Решение №А79-2060/2023 Решение суда от 31 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

 

 

г. Чебоксары

Дело № А79-2060/2023

31 июля 2023 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2023.

 

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Щетинкина А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маленкиным А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ГеоАльфа», ОГРН: 1187847126048, ИНН: 7813611440, г. Санкт-Петербург,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии; г. Чебоксары

о признании недействительным решения от 01.03.2023,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики», бюджетное учреждение Чувашской Республики «Городская клиническая больница №1» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью «Кифа»

при участии:

от заявителя – Степанова М.В. по доверенности от 16.12.2022

от Чувашского УФАС России – Винокуровой Н.Ю. по доверенности от 08.02.2023

от третьего лица (бюджетное учреждение Чувашской Республики "Городская клиническая больница №1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики)

– Леонтьевой А.Г. по доверенности от 19.01.2023 № 70

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "ГеоАльфа" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее – ответчик, Чувашское УФАС, Управление) о признании недействительным решения от 01.03.2023.

            Оспариваемым решением жалоба ООО «ГеоАльфа» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - бюджетное учреждение Чувашской Республики "Городская клиническая больница №1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики на поставку материалов для клинико-диагностической лаборатории необоснованной.

Заявитель не согласен с вынесенным решением, считает его необоснованным, незаконным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены казенное учреждение Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики", бюджетное учреждение Чувашской Республики "Городская клиническая больница №1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель третьего лица просил в удовлетворении заявления отказать.

            Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.

            На основании статьи 123, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

            Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

В Чувашское УФАС России 21.02.2023 поступила жалоба ООО «ГеоАльфа» на по­ложения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Бюджетного учрежде­ния Чувашской Республики «Городская клиническая больница №1» Министерства здраво­охранения Чувашской Республики на поставку материалов для клинико-диагностической лаборатории (изв. № 0815500000523000758) (далее - электронный аукцион).

В жалобе заявитель сообщал, что положения извещения о закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

1) заказчиком внесены дополнительные характеристики к КТРУ, которые дублируют описание;

2) дополнительные характеристики к КТРУ внесены не обоснованно, заказчик в от­ветах на запросы отвечал не по существу заданных запросов на разъяснение документации;

3) заказчик обосновывал применение требований к составу набора, фасовок набора (количества флаконов в наборе и объема данных флаконов), расхода реагентов, чувствительности реагента, концентрации химических веществ в реагенте требованием техниче­ской документации к коагулометру Technology Solution. Данные характеристики отсутству­ют в технической документации к коагулометру Technology Solution;

4) заказчиком не обоснованно применено КТРУ «Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем КТРУ 21.20.23.110- 00010614», при возможности использования «21.20.23.110-00010609 Моющий/чистящий раствор РЮД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем» либо 21.20.23.110-00010612 Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных си­стем», которые соответствуют требованиям дополнительных характеристик, использованных Заказчиком и ответами запросы, которые давал Заказчик, которые так же соответству­ют фасовкам раствора 1,3% гипохлорид натрия в упаковках производителя;

5) заказчиком внесены изменения в двух пунктах описания объекта закупки, изменено KTPy в одном из них (Заказчик неожиданно уменьшил требования к объему набора в 2 раза), но при этом не был отменен сам аукцион, как минимум, должны были быть внесены изменения в НМЦК аукциона, т.к. запрос цен № 0315300048123000018 был осуществлен по ошибочному описанию объекта закупки. Так же сомнительны коммерческие предложе­ния «потенциальных участников закупки», которые не заметили данные несоответствия, как минимум трое участников закупок, цены которых были использованы в НМЦК к документации;

6) заказчик в ответах на запросы обосновывал применение конкретизированных фа­совок спецификой лаборатории Заказчика, но при этом в п. 13 данное требование Заказчи­ком умалчивается;

7) в последнем ответе на запрос Заказчиком пояснено, что по п. 13 описания объекта закупки требуется 48 000 мл раствора, путем деления на 300 мл в упаковке, что составляет 160 упаковок, но в соответствии с требованиями к КТРУ упаковка должна быть более 300 мл (не включительно!), соответственно, минимально возможной упаковкой (но не в упаков­ке производителя), соответствующей описанию, является упаковка 350 мл (7 флаконов по 50 мл в упаковке производителя). Соответственно, Заказчику требуется не 160 упаковок, а 138 упаковок, что не соответствует аукционной документации, и, как минимум, должны были быть внесены изменения в НМЦК аукциона;

8) участником закупки обращено внимание на требование к остаточному сроку год­ности товара, но заказчик обосновал применение требования месячного срока годности пе­риодом закупки, но заметим, что в требованиях в проекте контракта есть возможность по­ставки товара отдельными партиями с момента заключения Контракта по 6 декабря 2023г. (включительно), по предварительной заявке Заказчика, в течение 5 (Пять) рабочих дней по­сле получения заявки. Тем самым у Заказчика есть возможность заказать товар с теми сроками, которые ему требуются. Заказчик не внес данное требование к сроку годности в проект контракта, что является дополнительным «барьером» для потенциаль­ных участников закупки на этапе подачи;

9) на разъяснение положений документа­ции электронного аукциона был подан ряд запросов, в которых содержались просьбы разъ­яснить различные положения документации, вместе с тем, ответов по существу поставлен­ных вопросов не последовало.

