  по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан по профессии (специальности) «Охранник 4 разряда (переподготовка, медицинское освидетельствование)» (изв. № 0115200001120000001) обоснованной, в части объединения в один лот, не связанных между собой, услугах по оказанию профессионального обучения, дополнительного профессионального образования и услугах на медицинское освидетельствование лиц, направленных на обучение.

2. Признать Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр занятости населения Чувашской Республики» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, Государственной службе Чувашской Республики  по конкурентной политике и тарифам предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Председатель Комиссии                                                      <…….>

Члены Комиссии                                                         <…….>

                           

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны