Предупреждение №ВК/1654/21 Срок до 20 апреля. от 17 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат

признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

 

 

В Чувашское УФАС России поступила информация прокуратуры Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (вх. Управления от 16.03.2021  № 2447-ЭП/21) о нарушении администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики антимонопольного законодательства.

По итогам рассмотрения установлено следующее. Вопросы  местного  значения -вопросы  непосредственного обеспечения  жизнедеятельности  населения  муниципального  образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом  об организации  местного  самоуправления  осуществляется населением  и  (или)  органами  местного  самоуправления  самостоятельно (статья 2 Федерального закона N 131-ФЗ).

В  силу  статьи  16  Федерального  закона  N  131-ФЗ  организация ритуальных слуг и содержание мест захоронения, а также формирование и содержание  муниципального  архива  отнесены  к  вопросам  местного значения городского округа.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Закона.

В соответствии с п.22 4.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч.2 ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в части 1 статьи 9 Закона о погребении, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

В статье 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

  •  оформление документов, необходимых для погребения;
  •  предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
  •  погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Следовательно, перечень гарантированных услуг по погребению, определенный в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии  Уставом муниципального образования, формирование  и  содержание муниципального архива, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения также отнесены к вопросам местного значения.

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного  самоуправления,  наделенным  собственными  полномочиями  по решению вопросов местного значения.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что осуществление полномочий (делегирование полномочий) органа местного самоуправления иным лицам возможно исключительно в рамках части 5 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях. Делегирование иных функций (полномочий) приведет к нарушению части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что 10.01.2020 между администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско- Посадского района Чувашской Республики и ИП Павловой Е.В. заключен договор на оказание услуг по погребению безродных, невостребованных и неопознанных умерших (далее - Договор).

Из текста преамбулы и содержания Договора следует, что ИП Павлова Е.В. наделена статусом специализированной службы.

Согласно части 1 статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям с частной формой собственности, так как Закон об организации местного самоуправления не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.05.2011 N 17206/10 также указано, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Тем самым, действия органа местного самоуправления по присвоению статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам с частной формой собственности не соответствуют действующему законодательству.

В силу статьи 10 Закона о погребении и похоронном деле родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Тем самым, Закон о погребении и похоронном деле предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг (статьи 9, 10 Закона о погребении).

Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Кроме того, статья 25 Закона о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Частью 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Наделение ИП Павловой Е.В. администрацией Мариинско-Посадского городского поселения статусом специализированной службы не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку присвоение указанного статуса не является созданием органом местного самоуправления специализированной службой по вопросам похоронного дела, что может привести к созданию обществу необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг путем обеспечения возможности предоставления комплекса услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета и является признаком нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Предоставление органом местного самоуправления муниципальному бюджетному учреждению полномочия осуществлять  решение иных вопросов местного значения, указанных в статьях 15, 16 Закона  об организации местного самоуправления должно рассматриваться в качестве прямого нарушения положений статьи 2 Закона об организации местного самоуправления и квалифицируются как нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

В частности, решением Арбитражного суда Кемеровской области  от 25.11.2013 по делу №А27-12044/13, оставленным без изменений постановлением  Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 и постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2014 установлено, что делегирование органом местного самоуправления иных вопросов местного значения, поименованных  в статьях 15,16 Закона об организации местного самоуправления, относящихся к потребностям муниципального образования, недопустимо действующим законодательством.

 

В связи с наличием в действиях администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики  (429570, Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. Николаева д. 47) признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в наделении ИП Павловой Е.В. статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рекомендует прекратить указанные действия в срок до 20 апреля 2021 года, путем принятия мер по  расторжению договора от 10.01.2020, заключенного  между администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско- Посадского района Чувашской Республики и ИП Павловой Е.В. на оказание услуг по погребению безродных, невостребованных и неопознанных умерших.

 

О выполнении предупреждения, с приложением документов, подтверждающих исполнение, сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 23 апреля 2021 года.

 

Примечание:

Предупреждение выдается субъекту,  в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, признание же факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа  после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Предупреждение не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства и не определяет меру ответственности.

Таким образом, предупреждение не подлежит обязательному исполнению и направлено, в первую очередь, на повторную оценку лицом своих действий (бездействия). Признание факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа  после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 8 статьи 39.1 Закона).

При этом представление ответа в установленный предупреждением срок обязательно.

За непредставление информации  по требованию антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 19.8 Кодекса об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации),  предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны