Решение №НВ/2129/20 Установлено нарушение антимонопольного законодательства. от 19 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/16-721/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

при присутствии представителя контрольно-счетной палаты Чувашской Республики: - «…»., по доверенности от 03.12.2019

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика - Автономное учреждения «Канашский городской парк культуры и отдыха»;

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика - ООО «Транспортник»

 

рассмотрев материалы дела № 021/01/16-721/2019, возбужденного в отношении Автономного учреждения «Канашский городской парк культуры и отдыха» города Канаш Чувашской Республики и ООО «Транспортник» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:    

В Чувашское УФАС России поступило обращение Контрольно-счётной палаты Чувашской Республики от 16.09.2019 года № 02-02/1209 (вх. Управления от 19.09.2019 года № 06-10/5543) о признаках нарушения антимонопольного законодательства Управлением градостроительства и городского хозяйства администрации г. Шумерля при выполнение работ по благоустройству городского парка культуры и отдыха без проведения конкурентных процедур и Администрацией города Канаш при проведение работ по благоустройству Канашского городского парка культуры и отдыха. В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 18.10.2019 № 93 возбуждено дело № 021/01/16-721/2019 в отношении Автономного учреждения «Канашский городской парк культуры и отдыха» города Канаш Чувашской Республики и ООО «Транспортник»  по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 2.10 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2019 год проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направленных на реализацию приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», и на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в рамках подпрограммы «Повышение эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года».

В рамках данного контрольного мероприятия проведен аудит в сфере закупок по муниципальным контрактам, заключенным в 2017-2018 годах на проведение работ по благоустройству дворовых и общественных территорий, при этом установлено, что администрациями города Канаш и Шумерля допущены нарушения, имеющие признаки ограничения конкуренции.

Так, муниципальными заказчиками в целях освоения бюджетных средств, полученных по результатам проведенных конкурентных процедур заключались муниципальные контракты до 100,0 тыс. рублей каждый на выполнение работ на одном и том же объекте в один день, с одним и тем же подрядчиком (исполнителем), что содержит признаки искусственного дробления закупок и, как следствие, влечет ограничение конкуренции и нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и части 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ.

1. Администрацией города Канаш при проведении работ по благоустройству Канашского городского парка культуры и отдыха. Скейт- площадка в один день 10.08.2018 с одним и тем же подрядчиком ООО «Транспортник» заключено пять контрактов до 100,0 тыс. рублей каждый на общую сумму 488,46 тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управлением градостроительства и городского хозяйства администрации г. Шумерля в целях выполнения работ по благоустройству городского парка культуры и отдыха без проведения конкурентных процедур заключены следующие муниципальные контракты:

- на выполнение работ по благоустройству (текущий ремонт) открытой танцевальной площадки на территории городского парка культуры и отдыха,

расположенного по ул. Комсомольская, д. 2, г. Шумерля заключено три муниципальных контракта от 21.09.2019 на общую сумму 278,3 тыс. рублей.

«…»

- на выполнение работ по благоустройству спортивной площадки заключено два контракта от 22.10.2018 с одним и тем же подрядчиком ООО «СтройСервис» на общую сумму 175,6 тыс. рублей;

- на выполнение работ по текущему ремонту освещения территории парка в один день 21.09.2018 заключено 3 контракта до 100,0 тыс. рублей на общую сумму 214,9 тыс. рублей с одним и тем же подрядчиком с ИП Тихоновым И.О.

В подтверждение выполненных работ представлены справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3 и акт о приемке выполненных работ (ф. № КС-2), подписанные сторонами заказчика и подрядчика.

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 18.10.2019 № 93 возбуждено дело №021/01/16-721/2019 в отношении Автономного учреждения «Канашский городской парк культуры и отдыха» города Канаш Чувашской Республики и ООО «Транспортник» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

03.05.2018 года (извещение № 031500156818000016) на официальном сайте закупок уполномоченный орган Муниципальное казенное учреждение «центр закупок и бухгалтерского обслуживания города Канаш Чувашской Республики» и в лице заказчика АУ «Канашский городской парк культуры и отдыха» города Канаш Чувашской Республики опубликовало информацию о проведении открытого электронного аукциона по выбору организации по благоустройство городского парка культуры и отдыха. Скейт-площадка.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 28.05.2018 №315300156818000016-3 было подано две заявки на участие в аукционе по благоустройство городского парка культуры и отдыха. Скейт-площадка:

1)        Общество с ограниченной ответственностью «Транспортник» предложение поданное участником закупки 3 259 357,20 рублей;

2)        Общество с ограниченной ответственностью «Краснов» предложение поданное участником закупки 3 275 818,60 рублей.

