Решение №НВ/1919/22 Решение № 021/07/3-226/2022 от 22 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3-226/2022

г. Чебоксары

22 марта 2022 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.08.2021 № 87 в составе:

"..."

при участии представителей от:

заказчика – АО "Специализированный застройщик "Ипотечная корпорация Чувашской Республики" (далее – Заказчик) – "..."

заявителя - ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.» (далее – ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.», Заявитель), "..."

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.» на действия конкурсной комиссии заказчика при проведении конкурса с квалификационным отбором на выполнение комплекса работ по разработке эскизного проекта, проекта планировки и проекта межевания территории, включая схемы линейных объектов и проектно-изыскательских работ в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:010902:156, расположенного по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксарский городской округ, г. Чебоксары. (извещение № 32211076331), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 09.03.2022 поступила жалоба ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.» на действия конкурсной комиссии заказчика при проведении конкурса с квалификационным отбором на выполнение комплекса работ по разработке эскизного проекта, проекта планировки и проекта межевания территории, включая схемы линейных объектов и проектно-изыскательских работ в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:010902:156, расположенного по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксарский городской округ, г. Чебоксары. (извещение № 32211076331).

Из жалобы заявителя следует, что согласно протоколу вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с квалифицированным отбором № 32211076331на выполнение комплекса работ по разработке эскизного проекта, проекта планировки и проекта межевания территории, включая схемы линейных объектов и проектно-изыскательских работ в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:010902:156, расположенного по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксарский городской округ, г. Чебоксары коллективная заявка участника ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.» отклонена в связи с тем, что представленная выписка из реестра членов СРО не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией.

Заявитель считает, что выписка из реестра членов СРО соответствует требованиям конкурсной документации, просит признать жалобу обоснованной и выдать комиссии заказчика предписание для устранения допущенного нарушения.

Представители Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при рассмотрении заявок не признали, указав на необоснованность довода заявителя.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг в АО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «ИКЧР», утвержденным решением Наблюдательного совета АО «Специализированный застройщик «ИКЧР» (протокол от «06 » августа 2021 года) (далее — Положение о закупке).

Заказчиком 27.01.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32211076331 о проведении конкурса на выполнение комплекса работ по разработке эскизного проекта, проекта планировки и проекта межевания территории, включая схемы линейных объектов и проектно-изыскательских работ в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:010902:156, расположенного по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксарский городской округ, г. Чебоксары, с начальной (максимальной) ценой договора 136 239 991,10 рублей.

Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 12 Информационной карты конкурса с квалификационным отбором документом, подтверждающим соответствие участников процедуры закупки требованиям, предъявляемым в соответствии с пунктом 11 настоящей Информационной карты является, в том числе, выписка из реестра членов СРО, основанного на членстве лиц, осуществляющих проектирование (в соответствии с п. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ срок действия выписки составляет 1 (один) месяц с даты ее выдачи), либо копия запроса о получении указанной выписки с предоставлением гарантийного письма, содержащего обязательство предоставить вышеуказанную выписку до момента заключения договора в случае признания участника закупки победителем.

Выписка из реестра членов СРО должна быть оформлена по форме, установленной органом надзора за саморегулируемыми организациями, и содержать сведения об уровне ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда и компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, соответствующем предложенной стоимости выполнения работ по договору.

Протоколом вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с квалифицированным отбором № 32211076331на выполнение комплекса работ по разработке эскизного проекта, проекта планировки и проекта межевания территории, включая схемы линейных объектов и проектно-изыскательских работ в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:010902:156, расположенного по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксарский городской округ, г. Чебоксары, закупочной комиссией заказчика принято решение признать заявку ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.» несоответствующей требованиям документации о закупке.

Основанием для отклонения заявителя послужило представление выписки из реестра членов СРО несоответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Основной целью коллективного участия в закупке является расширение конкурентной среды и состязательности в сфере закупок. Подача заявки в качестве коллективного участника позволяет "малым" участниками конкурировать с "крупными" участниками. По этой причине требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться в совокупности к такой группе лиц, а не к отдельно взятому ее участнику.

Комиссия Чувашкого УФАС России отмечает, что при исполнении договора коллективный участник может распределить между своими членами весь объем и виды выполняемых работ/оказываемых услуг. Кроме того, коллективный участник и каждый его член несут ответственность, в том числе перед заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, в соответствии с положениями такого договора, требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.

Более того, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 16.05.2018 указал, что в случае подачи заявки коллективным участником требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией установлено, что на участие в Конкурсе поступила заявка коллективного участника, в состав которого входят Заявитель, ООО «АМ «Мой город», ООО «Ленвик Инжиниринг», ООО «Хит- Строй».

В составе Заявки имеются документы, подтверждающие наличие у Заявителя документов, указанных в пункте 12 Информационной карты конкурса с квалификационным отбором документом, а именно. выписки из реестра членов СРО, содержащие сведения об уровне ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда и компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, в соответствии со статьей 55.16 ГрК РФ.

Представители заказчика пояснили, что в рамках Закупки каждый участник коллективной заявки, а также индивидуальные участники оцениваются обособлено на соответствие требованиям конкурсной документации.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанная позиция Заказчика не нашла своего отражения в конкурсной документации и Положении о закупках, поскольку порядка применения требований в зависимости от распределения услуг между участниками коллективной заявки положения Документации и Положении о закупках не содержат.

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности (далее - группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.

Комиссией установлено, что коллективная заявка ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.» соответствует требованиям конкурсной документации, поскольку совокупный уровень ответственности СРО соответствует 3 (третьему) уровню ответственности.

Таким образом, конкурсная комиссия заказчика необоснованно отклонила коллективную заявку ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.» к участию в конкурсе.

Учитывая изложенное, действия конкурсной комиссии заказчика не соответствуют пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.» обоснованной, а в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия считает необходимым выдать конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мастерская архитектора Дмитриева Н.М.» на действия конкурсной комиссии заказчика при проведении конкурса с квалификационным отбором на выполнение комплекса работ по разработке эскизного проекта, проекта планировки и проекта межевания территории, включая схемы линейных объектов и проектно-изыскательских работ в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:010902:156, расположенного по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксарский городской округ, г. Чебоксары. (извещение № 32211076331) обоснованной.

2. Признать в действиях конкурсной комиссии заказчика нарушение пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2265

 

 

Связанные организации

ООО "МАСТЕРСКАЯ АРХИТЕКТОРА ДМИТРИЕВА Н.М."
ИНН 1215050814, ОГРН 1021200763781
АО Специализированный застройщик Ипотечная корпорация Чувашской Республики
ИНН 2129047055, ОГРН 1022101268420