Решение №ВК/4371/21 Решение № 021/07/03-600/2021 от 24 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 021/07/03-600/2021

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 16.11.2020 № 83/20 в составе:

"..."

 

в присутствии представителя заказчика – некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике»:

- "..."

в присутствии представителя заявителя – общество с ограниченной ответственностью «Нептун»:

- "..."

в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «Стройтрест»:

- "..."

в присутствии граждан -участников долевого строительства,

 

рассмотрев жалобу ООО "Нептун" на действия некоммерческой организации "Фонд защиты граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике" при проведении закупки у единственного поставщика в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: p-11603 (извещение № 32110352170) (https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=32110352170), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО "Нептун" на действия некоммерческой организации "Фонд защиты граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике" при проведении закупки у единственного поставщика в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: p-11603 (извещение № 32110352170) (https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=32110352170).

Заявитель в своей жалобе указал, что имеется нарушение норм действующего законодательства, а именно 03.06.2021 в ЕИС размещено извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика с тем же самым предметом что и ранее был объявлен открытый конкурс- выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450. Идентификатор Объекта: р-11603) с такой же начальной ценой 62 677 200,00 руб.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим Закона о закупках № 223-ФЗ, выдать заказчику, предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не признал, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению.

 

Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Заказчиком - НО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике» 03.06.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение № 32110352170 о проведении закупки у единственного поставщика в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: p-11603 (https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=32110352170). Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 62 677 200,00 руб (Шестьдесят два миллиона шестьсот семьдесят семь тысяч двести) рублей.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения закупки у единственного Поставщика регламентируется Разделом 14 Положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Некоммерческой организации «Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства в Чувашской Республике», утвержденный решением наблюдательного совета НО «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике» (протокол № 4 от 18.08.2020) (далее - Положение о закупке).

Настоящее положение определяет порядок организации и проведения закупок с целью заключения договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Фонда (далее – Заказчик), а также для реализации его уставной деятельности.

Целями регулирования настоящего Положения является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика (далее также – закупка) и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, а также реализация уставной деятельности Заказчика.

 

ООО «Нептун» указывает, что 20.04.2021 Заказчиком размещен открытый конкурс в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: р-11603 (извещение 32110213019).

На основании протокола от 07.05.2021 рассмотрения и оценки на участие в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершено строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450. Идентификатор Объекта: р-11603 заявка ООО «Нептун» признана соответствующей требованиям, установленным извещением и документацией открытого конкурса в электронной форме и соответственно допущена на участие в закупке.

Однако, по состоянию на 04.06.2021 итоги данной закупки не подведены и итоговый протокол не размещен, что является нарушением Закона № 223-ФЗ и Положения.

В нарушение норм действующего законодательства, 03.06.2021 в ЕИС размещено извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика с тем же самым предметом, что и ранее- выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450. Идентификатор Объекта: р-11603) с такой же начальной ценой 62 677 200,00 руб.

Осуществлять закупку у единственного поставщика Заказчик имеет право только в случаях, установленных в Положении о закупках.

В документации о проведении закупки у единственного поставщика указано, что договор заключается на основании п.п. 41 п. 2 ст. 48 раздела 14 «Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд НО «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства Чувашской Республике», утвержденного Наблюдательным советом НО «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства Чувашской Республике» (Протокол № 4 от 18.08.2020г.) только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения Договора, в срок не позднее 10 дней с момента вынесения протокола.

Согласно пункту 41 части 2 статьи 48 Положения о закупках с единственным поставщиком возможно заключить договор в случае признания несостоявшейся конкурентной процедуры закупки в связи с:

- отсутствием заявок на участие в конкурентной процедуре закупки;

- наличие по окончании срока подачи заявок на участие в конкурентной процедуре закупки только одной заявки, признанной соответствующей требованиям настоящих Правил и требованиям, указанным в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;

- наличием по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурентной процедуре закупки только одной заявки, признанной соответствующей требованиям настоящих Правил и требованиям, указанным в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Конкурентная процедура (открытый конкурс извещение 32110213019) признана несостоявшейся, так как по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей. Следовательно, договор должен быть заключен с ООО «Нептун» как с единственным поставщиком по результатам открытого конкурса. Опубликовав извещение с единственным поставщиком, заказчик исключил возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение договора подряда в равных условиях. Поэтому действия Заказчика являются нарушающими ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции и Закона 223-ФЗ.

Некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике» высушив доводы жалобы ООО «Нептун» с этим не согласился указав что данная закупка у единственного поставщика в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: p-11603 (извещение № 32110352170) была отменена 05.06.2021 году.

 

Согласно ч. 3.2 ст 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Также ст. 3.6 Закона о закупках указывает, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Статьей 26 Положения о закупках установлено, что если конкурс признан несостоявшимся и договор не заключен, Заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса, либо заключить договор с единственным поставщиком, на условиях, предусмотренных конкурсной документацией.

Комиссией установлено, что договор должен быть заключен с ООО «Нептун» по ранее проведенной конкурентной закупке.

В соответствии п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

 

 

Исходя из Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.04.2017 г. N Ф02-1137/2017 по делу N А19-6595/2016, действия заказчика по выбору способа закупки являются его безусловным правом, однако, это не исключает обязанности заказчика осуществлять такой выбор с учетом принципов закупки, установленных Законом о закупках, а также нормами антимонопольного законодательства, направленными на создание равных условий участия лиц в закупках и исключение ограничения конкуренции между такими лицами со стороны заказчика.

Необходимо отметить, что наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, целесообразно осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путем проведения аукциона, конкурса.

На основании статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

 

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Как следует из содержания рынок выполнения строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта является конкурентным.

Вместе с тем, выполнения строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта без проведения конкурентных процедур при отсутствии предусмотренных Положением оснований свидетельствует о нарушении п.1 ч. 10 статьи 3 Закона о закупки.

Комиссией Чувашского УФАС установлено, что на момент рассмотрения дела № 021/07/3-600/2021 закупки у единственного поставщика в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450 отменена, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания.

Таким образом, нарушение п.1 части 10 статьи 3 (осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика) подтверждается.

На основании изложенного, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нептун» действия комиссии Заказчика – некоммерческой организации "Фонд защиты граждан - участников долевого строительства в Чувашской Республике" при проведении закупки у единственного поставщика на право выполнения строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: «10-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гражданская, 6, на земельных участках с кадастровыми номерами: 21:01:010602:449; 21:01:010602:450». Идентификатор Объекта: p-11603 (извещение № 32110213019) (https://zakupki.gov.ru/223/ purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=32110213019)) обоснованной;

2. Признать в действиях Заказчика - НО «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства в Чувашской Республике» нарушение пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

 

Председатель комиссии "..."

 

Заместитель председателя комиссии "..."

 

Член комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

2021-5035

 

 

Связанные организации

ООО "НЕПТУН"
ИНН 2130189390, ОГРН 1172130008907
ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
НО "ФОНД ЗАЩИТЫ ПРАВ ДОЛЬЩИКОВ"
ИНН 2130214141, ОГРН 1192130010490