По итогам рассмотрения заявления ООО «ГеоАльфа», Управление признало жалобу необоснованной.

Принятое Управлением оспариваемое решение основано на следующем.

07.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000523000758 о проведении элек­тронного аукциона на поставку материалов для клинико-диагностической лаборатории, с начальной (максимальной) ценой контракта 20 896 398,49 руб. Одновременно на офици­альном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что характеристики к закупаемому товару определены заказчиком в Приложении №1 к извещению.

Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком при планировании и осуще­ствлении закупки, указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара, использован Каталог товаров работ, услуг. При этом, использованные заказчиком позиции КТРУ не содержат запрета на включение дополнительных характеристик.

Довод о том, что заказчиком внесены дополнительные характеристики к КТРУ, которые дублируют описание,  Комиссия Чувашского УФАС признала необоснованным, в связи с  тем,  что  не  обнаружила дублирование  описания товара по  КТРУ дополнительными   характеристиками, установленными заказчиком. В подтверждение своего довода доказательств со стороны заявителя представлено не было.

Доводы №№ 2, 6, 7, 9 Комиссия также признала необоснованными ввиду следующего:

Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии до­пустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наи­большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финанси­рования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В этой связи включение в извещение о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона и описанию объекта закупки заказчиком была указана дополнительная информация, с обоснованием их применения.

В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Комиссией установлено, что заказчиком, в срок установленный частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, размещены в единой информационной системе разъяснения положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, не меняющее суть извещения об осуществлении закупки, что соответствует требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.       

Относительно содержания разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, размещенного заказчиком, Комиссия отметила, что положения Закона о контрактной системе не регламентируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок.

Запросов, содержащих информацию о повторном обращении потенциальных участников за разъяснением документации, в связи с не получением корректного ответа на него, заказчику не поступало.

Относительно указания в ответе на запрос требуемого объема - 48 000 мл. заказчик пояснил, что произошла техническая ошибка, которая заключалась в указании лишь минимального объема, то есть не был указан необходимый максимальный объем.

Относительно довода № 3 установлено, что согласно технической документации к коагулометру Technology Solution, производитель не рекомендует использовать на данном приборе реагенты, совместимость которых с анализатором не проверена. Доказательств того, что рекомендованные производителем наборы не соответствуют указанным заказчиком характеристикам не представлено.

В руководстве по эксплуатации Автоматического коагулометра Technology Solution 400 (РУ № РЗН 2020/13047 от 24.12.2020г) указано, что в качестве Промывочного раствора необходимо использовать расходные материалы, соответствующие РУ № РЗН 2019/9048 от 04.05.2021г. В данном Регистрационном удостоверении прописан Промывочный раствор по ТУ 21.20.23-001-34065548-2019 для коагулометров «Technology Solution)), в том числе и для коагулометра Technology Solution 400, в котором содержится 1,3% раствор гипохлорита натрия, что обосновывает добавление данной дополнительной характеристики в Описание объекта закупки как необходимой для заказчика.

Довод № 4 Комиссия признала также необоснованным:

Заказчик при описании объекта закупки (п. 13.) использовал код КТРУ 21.20.23.110-00010614, описание которого сформировано следующим образом: «Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем. Единица измерения: Упаковка. Назначение: Для анализаторов Technology Solution; Объем реагента: 300 - 500 (см[3*];^мл).»

Заказчик пояснил, что указанные заявителем коды КТРУ, имеют значительные отличия по значимому для заказчика параметру «Объем реагента)):

21.20.23.110-00010609 «Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных: систем. Единица измерения: Упаковка. Назначение: Для анализаторов Technology Solution; Объем реагента: 10 - 50 (см[3*];'^мл).))

21.20.23.110-00010612 «Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем. Единица измерения: Упаковка Назначение: Для анализаторов Technology Solution; Объем реагента: 50 - 100 (см[3*];'^мл).))

Таким образом, с учетом специфики работы лаборатории заказчика, требование к фасовке и количеству моющего раствора рассчитано в соответствии с количеством и частотой   проводимых   исследований,   возможностями   складских   и   лабораторных помещений и является оптимальным для максимальной производительности работы. Именно указанное соотношение фасовки и количества моющего раствора обеспечивает наилучшее   соотношение   между   экономическими   и   временными   потерями   при осуществлении рабочего процесса лаборатории Заказчика, так как промывочный раствор, расфасованный в более мелкие, чем требуется заказчику емкости, будет требовать более частой остановки процесса исследования для замены использованного флакона на новый.

Заказчик вправе сам определить для себя ту позицию КТРУ, которая ему необходима для формирования надлежащего описания объекта закупки.

Довод № 5 о начальной (максимальной) цене контракта Комиссия не рассматривала ввиду того, что антимонопольный орган, в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта контрольными функциями не наделен (часть 8 статьи 99 закона о контрактной системе).

Довод № 8 Комиссия Чувашского УФАС признала необоснованным с учетом следующего.

В Приложении 1 к извещению указано:, что остаточный срок годности на момент поставки - не менее 9 месяцев от общего срока годности указанного на упаковке, на момент приемки продукции по количеству и качеству.

Представитель заказчика пояснял, что каждый изготовитель устанавливает срок годности на товар по своему усмотрению и указание остаточного срока годности в месяцах соответствует интересам и потребностям заказчика. Поставляемый товар должен быть пригоден к использованию (в случае поставки товара в марте 2023 года) по декабрь 2023 г. (включительно).

Комиссия Чувашского УФАС отметила, что остаточный срок годности на момент поставки не относится к конкретным функциональным, техническим показателям товара.

Не указание в проекте контракта остаточного срока годности на момент поставки не нарушает требования законодательства о контрактной системе.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.  *

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возмож­ности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участни­ков закупки.

Комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях Заказчика  нарушений не установлено.

Таким образом, Комиссия УФАС признала доводы заявителя необоснованными.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в суд с заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ), целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения,, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 названного Федерального закона; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу положений статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Одним из способов осуществления закупок является аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соот­ветствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограни­чение количества участников закупки;

перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перево­зок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирую­щим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:

функциональные, технические и качественные характеристики, эксплу­атационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) то­вара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия по­ставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федера­ции о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терми­нология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости ис­пользования других показателей, требований, условных обозначений и терми­нологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта за­купки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объек­та закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законода­тельством Российской Федерации о техническом регулировании, законодатель­ством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, услов­ные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержать­ся обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик требуемых услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Как указал заявитель, указанные варианты описания объекта закупки в извещении, не будут соответствовать требованиям заказчика об объеме упаковки производителя в диапазоне от 300 до 500 мл., заказчик не включил в описание товара обоснования необходимости использования дополнительной характеризующей товар информации, в описании объекта закупки по позициям 6 и 7 указаны параметры иных товаров, впоследствии заказчик внес корректировки в описание объект а закупки, что повлекло изменение цены контракта, указание на срок годности товара отсутствует  в проекте контракта.

Согласно части 4 статьи 23 Закона N 44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ).

Па основании пункта 4 Правил N 145 Заказчики обязаны применять информацию, включенного в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил. При этом Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5 Правил № 145).

В соответствие с Законом № 44-ФЗ Заказчику дано право включать в документацию технические и функциональные характеристики, устанавливать требования к поставке, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности медицинского учреждения. Следовательно, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

В аукционной документации указаны показатели и иные требования, в том числе требования к поставке, единице измерения товара, необходимые потребностям Заказчика. Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, а также иные требования, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд. При этом закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

В аукционной документации установлены требования к расходным материалам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.

Заказчик при описании объекта закупки должен таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Действующее законодательство предоставляет Заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым.

Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016, основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности Заказчика в необходимом товаре, работе, услуге.

С учетом вышеизложенного, следует вывод, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд, так как приоритетной задачей при осуществлении закупки является удовлетворение потребностей Заказчика.

Согласно п.5. и п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Законом №44-ФЗ и Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусматривают каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки. В данном случае, установленные дополнительные характеристики являются потребностью заказчика и составляют описание объекта необходимого к поставке.

В настоящей закупке заказчик, обосновывая установление дополнительных характеристик (по всем пунктам «Описания объекта закупки») указал: «Характеристики обусловлены применением реагентов для линейки коагулометров Technology Solution, имеющегося у Заказчика, и требованием технической документации.

Кроме того, согласно технической документации к коагулометру Technology Solution, производитель не рекомендует использовать на данном приборе реагенты, совместимость которых с анализатором не проверена. Доказательств того, что рекомендованные производителем наборы не соответствуют указанным Заказчиком характеристикам  не представлено.