Согласно протоколу № 2 от 07.02.2018 года подведения итогов аукциона в электронной форме на право заключить контракт на поставку цифровых лабораторий для оснащения кабинетов физики, решением комиссии было принято признать открытый аукцион в электронной форме состоявшимся, в соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе, победителем электронного аукциона признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об электронном аукционе - Общество с ограниченной ответственностью «Транспортник». Контракт должен быть заключён в соответствии с ч. 9, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.

Согласно письма Администрации города Канаш Чувашской Республики с ООО «Транспортник» был заключен муниципальный контракт от 08.06.2018 года № 8/18 на выполнение работ по объекту «благоустройство городского парка культуры и отдыха. Скейт-площадка», на общую сумму 3259357,20 рублей.

Далее контракт был изменен и принято дополнительное соглашение о расторжении, новая сумма контракта составила 2766770. Так же были подписаны пять дополнительных контрактов с признаками искусственного дробления закупки АУ «Канашский городской парк культуры и отдыха» города Канаш Чувашской Республики на общую сумму 488,46 рублей.

В 2018 Автономным учреждением «Канашский городской парк культуры и отдыха» с ООО «Транспортник» заключено 5 муниципальных контрактов (дополнительных соглашений) на проведение работ по благоустройству Канашского городского парка культуры и отдыха на общую сумму «…» тыс. рублей, в том числе:

-счет фактура №153 от 13.09.2018 -99809 Форма №КС-2. Договор подряда № 16

-счет фактура №154 от 13.09.2018 -99979 Форма №КС-2. Договор подряда № 17

-счет фактура №155 от 14.09.2018 -99979 Форма №КС-2. Договор подряда № 18

-счет фактура №156 от 14.09.2018 -99446 Форма №КС-2. Договор подряда № 19

-счет фактура №157 от 13.09.2018 -89256 Форма №КС-2. Договор подряда № 20

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы (главы 3 «Осуществление закупок» Закона о контрактной системе). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Случаи осуществления заказчиками закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислены в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

При этом, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до ста тысяч рублей каждая в целях избегания публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Искусственное «дробление» заказчиком единых закупок на множество закупок до 100 000, 00 рублей каждая в целях избегания публичных (конкурентных) процедур непосредственным образом приводит к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта, с которым заключаются контракты в рамках пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, позволяя ему без участия в торгах извлекать выгоду по начальной (максимальной) цене контракта, то есть по наиболее высокой стоимости.

Кроме того, указанные действия заказчика не соответствует целям и принципам Закона о контрактной системе, в частности принципу обеспечения конкуренции.

Согласно пункту 4 части статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

 

Согласно пункту 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее- Порядок), географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, технологическую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Согласно Методическим рекомендациям ФАС России, рынок является локальным (в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения).

Товарный рынок может рассматриваться в пределах населенных пунктов, то есть в местах фактического предоставления.

При определении границ товарного рынка необходимо учитывать тот факт, что извещение о проведении электронного аукциона по выполнению работ Благоустройства Канашского городского парка культуры и отдыха (скейт-площадка) размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которому присвоен реестровый номер 0315300156818000016. Организация осуществляющая размещение закупки Муниципальное казенное учреждение «центр закупок и бухгалтерского обслуживания города Канаш Чувашской Республики», соответственно, географические границы товарного рынка определяются административными границами г. Канаш Чувашской Республики.

 

Заблаговременное объявление муниципальным заказчиком конкурентной закупки на оказание рассматриваемых услуг позволило бы и иным потенциальным участникам закупки рассмотреть возможность участия в ней и подать заявку на участие в закупке.

Статья 8 Федерального закона № 44 контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статья 24 Федерального закона № 44 заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры). Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Отнесение товаров (работ, услуг) к одноименным осуществляется на основании номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждённой приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 №273.

Таким образом, законодатель устанавливает общее правило - контракт (договор) должен быть заключен по результатам проведения конкурентных процедур. Возможность осуществления размещения заказа у единственного поставщика носит исключительный характер - только в прямо предусмотренных Законом случаях.

В том случае, если товары, работы, услуги, приобретаемые по нескольким контрактам, действительно технически и (или) функционально дополняют друг друга, то они могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие другую сделку, объектом которой является весь комплекс товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 ГК РФ).

