Решение №ВК/6096/21 Решение по делу № 021/06/82.1-898/2021 от 7 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения

жалобы ООО «Алгоритм»

 

Дело № 021/06/82.1-898/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 № 3 в составе:

"..."

в присутствии представителя от заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики "Новочебоксарская городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики – "..."

в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Алгоритм», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алгоритм» на положения документации о закупке заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В предварительно обеззараженных в местах сбора (изв №. 0315300090921000112) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 25.08.2021 обратилось ООО «Алгоритм» с жалобой на положения документации о закупке заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В предварительно обеззараженных в местах сбора (изв №. 0315300090921000112).

Заявитель указывает, что техническое задание объявленной закупки сформировано с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, а именно:

- пункт 9.9 технического задания содержит неправомерное требование по предоставлению участником закупки заверенной копии документа, подтверждающего соответствие услуги требованиям СанПин 2.1.3684-21;

- пункт 7 технического задания документации о закупке содержит ссылку на недействующий СанПин 2.1.7.2790-10;

- пункт 9.4 технического задания содержит указание на самостоятельное оказание исполнителем услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов, без привлечения третьих лиц, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе;

- в пункте 7 технического задания документации о закупке указано, что заказчиком осуществляется обеззараживание медицинских отходов класса В химическим методом с использованием собственных дезинфицирующих средств, что противоречит 183 пункту СанПин 2.1.3684-21;

- в пункте 9.6 технического задания документации о закупке определено, что исполнитель имеет участок для мытья, дезинфекции и дезинсекции опорожненных контейнеров, поступивших с необеззараженными медицинскими отходами на участок по обращению с медицинскими отходами, при этом, вывоз необеззараженных отходов класса В запрещен;

- пункты 7 и 9.3 технического задания документации о закупке противоречат друг другу, в части установления исполнителя по обеззараживанию отходов.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении требований законодательства о контрактной системе.

На заседании Комиссии ООО «Алгоритм» явку полномочного представителя не обеспечило.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился, считает, что документация о закупке сформирована в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного запроса котировок в электронной форме является бюджетное учреждение Чувашской Республики "Новочебоксарская городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

19.08.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0315300090921000112 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В предварительно обеззараженных в местах сбора, с начальной (максимальной) ценой контракта 990 000,00 рублей. Одновременно размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик требуемых услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

По доводу заявителя о том, что пункт 9.9 технического задания содержит неправомерное требование по предоставлению участником закупки заверенной копии документа, подтверждающего соответствие услуги требованиям СанПин 2.1.3684-21, Комиссия установила следующее.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" установлены способы и методы обращения с медотходами (далее - СанПиН 2.1.3684-21)

Условие о предоставлении заказчику заверенной копии документа, подтверждающего соответствие услуги требованиям СанПин 1.2.3684-21 относится к порядку исполнения договора, а не требование к участникам закупки, кроме того, включение такого условия в техническое задание не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

По доводу заявителя о том, что пункт 7 технического задания документации о закупке содержит указание на недействующий СанПин 2.1.7.2790-10, Комиссия установила следующее.

Пунктом 7 технического задания определено, что до вывоза медицинских отходов Исполнителем, Заказчиком осуществляется обеззараживание медицинских отходов класса «В» химическим методом с использованием собственных дезинфицирующих средств. Отходы упакованы Заказчиком в соответствии с СанПин 2.1.7.2790-10 в полиэтиленовых пакетах красного цвета или имеющие маркировку красного цвета «для медицинских отходов класса «В», предназначенных для сбора медицинских отходов класса «В». Все острые, колющие предметы упакованы отдельно в твердую (непрокалываемую) влагостойкую герметичную упаковку (контейнеры).

Таким образом, условие о соответствии упакованных отходов вышеуказанному СанПину относится к Заказчику, соответсвенно, указанное обстоятельство не влияет на ограничение количества участников закупки и не является препятствием для формирования заявки.

Вместе с тем, представитель заказчика в ходе заседания Комиссии признал, что указание в пункте 7 технического задания на недействующий СанПин является технической ошибкой.

Учитывая изложенные обстоятельства, данный довод заявителя Комиссия признает несостоятельным.

По доводу заявителя о том, что пункт 9.4 технического задания содержит указание на самостоятельное оказание исполнителем услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов, без привлечения третьих лиц, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.

Пунктом 9.4 технического задания установлено, что услуги, в том числе погрузка медицинских отходов в местах образования (медицинских организациях) и выгрузка на участке по обращению с медицинскими отходами, оказываются исполнителем самостоятельно, без привлечения третьих лиц. При приемке отходов вес фиксируется в акте приема - передачи. Наличие поверенных весов Исполнителя обязательно.

Требования к участникам закупки регламентированы статьей 31 Закона о контрактной системе.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 61 Закона о контрактной системе).

При этом, Законом о контрактной системе не регламентирован вопрос привлечения победителем закупки, с которым был заключен контракт, третьих лиц для исполнения контракта.

Кроме того, представитель заявителя на заседание Комиссии не явился, доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода не представил, в связи с чем, данный довод заявителя Комиссия признает несостоятельным.

По доводу заявителя о том, что в пункте 7 технического задания документации о закупке указано, что заказчиком осуществляется обеззараживание медицинских отходов класса В химическим методом с использованием собственных дезинфицирующих средств, что противоречит 183 пункту СанПин 2.1.3684-21, Комиссия установила следующее.

Пунктом 7 технического задания установлено, что до вывоза медицинских отходов Исполнителем, Заказчиком осуществляется обеззараживание медицинских отходов класса «В» химическим методом с использованием собственных дезинфицирующих средств. Отходы упакованы Заказчиком в соответствии с СанПин 2.1.7.2790-10 в полиэтиленовых пакетах красного цвета или имеющие маркировку красного цвета «для медицинских отходов класса «В», предназначенных для сбора медицинских отходов класса «В». Все острые, колющие предметы упакованы отдельно в твердую (непрокалываемую) влагостойкую герметичную упаковку (контейнеры).

Пунктом 183 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что медицинские отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции физическими методами.

Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных лиц, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.

Пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 к способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

в) физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;

г) химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;

д) жидкие медицинские отходы класса Б (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота) больных туберкулезом допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации, при условии ее оснащения системой обеззараживания сточных вод. При отсутствии централизованной канализации обеззараживание данной категории отходов проводят химическим или физическим методами.

Жидкие медицинские отходы класса В (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота от больных, инфицированных микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности) не допускается сливать в систему централизованной канализации без предварительного обеззараживания химическим или физическим методами;

е) при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют дезинфекционные средства и оборудование, разрешенные к использованию в системе обращения с медицинскими отходами в соответствии с инструкциями по их применению;

ж) термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод);

з) при децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов Б и В установки обезвреживания медицинских отходов размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями Санитарных правил;

и) применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения;

к) размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения;

л) персонал медицинской организации осуществляет обеззараживание и уничтожение вакцин.

Из изложенного следует, что выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется организацией, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, т.е. заказчиком.

Представителем заказчика пояснено, что медицинские отходы класса В предварительно обеззараживаются Заказчиком химическим методом путем дизинфекции с использованием собственных дезинфицирующих средств, поскольку вывоз необеззараженных медицинских отходов класса В за пределы территории медицинской организации не допускается.

Только после этого медицинские отходы класса В передаются Исполнителю для вывоза, обезвреживания физическим методом и утилизации.

Довод заявителя о том, что пункт 9.6 технического задания документации о закупке содержит указание на то, что исполнитель имеет участок для мытья, дезинфекции и дезинсекции опорожненных контейнеров, поступивших с необеззараженными медицинскими отходами на участок по обращению с медицинскими отходами, при этом, вывоз необеззараженных отходов класса В запрещен, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.

Согласно пункту 183 СанПин 2.1.3684-21 медицинские отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции физическими методами.

Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных лиц, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.

Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса В за пределы территории медицинский организации не допускается.

В соответствии с пунктом б) пункта 211 СанПин 2.1.3684-21 участок по обращению с медицинскими отходами классов Б и В должен быть оборудован системами водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и автономной вентиляцией. На участке должна быть обеспечена поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на чистую и грязную зоны.

Согласно пункту 198 СанПин 2.1.3684-21 при сборе и перемещении необеззараженных медицинских отходов классов Б и В в случае возникновения аварийной ситуации (рассыпание, разливание отходов) должны быть выполнены следующие действия:

- персонал медицинской организации с использованием одноразовых средств индивидуальной защиты и уборочного инвентаря одноразового использования (щетки, ветошь) собирает отходы в другой одноразовый пакет или контейнер цвета, соответствующего классу опасности отходов;

- закрывает и повторно маркирует упаковку;

- доставляет ее к месту временного хранения (накопления) необеззараженных медицинских отходов или на участок обеззараживания, обезвреживания медицинских отходов.

Таким образом, на территории участка персоналом организации по обращению с медицинскими отходами осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), хранение отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов.

По доводу заявителя о том, что пункты 7 и 9.3 технического задания документации о закупке противоречат друг другу, в части установления исполнителя по обеззараживанию отходов, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 2 технического задания услуги включают в себя транспортировку, обезвреживание и утилизацию медицинских отходов (класс В) физическим методом обезвреживания, предварительно обеззараженных химическим методом в местах их образования.

В соответствии с подпунктом и) пункта 200 СанПин 2.1.3684-21 применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения.

В соответствии с подпунктом а) пункта 211 СанПин 2.1.3684-21 на участке осуществляется сбор, накопление, аппаратное обеззараживание, обезвреживание, утилизация медицинских отходов классов Б и В. Размещение участка в составе медицинских подразделений не допускается (кроме помещений для обеззараживания в лабораториях, осуществляющих работы с возбудителями 1 - 4 групп патогенности).

Согласно пункту 159 СанПин 2.1.3684-21 после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключается возможность повторного применения, медицинские отходы классов Б и В.

Размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения (подпункт к) пункта 200 СанПин 2.1.3684-21).

Последующее обращение с такими отходами обеспечивается хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение с медицинскими отходами, в соответствии с требованиями Санитарных правилк отходам класса А.

Таким образом, пункт 9.3 технического задания разъясняет положения СанПин 2.1.3684-21.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Алгоритм» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Алгоритм» на положения документации о закупке заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса В предварительно обеззараженных в местах сбора (изв №. 0315300090921000112) необоснованной.


 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."


 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

2021-7073

 

 

Связанные организации

ООО "АЛГОРИТМ"
ИНН 9731034770, ОГРН 1197746212872
Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарская городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики
ИНН 2124009994, ОГРН 1022100907982