Решение №НВ/6913/2020 Жалоба признана обоснованной. от 8 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Чебоксары Дело № 48-ЗП-2020
Резолютивная часть решения оглашена 03 сентября 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 08 сентября 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016 № 38 в составе:
в присутствии от заказчика АО «Газпром газораспределение Чебоксары»
в присутствии представителей заявителя индивидуального предпринимателя <….> -
рассмотрев жалобу <….> на действия комиссии заказчика – АО «Газпром газораспределение Чебоксары» при проведении запроса предложений в электронной форме (изв. № 32009355509) на поставку предупредительных и информационных знаков, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 25.08.2020 обратился <….> с жалобой на действия комиссии заказчика – АО «Газпром газораспределение Чебоксары» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме (изв. № 32009355509) на поставку предупредительных и информационных знаков (далее – Запрос предложений).
Из жалобы следует, что <….>подал заявку на участие в запросе предложений, однако по итогам рассмотрения, сопоставления и оценки заявок заявителю отказано в допуске к участию в закупке по основанию несоответствия заявки №5 <….> требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений.
Заявитель считает отказ неправомерным, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, считает, что комиссия заказчика, по основаниям указанным в протоколе, правомерно признала заявку <….> несоответствующей требованиям документации о закупке.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Закона о закупках).
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Газпром газораспределение Чебоксары», утвержденным 27.03.2020 Решением единого акционерного АО «Газпром газораспределение Чебоксары» (далее – Положение о закупке).
Проведение процедуры закупки путем проведения запроса предложений регламентировано главой 11 Положения о закупках.
Заказчиком - АО «Газпром газораспределение Чебоксары» 28.07.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку предупредительных и информационных знаков (изв. №32009355509) и документация о закупке.
Порядок рассмотрения Заявок на участие в Закупке установлен в пункте 2.9.2 документации о закупке.
По результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссией принимается решение о допуске к участию в закупке участника или об отказе в допуске участника закупки к участию в закупке, в порядке и по основаниям, предусмотренных настоящей документацией о закупке.
Согласно пункту 2.9.3 документации о закупке, комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок участников закупки, признанных участниками закупки.
В силу пункта 3.30 раздела 3 Информационной карты документации, оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке проводится членами Комиссии в строгом соответствии с критериями и порядком, предусмотренными настоящей Документацией. Рейтинг заявок на участие в Закупке представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям с учетом значимости (веса) данных критериев. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет максимально 100 (сто) баллов.
Так, в соответствии с пунктом 3.29 раздела 3 Информационной карты документации, заказчиком установлен следующий перечень критериев оценки Заявок на участие в Закупке:
№ п/п |
Наименование критерия |
Весомость критерия в % |
---|---|---|
Лот 1 |
||
1 |
Цена закупки |
80 % |
2 |
Срок поставки товара |
20 % |
Требования, предъявляемые к сроку поставки товара установлены Заказчиком в пункте 2.3.1.5.1 Документации о закупке. В соответствии с которым, если Заявки Участников оцениваются по критерию «Срок поставки товара», Заявка Участника должна соответствовать следующим требованиям:
– срок поставки товара указывается в виде календарной даты, исчисляемой с момента заключения договора (например, на 14-й календарный день с момента заключения договора);
– срок поставки товара не должен противоречить требованиям, установленным настоящей Документацией и Техническим заданием;
- не допускается указание срока поставки товара в виде периода времени (например: 14 календарных дней, в течение 14-ти календарных дней и т.д.).
Из анализа заявки №5 <….> следует что, предложенный срок поставки товара, участником №5 составляет 30 календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно протоколу рассмотрения, сопоставления и оценки заявок от 18.08.2020, заявка №5 <….> признана комиссией Заказчика не соответствующей требованиям документации о закупке, так как указанный в заявке срок поставки, не соответствует требованиям пункта 2.3.1.5 документации о закупке и пункту 6.8.1.9 Положения о закупке.
Вместе с тем, как указано выше, комиссия на этапе оценки и сопоставления заявок на участие в закупке осуществляет указанные действия в соответствии с критериями и в порядке, установленными в информационной карте документации. Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в документации, составляет максимально 100 (сто) баллов. Соответственно на данном этапе комиссия не отклоняет заявки участников, а присваивает минимальное (максимальное) количество баллов на основании критериев, установленных закупочной документацией.
Таким образом, комиссия, отклонив заявку №5 <….> на этапе оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, нарушила пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Довод представителя заказчика относительно пункта 2.3.1.5.2 документации о закупке, указывающего что, в случае если Участник предложит сроки поставки или способы определения сроков поставки иные чем те, которые указаны в настоящей Документации, его Заявка будет отклонена как не соответствующая требованиям Документации, Комиссией признается необоснованным, поскольку данное требование установлено Заказчиком в ином случае, когда заявки Участников не оцениваются по критерию «Срок поставки товара».
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу <….> обоснованной, а в действиях Заказчика нарушение пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия считает необходимым выдать комиссии Заказчика предписание об устранении выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <….> на действия комиссии заказчика – АО «Газпром газораспределение Чебоксары» при проведении запроса предложений в электронной форме (изв. № 32009355509) на поставку предупредительных и информационных знаков, обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии заказчика – АО «Газпром газораспределение Чебоксары» нарушение пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
3. Выдать комиссии заказчика – АО «Газпром газораспределение Чебоксары» предписание об устранении выявленного нарушения.
<….>