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Федеральный закон о защите конкуренции регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления (статья 3), организации, осуществляющие функции указанных органов.

Целями Федерального закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Федерального закона о защите конкуренции).

В силу ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закон о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

Согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции наряду с иными являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Нормы ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции носят охранительный характер, призваны обеспечить основной признак конкуренции - соперничество, и направлены на предупреждение, пресечение, недопущение вмешательства властных структур, а также организаций, осуществляющих функции органа государственной власти, в деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе путём заключения соглашений с субъектами предпринимательской деятельности.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции, носит формальный характер, то есть, не требует обязательного наступления неблагоприятных последствий, а сам факт их возможного наступления образует оконченное правонарушение.

Для целей соответствующего правового регулирования под соглашением в силу п. 18 ст. 4 Федерального закона о защите конкуренции понимается договорённость в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме.

Федеральный закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа государственной власти или иной осуществляющей функции указанного органа организацией как не соответствующих ст. 16 Федерального закона о защите конкуренции, необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: наличие непредусмотренных законом соглашения между указанными лицами или их согласованных действий; доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий.

Как следует из вышеприведённых норм, квалифицирующим признаком соглашений применительно к обстоятельствам данного дела является факт того, что такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Законодатель названное поведение хозяйствующего субъекта и органа государственной власти или иной осуществляющей функции указанного органа организацией, само по себе считает антиконкурентным, и доказывание иного (как указанное влияет на конкуренцию), не требуется. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующим субъектом и органом государственной власти/иной осуществляющей функции указанного органа организацией, осуществляется на основании анализа их поведения.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2011 № 7905/09 указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так как интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

Соответственно, размещение заказа без проведения торгов препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных средств. Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой размещение заказов (заключение договоров) без соблюдения процедур и ограничений, установленных Федеральным законом о защите конкуренции и, в связи, с чем не достигаются предусмотренные им цели.

Таким образом:

-Муниципальный контракт №16 на благоустройство Канашского городского парка культуры и отдыха. Скейт площадка (дополнительные работы №1) от 10 августа 2018 г.

-Муниципальный контракт №17 на благоустройство Канашского городского парка культуры и отдыха. Скейт площадка (дополнительные работы №2) от 10 августа 2018 г.

-Муниципальный контракт №18 на благоустройство Канашского городского парка культуры и отдыха. Скейт площадка (дополнительные работы №3) от 10 августа 2018 г.

-Муниципальный контракт №19 на благоустройство Канашского городского парка культуры и отдыха. Скейт площадка (дополнительные работы №4) от 10 августа 2018 г.

-Муниципальный контракт №20 на благоустройство Канашского городского парка культуры и отдыха. Скейт площадка (дополнительные работы №5) от 10 августа 2018 г.

оказались на сумму, превышающую 100 000, 00 рублей, в связи с чем применение в отношении них положений пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в данном случае не допустимо.

Искусственное «дробление» единых закупок на множество закупок до 100 000, 00 рублей каждая в целях избегания публичных процедур не соответствует целям и принципам Закона о контрактной системе, в частности принципу обеспечения конкуренции.

Вышеуказанные выводы о недопустимости искусственного «дробления» единой закупки с целью неприменения конкурентных способов отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) также подтверждаются обширной судебной практикой (Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 № 2640-0; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 № Ф01-1056/2018 по делу № АЗ 8-7831/2017; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2017 № Ф09-6806/17 по делу № А76-23420/2016).

С учетом изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что действия Автономного учреждения «Канашский городской парк культуры и отдыха» города Канаш Чувашской Республики и ООО «Транспортник» нарушают  пункт 4  статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Применяя данные правовые нормы в совокупности, в связи с тем, что рассматриваемые контракты исполнены сторонами, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

На основании вышеизложенного, Комиссией принято решение об отсутствии в необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49, статьями 45, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать совершенные Автономным учреждения «Канашский городской парк культуры и отдыха» города Канаш Чувашской Республики (429330, Чувашская Республика - Чувашия, город Канаш, улица 30 лет Победы, ОГРН 1142134010446, ИНН 2123013998, КПП 212301001) и ООО «Транспортник» (429301, Чувашская респ, Канашский р-н, с Ухманы, улица Новая, 19, ОГРН 1152134000270, ИНН 2106008571, КПП 210601001) действия нарушающими  пункт 4  статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                         «…»

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны