Предупреждение №ВК/2272/24 Предупреждение от 2 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Чувашское УФАС России в рамках рассмотрения информации, поступившей из ФАС России № СП/28697/24 от 05.04.2024 (вх. № 3116-ЭП/24 от 05.04.2024), о признаках нарушения администрацией города Шумерля Чувашской Республики антимонопольного законодательства, выразившегося в добавлении в учредительные документы МУП «Коммунальник» после 08.01.2020 новых видов деятельности, не подпадающие под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, установило признаки нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Признаки нарушения антимонопольного законодательства установлены в связи со следующими обстоятельствами.

Федеральный закон от 14.11.2002 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон № 161-ФЗ) определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Так, в соответствии с частями 1, 3, 7 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 485-ФЗ) и Федеральный закон "О защите конкуренции" вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета.

Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 1 и пункта 3 статьи 1 Закона N 485-ФЗ установлены исключительные случаи создания, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ и с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, не допускается изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Установлено, что на территории города Шумерля действует Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» (ИНН 2125008383) (далее — МУП «Коммунальник», Предприятие). В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ учредителем Предприятия является город Шумерля.

Информация об учредителе также подтверждается пунктом 1.6 Устава Предприятия, утвержденного Постановлением администрации города Шумерля от 05.05.2023 № 362 (далее - Устав), согласно которому, учредителем Предприятия является муниципальное образование в лице главы администрации города Шумерля.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ в редакции от 09.04.2024 основным видом деятельности Предприятия является обработка и утилизация неопасных отходов (ОКВЭД 38.21), указанная запись внесена в выписку 27.07.2020. Следовательно основной вид МУП ЖКХ «Моргаушское» изменен после 08.01.2020 и не подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ и частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, согласно Выписке из ЕГРЮЛ после 08.01.2020 в сведения о дополнительных видах действительности Предприятия внесены виды действительности, не подпадающие под исключения, предусмотренные пунктом 4 статьи 8 Закона № 161-ФЗ и с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции. В частности, 29.07.2020 ЕГРЮЛ Предприятия дополнен следующими дополнительными видами деятельности:

Сбор неопасных отходов (КВЭД 38.11),

Строительство автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД 42.11)

Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (ОКВЭД 42.21 )

Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 42.99)

Разборка и снос зданий (ОКВЭД 43.11)

Подготовка строительной площадки (ОКВЭД 43.12)

Расчистка территории строительной площадки (ОКВЭД 43.12.1)

Производство земляных работ (ОКВЭД 43.12.3)

Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (ОКВЭД 43.22)

Производство кровельных работ (ОКВЭД 43.91)

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (ОКВЭД 45.20)

Техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств (ОКВЭД 45.20.2)

Деятельность автомобильного грузового транспорта (ОКВЭД 49.41)

Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами (ОКВЭД 52.21.22)

Аренда грузового автомобильного транспорта с водителем (ОКВЭД 49.41.3)

Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД 52.21.22)

Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (ОКВЭД 52.29)

Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.10)

Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32.1)

Деятельность по чистке и уборке прочая (ОКВЭД 81.29)

Дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования (ОКВЭД 81.29.1)

Подметание улиц и уборка снега (ОКВЭД 81.29.2)

Деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9)

Деятельность по благоустройству ландшафта (ОКВЭД 81.30)

Организация похорон и представление связанных с ними услуг (ОКВЭД 96.03)

Глава 3 Устава содержит цели и предмет деятельности предприятия.

Пункт 3.2 Устава содержит перечень видов деятельности, которые осуществляет Предприятие, к которым, в том числе, относится:

  • организация благоустройства, озеленения и санитарной очистки территории города Шумерля, в том числе: услуги по санитарной очистке, уборке территорий и аналогичная деятельность, снос гаражей, сараев, киосков и других самовольных строений, ремонт, установка и содержание остановочных павильонов и площадок общественного транспорта, строительство, реконструкция, ремонт и содержание тротуаров и пешеходных дорожек, установка урн, скамеек, заборов, турникетов и ограждений, валка деревьев;

  • проведение работ по организации наружного освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

  • создание условий и организация обустройства мест массового отдыха населения;

  • содержание и ремонт дорожного полотна проезжей части улиц и пешеходных дорожек, в том числе: разметка автомобильных дорог, установка, ремонт и содержание дорожных знаков, ямочный ремонт автодорог, установка искусственных сооружений и неровностей;

  • сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещению твердобытовых и опасных отходов;

  • осуществление ремонтно-строительных работ;

  • деятельность по управлению жилищным фондом;

  • эксплуатация и деятельность по обеспечению работоспособности котельных;

  • эксплуатация и деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей;

  • обеспечение населения, промышленных предприятий и организаций питьевой водой;

  • эксплуатация и деятельность по обеспечению работоспособности сетей водоснабжения и водоотведения;

  • эксплуатация и деятельность по обеспечению работоспособности водозаборных сетей;

  • эксплуатация и деятельность по обеспечению работоспособности канализационных насосных станций;

  • эксплуатация и деятельность по обеспечению работоспособности очистных сооружений;

  • производство общестроительных работ по прокладке магистральных и местных трубопроводов для водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения;

  • оказания услуг гражданам в сфере гостиничного обслуживания;

  • предоставление ритуальных услуг, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом); организация торговли товарами для погребения; прием заказов и заключение договоров на организацию и проведение похорон; изготовление (приобретение) гробов и необходимых ритуальных принадлежностей; захоронение и перезахоронение граждан; содержание мест погребения; другие виды ритуальных услуг;

  • организация и содержания мест захоронения;

  • капитальный ремонт и текущее содержание муниципальных кладбищ;

  • отвод земельных участков для захоронений;

  • организация захоронения на муниципальных местах погребения;

  • автотранспортные услуги;

  • заготовка дров для населения;

  • производство земляных работ;

  • производство строительных материалов, конструкций, изделий;

  • торгово-коммерческая деятельность без ущерба основной деятельности производства;

  • предоставление транспортно-экспедиционных услуг и услуг автосервиса;

  • выполнение проектно-сметных работ.

  • техническая инвентаризация и паспортизация, технический учет зданий и сооружений жилищно-гражданского и производственного назначения;

  • ведение специального делопроизводства, в том числе ведение реестра муниципального жилищного фонда, адресного реестра, реестра инвентаризируемых объектов;

  • выдача справок, выписок, копий, по данным инвентарно-технического учета;

  • выдача выкопировок из топографической съемки города Шумерля;

  • эскизный проект рекламной конструкции;

  • эскизный проект переустройства, перепланировки, реконструкции, капитальный ремонт объектов капитального строительства;

  • цветовое решение фасада объектов недвижимости;

  • эскизный проект возведения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (павильоны, киоски, навесы и др.);

  • строительство, реконструкция и техническое перевооружение водопроводно­канализационного хозяйства/сооружений/и их эксплуатация;

  • обеспечение надежности и экономичности работ котельных установок и тепловых сетей;

  • осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям;

  • осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции электрических сетей и электроустановок потребителей электрической энергии;

  • распределение электроэнергии;

  • производство электромонтажных работ;

Вместе с тем, часть из указанных видов деятельности не включена в качестве вида деятельности Предприятия в ЕГРЮЛ.

Таким образом, помимо осуществления деятельности субъекта естественных монополий МУП «Коммунальник» предоставлена возможность осуществлять новые виды деятельности включенные в ЕГРЮЛ и Устав Предприятия после 08.01.2020.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следовательно, нарушение администрацией города Шумерля запрета, установленного статьей 35.1 Закона о защите конкуренции, что выразилось в добавлении новых видов деятельности, не подпадающие под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, после 08.01.2020, является основанием для квалификации указанных действий, как нарушение пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, действия Администрации города Шумерля, выразившиеся в добавлении в Учредительные документы и ЕГРЮЛ МУП «Коммунальник» после 08.01.2020 новые виды деятельности, не подпадающие под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарных рынках, которые включены в ЕГРЮЛ и Устав Предприятия после 08.01.2020 в связи с предоставлением преимущественных условий для деятельности и возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара МУП «Коммунальник».

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, в действиях которого выявлены признаки нарушения указанной статьи, предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 2 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с изложенными обстоятельствами, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию города Шумерля Чувашской Республики о необходимости прекращения в срок до 30 июня 2024 года действий, выразившихся в добавлении в Учредительные документы и ЕГРЮЛ МУП «Коммунальник» после 08.01.2020 новых видов деятельности, не подпадающих под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, путем принятия мер, направленных на приведение учредительных документов и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ МУП «Коммунальник», в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Чувашское УФАС России информирует, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

 

 

 

"..."    

 

 

 

"..."

 

 

 

2024-2584

 

 

Связанные организации

Администрация г. Шумерля
ИНН 2125002448, ОГРН 1022103028837