Также, в Руководстве по эксплуатации Автоматического коагулометра Technology Solution 400 (РУ № РЗН 2020/13047 от 24.12.2020г) на стр. 19 указано, что в качестве Промывочного раствора необходимо использовать расходные материалы, соответствующие РУ № РЗН 2019/9048 от 04.05.2021г. В данном Регистрационном удостоверении прописан Промывочный раствор по ТУ 21.20.23-001-34065548-2019 для коагулометров ((Technology Solution)), в том числе и для коагулометра Technology Solution 400, в котором содержится 1,3% раствор гипохлорита натрия, что обосновывает добавление данной дополнительной характеристики в Описание объекта закупки как необходимой для Заказчика.

Во всех используемых в Описании объекта закупки КТРУ разрешено указание дополнительных характеристик с обоснованием.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 № 306-ЭС21-25954 по делу № А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Заказчик при описании объекта закупки (п. 13.) использовал код КТРУ 21.20.23.110-00010614, описание которого сформировано следующим образом: Моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем. Единица измерения: Упаковка. Назначение: Для анализаторов Technology Solution: Объем реагента: 300 - 500 (см[3*];^мл), таким образом, фасовка (согласно КТРУ) от 300 мл до 500 мл.

При подготовке аукционной документации Заказчиком был рассчитан необходимый объем моющего/чистящего раствора - 80 000 мл, что соответствует 160 упаковкам (500 мл/уп.*160 уп. = 80 000 мл). Также такое же количество упаковок (160) было указано в запросе цен № 0315300048123000018, на которое было получено 3 коммерческих предложения для формирования НМЦК.

Как указало третье лицо, с учетом специфики работы лаборатории Заказчика, требование к фасовке и количеству моющего раствора рассчитано в соответствии с количеством и частотой проводимых исследований, возможностями складских и лабораторных помещений и является оптимальным для максимальной производительности работы. Именно указанное соотношение фасовки и количества моющего раствора обеспечивает наилучшее соотношение между экономическими и временными потерями при осуществлении рабочего процесса лаборатории Заказчика, так как промывочный раствор, расфасованный в более мелкие, чем требуется Заказчику емкости, будет требовать более частой остановки процесса исследования для замены использованного флакона на новый.

Также БУ ЧР Городская клиническая больница №1 указала, что при составлении описания предмета закупки, произошла техническая ошибка, вследствие чего в первой редакции описания предмета закупки был указан неверный код КТРУ 21.20.23.110-00010894 (Волчаночный антикоагулянт ИВД, набор, анализ образования сгустка. Единица измерения: Набор Количество выполняемых тестов: от 100 (шт): Назначение: Для линейки коагулометров Technology Solution (TS-Люпус)), которая была устранена путем размещения в ЕИС объекта закупки в новой редакции с указанием кода КТРУ 21.20.23.110-00010895.

Потенциальным участникам направлен запрос на уточнение № 414 от 13.02.2023, на что были получены 3 коммерческих предложения с подтверждением цен. Соответственно отмена данного аукциона либо изменение обоснования НМЦК не потребовалось.

Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд (в том числе относительно остаточного срока годности поставляемого товара), так как приоритетной задачей при осуществлении закупки является удовлетворение потребностей Заказчика.

В Описании объекта закупки заказчик указал: остаточный срок годности на момент поставки - не менее 9 месяцев от общего срока годности указанного на упаковке, на момент приемки продукции по количеству и качеству.

Каждый изготовитель устанавливает срок годности на товар по своему усмотрению и указание остаточного срока годности в месяцах соответствует интересам и потребностям заказчика. Поставляемый товар должен быть пригоден к использованию.

Сам факт и предоставление ответа на участие в конкурсной процедуре говорит о том, что участник выражает согласие на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, соответствующих требованиям извещения аукциона в электронной форме на условиях, предусмотренных указанным извещением аукциона в электронной форме (Решение УФАС по Чувашской Республике № 021/06/48-1105/2022 от 27.12.2022г.).

Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к расходным материалам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.

В настоящее время между БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздрава Чувашии и ООО «Кифа» заключен контракт № 86 от 10.03.2023 на поставку материалов для клинико-диагностической лаборатории. Обязательства но Контракту исполняются надлежащим образом, претензий к качеству медицинских изделий со стороны Заказчика не имеется.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что аукционная документация составлена с учетом потребностей заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.

В рассматриваемом деле не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования о товаре не соответствуют фактическим потребностям и приводят к необоснованному ограничению количества участников.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Учитывая изложенное, суд, исследовав материалы дела и заслушав доводы сторон, пришел к  выводу о том, что при проведении спорной закупки заказчиком не было допущено факта ограничения конкуренции, а требования установлены с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные акты соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит уплату государственной пошлины на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

 

общества с ограниченной ответственностью «ГеоАльфа» отказать в удовлетворении заявления.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

 

 

Судья

А.В. Щетинкин

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны